Вина и ответственность

Сегодня обсуждаем тему: вина и ответственность с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

В чём отличия вины и ответственности?

Помогая своим клиентам исцелять хроническое чувство вины, я сопровождаю их к пониманию, что невозможно избавится от чувства вины, не беря на себя ответственность. Взращивание чувства ответственности – это обретение «козыря» в любых отношениях и чуть ли ни единственный способ самозащиты от обвинений, давления и манипуляций.
– За свои действия или бездействия я отвечаю, если возможно исправляю ситуацию или компенсирую причиненный вред. За то, что попадает в зону чужой ответственности, я отвечать не могу.

Обвинять и взывать к ответственности – это разные действия, первое из которых относится к психологическому насилию. Даже в повседневной жизни мы должны учитывать презумпцию невиновности и уметь «проводить расследование». Проще говоря, выстраивать причинно-следственные связи и хотеть понять истинные мотивы человеческих поступков. Признать виновным можно только того, кто целенаправленно, умышленно, преднамеренно нанес ущерб другой персоне. Но как часто нам приходится слышать или произносить без всяких расследований следующие заключения: «Ты это сделал на зло! Всё из-за тебя!»

В юриспруденции только за признанием виновности с доказательствами вменяемости состояния личности на момент свершения поступка, может последовать наказание. Если же поступок был совершен в состоянии аффекта, то в идеальных обстоятельствах это наказание смягчается. Почему? Потому, что инстинктивные эмоции не контролируются. Человек в ярости безумен, как медведь: сам на рогатину прёт.

Как же прекратить обвинять других и освободиться от испепеляющего и навязанного с детства чувства вины в повседневной жизни? Воспитывая в себе здоровую ответственность и взывая к ней окружающих! Излишняя ответственность за других приводит к их инфантилизму, к собственному нездоровью, самобичеванию и состоянию несчастья.

– Надень шапку, а то заболеешь! Слушайся маму!
Воспитает ли эта мама ответственную личность? Даст ли ребенку столкнуться с последствиями своих решений? Послушный ребенок – это не значит ответственный, понимающий свои потребности ребенок. Что же означает ответственность?

Ответственность – это способность человека:

• анализировать ситуацию, принимать решения и действовать в определенных условиях
• осознавать и прогнозировать последствия своих действий или бездействий для себя и других людей
• готовность жить в этих последствиях с полным принятием или исправлять их
• решать, как действовать в будущем в подобной ситуации

[3]

Вина веревками привязана к понятиям «жертва» и «наказание», ответственность – к решениям и последствиям действий. Выписывая «рецепт выздоровления», я хочу сказать, что никогда не поздно начать свободную от вины жизнь – заменить привитую установку «Всё из-за меня» на «Я есть последствия моих решений, действий или бездействий». Сделайте ответственность главной ценностью своей жизни и посмотрите, как она изменится.

– У вас есть проблемы?
– Да!
– Вы что-то делаете, чтобы их решить?
– Да!
– Молодцы!


Фото приобретено на сайте depositphotos.com

Вина и ответственность

В ходе прояснения определенной трудной жизненной ситуации в процессе терапии пациентка приходит к выводу, который звучит, примерно, так: «Да, получается, я сама в этом виновата». И слышать это приходится довольно часто и от разных людей. Какая-то поразительная степень готовности признать себя виновным, осознать свои переживания именно как вину, и тут же, не откладывая в долгий ящик, перейти к процессу самонаказания. Самонаказание чаще всего реализуется в виде разной степени глубины депрессивных переживаний.

Мало кто вспоминает при этом, что вина, собственно, неоднородна и бывает принципиально разной природы. Экзистенциальная вина, корни которой уходят в саму природу человека, в факт осознания себя и своей ограниченности в жизни. В жизни всегда есть то, чего мы не успеваем воплотить, совершить, на что не можем решиться. И сам факт этой не-воплощенности, не-сбычи является постоянным источником вины за непрожитую жизнь. Разрешить такую вину невозможно. Ее можно только принять как данность. И, смирившись с тем, что не все в жизни мы можем воплотить, почувствовать себя свободней.

Реальная вина — та вина, которая действительно имеет место. В нашем современном мире очень частым запросом на всякого рода тренингах повышения личной эффективности звучит именно избавление от реальной вины. Люди реально пытаются изыскать способы, как стать жестче, безжалостней, бездушнее и не испытывать при этом каких-либо внутренних колебаний или угрызений совести. Человек самым

непотребным и циничным способом избавляется от своего родителя, фактически, сдав его в гос. интернат, а потом пытается найти некую волшебную мантру, «действенную психотехнику», которая поможет ему не испытывать неприятного чувства по этому поводу. Сам факт, что он испытывает эту вину, скорее, говорит о том, что духовное окоченение еще не полностью его поглотило. И вряд ли терапию, после которой человеку становится лучше, а всем остальным близким, его окружающим, — хуже, может называться хорошей. Реальную вину можно только искупить.

Невротическая вина. Как раз-таки, тот случай, когда человек больше мучается, чем страдает. Страдания, зачастую, представляют собою нечто объективное и от нас не особо зависящее. В жизни случаются события, заставляющие нас страдать, и все, что мы можем, это пережить их. Стать сильнее в результате, возможно. Обрести и открыть что-то новое в себе. Но пережить. А, вот, мучения все чаще являются продуктом некоего нашего внутреннего выбора. Объективного страдания, лишения может не быть и в помине, а человек снова и снова выбирает мучиться. Человек чувствует себя виновным в том, в чем он и близко не виноват, но ощущает внутренне это именно так. На долю невротической, не реальной вины и приходится большая часть трудных переживаний, с которыми приходится работать в терапии. А, вот, как работать? Как от этого избавляться и менять свою жизнь в сторону большего ощущения свободы, не путая ее со вседозволенностью?

Здесь можно позволить себе немного отвлеченный пример. В человеческом обществе есть несколько культур регуляции поведения его членов. По сути, они идут по порядку и представляют собой эволюцию этих культур. Есть культура страха: человек не совершает каких-то проступков, потому что боится неизбежного наказания, которое принято в обществе за это. Наказание, как правило, жестокое. И все бы хорошо, одно только но — попав в зону действия другой культуры, где страхом ничего не регулируется, такой человек начинает ощущать вседозволенность и совершать все более и более тяжкое. Об этом что-то похожее у Достоевского: «Если Бога нет, то все можно».

Есть культура вины. Украл человек телевизор из магазинчика бежит стремглав по улице. А хозяин магазинчика в бессильном отчаянии кричит ему вслед: «Ах ты, ворюга! Ни совести у тебя, ни стыда! И так выручки нет, а ты последнее отнимаешь!». Добежал человек до своего дома, отдышался и стал устанавливать телевизор. Включил и смотрит. А на душе неспокойно — испытывает чувство вины, мучается, как же это он человеку другому навредил. Раскаивается даже, уже и телепрограммы ему не в радость. Но телевизор не возвращает. А хозяину магазинчика от его раскаяний ни жарко, ни холодно. Он их и не слышит, и не знает о них совсем.

Читайте так же:  Как мамы мешают выйти замуж

А есть культура совести. Когда человек в процессе жизни взращивает в себе некий внутренний регулятор, с которым он сверяется в каждой ситуации, где сталкивается с важным выбором. Совершать что-то или не совершать? Идти на какие-то меры или нет? Никто над человеком не стоит, никто ему не указывает. Наоборот, если бы стояли, внутри бы ничего своего и не выросло — зачем? Когда есть внешние регуляторы, во внутренних отпадает необходимость.

По сути, этот последний пример представляет собой взятие человеком ответственности на себя в каждой ситуации, когда он сталкивается со свободой выбора. Вся наша жизнь состоит из множества больших и малых выборов, которые мы совершаем, от которых бежим или предпочитаем делать вид, что их нет. Хорошее решение именно в этой области и может быть найдено — не подменять ответственность виной.

Почему же так часто люди выбираю чувство вины, а не взятие ответственности? Возможно, потому что так просто легче. Вырвать волосы на голове, посыпать голову пеплом и, главное, ничего не решать. Просто чувствовать мучения от своей самоизбранной виновности. И в ощущении этой вины доходить до стадии своего рода грандиозности, величия. Гордыней считают не только те случаи, когда человек считает себя выше, чем все остальные, но и когда он ощущает себя ниже всех остальных.

У Льва Толстого в повести «Отец Сергий» есть созвучный момент. В самом финале, когда монах-отшельник, прославившийся исцелениями людей, но совершивший прелюбодеяние, пустившись в наказание для самого себя в странствие и прося милостыню, приходит на порог дома своей школьной однокашницы в родном селе, та восклицает, узнав его: «Отец Сергий!». А он отвечает ей: «Да, это я. Только больше не Отец Сергий, а ВЕЛИКИЙ ГРЕШНИК!». И в этом глубоком, вроде бы, раскаянии и отречении от всего мирского и самолюбивого, все равно, главный акцент сделан на слове «Великий».

И , когда иной раз, появляется заманчивое желание ощутить себя виновным в массе всевозможных вещей, которые при трезвом рассмотрении, не имеют к нам никакого особенного отношения, можно просто задать себе вопрос: «А ты что, и правда такой великий?».

Вина и ответственность

Вина – переживание того, что я совершил дурной поступок, дурной выбор, сделал что-то не так, поступил плохо, не правильно.

Вина формируется впервые в так называемый эдипальный период развития: 3-6 лет. Когда ребенок проживает идентификацию с родителем своего пола, учится социальному поведению, осознает свое место в семейной триаде. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что в его семье существуют определенные нормы и правила, которые необходимо соблюдать. Как поступать хорошо, а как – плохо.

Родители учат нас ответственности за свои маленькие детские поступки. Учат, что каждое действие имеет свои последствия. Так мы готовимся к своей будущей адаптации в социуме. Там, где появляется вина, включается наша внутренняя ответственность за тот или иной поступок, выбор, действие, слово, а порой, даже мысль.

Что же происходит с людьми, которые во взрослой жизни слишком часто оказываются в этом непростом и порой труднопереносимом переживании?

К примеру, играет ребенок шумно, бегает по дому, вопит, веселится, а у мамы его – голова болит. Посыл по типу: «Не ори, у меня от тебя голова разболелась. Собери игрушки и сиди тихо» дает ребенку неверные координаты в плане ответственности. Он теперь знает, что мамина мигрень – плод его шумной деятельности, которая, между прочим, приносит много удовольствия. То есть мама ответственность за неконтролируемый процесс в своем теле переносит на ребенка, который после такой маминой ремарки, скорее всего, притихнет. И не от взрослого осознания, что надо бы маме посочувствовать и играть потише. На это ребенок пока не способен. А просто потому, что почувствовал вину. В самый возможно приятный для себя момент. При частом повторении эксперимента и достаточной чувствительности ребенка, эффект «Всегда чувствую вину, когда мне очень весело, и я вот-вот уйду в отрыв» или «если мне хорошо, это может быть кому-то неудобно, неприятно» — как минимум логичен.

Может сопровождать во взрослом возрасте, навязчиво подгаживая жизнь. Откуда взялось – далеко не сразу удается вспомнить. Кому с весельем повезло, тому может ничего не делать и бить баклуши – по жизни нельзя. Или, например, о себе рассказывать, хвастаться, привлекать к себе внимание. Главное, чтобы ответственность за чувства других людей, их настроение, цвет лица и регулярность стула вы несли почаще и в полном объеме.

У виноватых людей часто бывает привычка – обвинять кого-то еще. Чтобы снять с себя часть своей неподъемной ноши, переложив на товарища. Но некоторые несут ее с честью самостоятельно, не расплескивая так сказать. Ответственные за все отношения в своей жизни, за высокие должности, за успех, честь и престиж любой идеи. Чем больше лишней ответственности, тем меньше внутренней свободы.

Гиперответственность в свою очередь привлекает к таким людям всевозможных манипуляторов, нахлебников и паразитов. Они – наступили на больную мозоль, человеку стало виновато, там, где он привык, что все зависит от него, и вот он уже пошел исправлять ситуацию. Сам. Его даже просить не надо. Очень нелегко живется, когда отвечаешь за слишком многое.

Как этого избегать? Когда замечаете, что испытываете перед кем-то вину, прежде чем кидаться в извинения или исправления, спросите себя: а моя ли это зона ответственности? Взяли ли вы ее добровольно, или вам ее пытаются навязать? И если взяли, а нести трудно – можете ли от нее спокойно отказаться?

Свобода вашего выбора в этом месте – лучший критерий. Если ваша ответственность добровольна и не мешает вам жить – честь вам и хвала. На ответственных людях многое в этом мире держится.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

Вина и ответственность: ощутите разницу

Чувство вины вызывает злость, обиду, желание доказывать свою Невиновность любым путем, любым способом.

Вина. Уникальный способ воздействия на человека. формируется легко и просто. с самого детства. “Ты в этом виноват”. каждый слышал эти слова в свой адрес тысячи раз.

Чувство вины вызывает злость, обиду, желание доказывать свою Невиновность любым путем, любым способом. Вина буквально жаждет Наказания. И когда Наказание наступает – следом обязательно наступает Облегчение. а самое печальное, что кроме облегчения больше уже ничего и нет. Можно уже ничего с этим не делать. Наказания вполне достаточно. Иногда человек наказывает сам себя. И это наказание бывает даже сильнее, жестче того, которое назначили бы ему другие. тогда виноватый вообще почти национальный герой: вот как круто он себя наказал!

Читайте так же:  Четыре всадника апокалипсиса в отношениях

Люди, воспитанные на чувстве Вины виртуозно умеют оправдываться. Не менее виртуозно умеют находить себе наказание. И им совершенно неважно, что последствия поступка остались теми же., что боль осталась болью. Главное для них уже сделано – Наказание получено.

Ждать от такого человека, что он как-то исправит положение, что будет хотя бы думать о том, как это можно исправить – совершенно бесполезно. Для него цикл уже завершен. . Любое замечание в свой адрес человек, воспитанный на чувстве Вины, воспринимает именно как Обвинение. Не желание понять, Что произошло, как так получилось, что с этим можно сделать, а только как ОБВИНЕНИЕ. Поэтому при разговоре с таким человеком очень часто возникает чувство бессилия что-либо объяснить: будто и не слышит он тебя. Любимая формула виноватого – ОН ПЕРВЫЙ НАЧАЛ, ЭТО ИЗ-ЗА НЕГО Я ТАК СДЕЛАЛ. ну, например, это он меня так напугал чем-то там. что я не смог ему сказать правду.

Но наивысшего мастерства эти люди, став взрослыми, достигают в умении сделать виноватыми других

[2]

Ответственность – совершенно другое. Это встреча с результатом своего действия. “Да, это сделал я, именно я и никто другой.

И именно мне предстоит исправлять последствия этого моего действия – менять результат. Насколько это возможно.” Искать другие варианты, возмещать ущерб – в первую очередь, моральный.
Очень трудно воспитывать в человеке Ответственность за совершенные действия, за порученное дело, за него самого, за его жизнь, за жизнь тех, кто рядом и кого он любит. Потому что и там есть ответственность. Я отвечаю за это – и это значит, что я не пойду искать виноватых, не буду ждать наказания – я буду анализировать ПОЧЕМУ так получилось, и буду думать над тем, ЧТО надо сделать, чтобы результат был наименее травмирующим.

Ответственный огорчается результатом и начинает что-то делать. Виноватый обижается, злится и – НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.
Критику в свой адрес Виноватый воспринимает именно как Обвинение. Ответственный – как сигнал НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ..

Вина и ответственность — ощутите разницу.

Вина и ответственность.

Вина. Уникальный способ воздействия на человека. Формируется легко и просто. С самого детства. «Ты в этом виноват». Каждый слышал эти слова в свой адрес тысячи раз.

Чувство вины вызывает злость, обиду, желание доказывать свою Невиновность любым путем, любым способом. Вина буквально жаждет Наказания.

Но наивысшего мастерства эти люди, став взрослыми, достигают в умении сделать виноватыми других

Ответственность — совершенно другое. Это встреча с результатом своего действия. «Да, это сделал я, именно я и никто другой. И именно мне предстоит исправлять последствия этого моего действия — менять результат. Насколько это возможно.» Искать другие варианты, возмещать ущерб — в первую очередь, моральный.
Очень трудно воспитывать в человеке Ответственность за совершенные действия, за порученное дело, за него самого, за его жизнь, за жизнь тех, кто рядом и кого он любит. Потому что и там есть ответственность. Я отвечаю за это — и это значит, что я не пойду искать виноватых, не буду ждать наказания — я буду анализировать, ПОЧЕМУ так получилось, и буду думать над тем, ЧТО надо сделать, чтобы результат был наименее травмирующим.

****Ребенок разбросал и не убрал игрушки. Чтобы воспитать чувство ответственности, достаточно объяснить ему, что так — не годится, а потом настоять, чтобы он игрушки убрал. И ни в коем случае не убирать за него. На брошенную игрушку может кто-то наступить, она может сломаться — и игрушки больше не будет. Это и есть тот результат, с которым столкнется ребенок. Не «ты сам виноват», а «Видишь, что получилось? Давай подумаем, что надо сделать, чтобы в следующий раз такого не было».

У виноватого — два противоположных чувства: страх наказания и желание быть наказанным. Страх наказания заставляет человека искать другого виноватого, перекладывать свою вину на другого, оправдываться, обижаться, врать .Желание наказания обусловлено тем, что ПОСЛЕ наказания человек чувствует себя полностью свободным от всего, и прежде всего — от вины. Теперь можно уже ничего не делать — главное уже сделано: наказание получено. И теперь можно продолжать отношения, жить дальше, не обременяя себя мыслями по поводу случившегося. Таких людей очень удивляет требование после наказания как-то что-то исправить, сделать по-другому: ведь Наказание получено? Что ж вы еще-то от меня хотите?

Для человека ответственного само понятие Наказание, конечно, понятно. Но ему непонятно, за что его можно наказывать, если он уже и так делает все, чтобы исправить положение. Он взял на себя ответственность, он ДЕЛАЕТ, ни на кого ничего не перекладывая — причем тут наказание.

Ответственный огорчается результатом и начинает что-то делать. Виноватый обижается, злится и — НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.
Критику в свой адрес Виноватый воспринимает именно как Обвинение. Ответственный — как сигнал НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ.

Вина причинителя вреда как условие деликтной ответственности. Принцип ответственности за вину имеет общее значение, он является обязательным элементом понятия «генеральный деликт»

Читайте также:

  1. C. «Скользкие угри» – уход от ответственности по оценочным позициям, из-за вопросов благости: «я не считаю так, я ни считаю иначе, я не говорю так, я не говорю ни не так».
  2. IF логическое_условие GOTO метка_оператора
  3. If условие Then
  4. А8. Условием успешности рыночного регулирования экономики является
  5. АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ
  6. Анализ издержек по центрам ответственности
  7. Блоки с условием
  8. БРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  9. Бухгалтерская организация управленческого учета по центрам ответственности
  10. В соответствии со ст.41 УК не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.
  11. Важнейшим условием, обеспечивающих успешность реформ является участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние.
  12. Важным условием наступления гражданско-правовой ответственности является причинная связь между противоправным поведением и наступившими последствиями.

Принцип ответственности за вину имеет общее значение, он является обязательным элементом понятия «генеральный деликт». Иногда закон предусматривает исключения из данного принципа, но они не могут быть основанием для того, чтобы отвергать сам принцип.

Понятие вины является одним из наиболее спорных в науке гражданского права. Долгое время в советской литературе господствовало представление о вине как психическом отношении лица к своему поведению в форме умысла или неосторожности[36]. Такое понятие вины распространялось и на деликтную ответственность. Согласно новейшим научным взглядам трактовка вины как «психического отношения» нарушителя к своему поведению и его результату практически бесполезна[37]. Решать вопрос о вине и невиновности необходимо путем анализа отношения лица к своим делам и обязанностям. Если оно проявляет необходимую заботливость и осмотрительность, которую можно требовать от него с учетом характера обстановки, в которой оно находится и действует, то такого субъекта следует признать невиновным в причинении вреда. Однако это относится к случаю, когда речь идет о неосторожности. Вина в форме умысла заключается в намеренных действиях либо бездействии, направленных на причинение имущественного вреда другому лицу.

Читайте так же:  В объятиях нарцисса

Общее правило о вине как условии деликтной ответственности закон формулирует следующим образом: лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК). В этой норме получили решение два вопроса — она устанавливает:

Видео (кликните для воспроизведения).

— во-первых, что условием деликтной ответственности является вина причинителя вреда;

— во-вторых, что вина лица, причинившего вред, предполагается, т. е. закон исходит из презумпции его вины и освобождает потерпевшего от доказывания вины причинителя вреда.

Наряду с рассмотренным общим правилом о вине как условии деликтной ответственности в п. 2 ст. 1064 указывается на возможность исключения из него: законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Такие исключения предусмотрены правилами о некоторых специальных деликтах, например об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 ГК); об ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070).

[1]

В деликтном праве известны разные формы вины: умысел, неосторожность, грубая небрежность и др.[38] Однако нормы о деликт- ной ответственности, в отличие от уголовной ответственности, по общему правилу не придают значения тяжести или степени вины при определении размера вреда, подлежащего возмещению.

Например, имущественный вред, выразившийся в сумме 50 тыс. рублей, причинен умышленным преступлением и вред на такую же сумму причинен по грубой неосторожности, причем причинитель вреда не был привлечен к уголовной ответственности. Основная сумма, подлежащая взысканию в пользу потерпевшего, в обоих случаях будет одинаковой.

В виде исключения из указанного правила законом может быть предусмотрено влияние степени вины участников деликтного обязательства на объем ответственности. Например, размер возмещения, подлежащего взысканию в пользу потерпевшего, должен быть уменьшен, если его грубая небрежность содействовала возникновению или увеличению вреда. При этом учитывается и степень вины причинителя вреда (абз. 1 п. 2 ст. 1083 ГК). Легкая (простая) неосторожность в подобной ситуации не подлежала бы учету.

В связи с тем, что закон связывает неодинаковые последствия с грубой и легкой (простой) неосторожностью, возникает необходимость их разграничения. Представляется, что для достижения этого результата необходимо ориентироваться на норму абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК, которая относится к договорным обязательствам. Применительно к деликтным обязательствам содержание данной нормы можно выразить следующим образом.

Лицо признается невиновным в причинении вреда, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась с учетом характера обстановки, в которой оно находилось или осуществляло свою деятельность, оно приняло все меры для предотвращения причинения вреда.

В данной формулировке отражено общее понятие неосторожности, без разграничения ее на грубую и простую.

Грубую неосторожность можно определить как непростительное нарушение простейших, элементарных требований заботливости и осмотрительности, известных каждому[39].

Например, гражданин, уходя из квартиры, забыл закрыть кран подачи воды, что привело к проникновению воды на нижние этажи и причинению большого имущественного вреда жильцам нескольких квартир.

Вина является условием деликтной ответственности как граждан (физических лиц), так и лиц юридических, причем общие принципы этой ответственности для них одинаковы, несмотря на наличие ряда особенностей. Вопрос о понятии вины юридического лица долгое время был предметом научных споров. Например, имела распространение точка зрения, согласно которой вина юридического лица выражается в невнимательном выборе работника[40]. Следовательно, если при найме рабочего или служащего органы юридического лица всесторонне проверили его, то в случае причинения этим работником вреда при исполнении трудовых обязанностей юридическое лицо признается невиновным и ответственности не несет. Несостоятельность изложенной позиции очевидна.

В действительности вина юридического лица заключается чаще всего в отсутствии необходимой заботы о делах, в непрофессионализме исполнителей, неграмотности, халатности, бездеятельности, повлекших причинение вреда.

Например, несколько рабочих и служащих одного из предприятий почти одновременно заболели и были признаны инвалидами. Выяснилось, что за полгода до этого в помещении, где они работали, была разлита ртуть, но никаких мер по устранению ее вредоносного действия не предпринималось. Доказать свою невиновность в причинении вреда этому предприятию оказалось невозможным.

Вина юридического лица обнаруживается в поведении определенных физических лиц. Это могут быть лица, входящие в состав органов юридического лица, а также участники юридического лица (например, коммерческих организаций). Это могут быть представители юридического лица, а также рабочие и служащие юридического лица либо его члены (например, члены кооперативов). Вина названных физических лиц, если их действия совершались в пределах служебных (трудовых) обязанностей, рассматривается как вина самого юридического лица.

Дата добавления: 2014-12-24 ; Просмотров: 422 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вина и ответственность

В ходе прояснения определенной трудной жизненной ситуации в процессе терапии пациентка приходит к выводу, который звучит, примерно, так: «Да, получается, я сама в этом виновата». И слышать это приходится довольно часто и от разных людей. Какая-то поразительная степень готовности признать себя виновным, осознать свои переживания именно как вину, и тут же, не откладывая в долгий ящик, перейти к процессу самонаказания. Самонаказание чаще всего реализуется в виде разной степени глубины депрессивных переживаний.

Мало кто вспоминает при этом, что вина, собственно, неоднородна и бывает принципиально разной природы. Экзистенциальная вина, корни которой уходят в саму природу человека, в факт осознания себя и своей ограниченности в жизни. В жизни всегда есть то, чего мы не успеваем воплотить, совершить, на что не можем решиться. И сам факт этой не-воплощенности, не-сбычи является постоянным источником вины за непрожитую жизнь. Разрешить такую вину невозможно. Ее можно только принять как данность. И, смирившись с тем, что не все в жизни мы можем воплотить, почувствовать себя свободней.

Реальная вина — та вина, которая действительно имеет место. В нашем современном мире очень частым запросом на всякого рода тренингах повышения личной эффективности звучит именно избавление от реальной вины. Люди реально пытаются изыскать способы, как стать жестче, безжалостней, бездушнее и не испытывать при этом каких-либо внутренних колебаний или угрызений совести. Человек самым

непотребным и циничным способом избавляется от своего родителя, фактически, сдав его в гос. интернат, а потом пытается найти некую волшебную мантру, «действенную психотехнику», которая поможет ему не испытывать неприятного чувства по этому поводу. Сам факт, что он испытывает эту вину, скорее, говорит о том, что духовное окоченение еще не полностью его поглотило. И вряд ли терапию, после которой человеку становится лучше, а всем остальным близким, его окружающим, — хуже, может называться хорошей. Реальную вину можно только искупить.

Невротическая вина. Как раз-таки, тот случай, когда человек больше мучается, чем страдает. Страдания, зачастую, представляют собою нечто объективное и от нас не особо зависящее. В жизни случаются события, заставляющие нас страдать, и все, что мы можем, это пережить их. Стать сильнее в результате, возможно. Обрести и открыть что-то новое в себе. Но пережить. А, вот, мучения все чаще являются продуктом некоего нашего внутреннего выбора. Объективного страдания, лишения может не быть и в помине, а человек снова и снова выбирает мучиться. Человек чувствует себя виновным в том, в чем он и близко не виноват, но ощущает внутренне это именно так. На долю невротической, не реальной вины и приходится большая часть трудных переживаний, с которыми приходится работать в терапии. А, вот, как работать? Как от этого избавляться и менять свою жизнь в сторону большего ощущения свободы, не путая ее со вседозволенностью?

Читайте так же:  Что может дать психолог за одну консультацию

Здесь можно позволить себе немного отвлеченный пример. В человеческом обществе есть несколько культур регуляции поведения его членов. По сути, они идут по порядку и представляют собой эволюцию этих культур. Есть культура страха: человек не совершает каких-то проступков, потому что боится неизбежного наказания, которое принято в обществе за это. Наказание, как правило, жестокое. И все бы хорошо, одно только но — попав в зону действия другой культуры, где страхом ничего не регулируется, такой человек начинает ощущать вседозволенность и совершать все более и более тяжкое. Об этом что-то похожее у Достоевского: «Если Бога нет, то все можно».

Есть культура вины. Украл человек телевизор из магазинчика бежит стремглав по улице. А хозяин магазинчика в бессильном отчаянии кричит ему вслед: «Ах ты, ворюга! Ни совести у тебя, ни стыда! И так выручки нет, а ты последнее отнимаешь!». Добежал человек до своего дома, отдышался и стал устанавливать телевизор. Включил и смотрит. А на душе неспокойно — испытывает чувство вины, мучается, как же это он человеку другому навредил. Раскаивается даже, уже и телепрограммы ему не в радость. Но телевизор не возвращает. А хозяину магазинчика от его раскаяний ни жарко, ни холодно. Он их и не слышит, и не знает о них совсем.

А есть культура совести. Когда человек в процессе жизни взращивает в себе некий внутренний регулятор, с которым он сверяется в каждой ситуации, где сталкивается с важным выбором. Совершать что-то или не совершать? Идти на какие-то меры или нет? Никто над человеком не стоит, никто ему не указывает. Наоборот, если бы стояли, внутри бы ничего своего и не выросло — зачем? Когда есть внешние регуляторы, во внутренних отпадает необходимость.

По сути, этот последний пример представляет собой взятие человеком ответственности на себя в каждой ситуации, когда он сталкивается со свободой выбора. Вся наша жизнь состоит из множества больших и малых выборов, которые мы совершаем, от которых бежим или предпочитаем делать вид, что их нет. Хорошее решение именно в этой области и может быть найдено — не подменять ответственность виной.

Почему же так часто люди выбираю чувство вины, а не взятие ответственности? Возможно, потому что так просто легче. Вырвать волосы на голове, посыпать голову пеплом и, главное, ничего не решать. Просто чувствовать мучения от своей самоизбранной виновности. И в ощущении этой вины доходить до стадии своего рода грандиозности, величия. Гордыней считают не только те случаи, когда человек считает себя выше, чем все остальные, но и когда он ощущает себя ниже всех остальных.

У Льва Толстого в повести «Отец Сергий» есть созвучный момент. В самом финале, когда монах-отшельник, прославившийся исцелениями людей, но совершивший прелюбодеяние, пустившись в наказание для самого себя в странствие и прося милостыню, приходит на порог дома своей школьной однокашницы в родном селе, та восклицает, узнав его: «Отец Сергий!». А он отвечает ей: «Да, это я. Только больше не Отец Сергий, а ВЕЛИКИЙ ГРЕШНИК!». И в этом глубоком, вроде бы, раскаянии и отречении от всего мирского и самолюбивого, все равно, главный акцент сделан на слове «Великий».

[3]

И , когда иной раз, появляется заманчивое желание ощутить себя виновным в массе всевозможных вещей, которые при трезвом рассмотрении, не имеют к нам никакого особенного отношения, можно просто задать себе вопрос: «А ты что, и правда такой великий?».

Ответственность и вина

С ответственностью тесно связана вина, хотя это понятия одного порядка. Человек может нести ответственность за поступки при наличии вины. Вина имеет место, когда человек сознает или сознательно допускает последствий своих действий. Вина – это осознание человеком, социальным субъектом своих принятых безответственных решений и действий. Другими словами, вина – это чувство, присущее нравственно развитому человеку, способному принимать ответственные решения. О вине можно говорить только в случае, если поступки человека свободны. Взаимосвязь ответственности и вины заключается в том, что ответственность – неотъемлемое свойство свободы, а вина – одно из выражений ответственности. Вину можно охарактеризовать как сознание недолжного, понимание и признание того, что мы не должны были совершать.

В некоторых источниках вина (виновность) определяется как «состояние противоположное правоте» [1] . Однако такое понимание не выражает ее сущности. Правота – это доказанность слов или поступков субъекта. С понятием «вина» правота не соотносится. Совершенно очевидно, что если человек неправ, то это вовсе не свидетельствует о том, что он виноват.

С юридической точки зрения, вина – это психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям, это субъективная сторона состава правонарушения и необходимое условие юридической ответственности. В соответствующих отраслях права предусмотрены формы вины и их влияние на меру ответственности.

К понятию «вина» часто обращаются в юриспруденции, начиная от процесса обвинения, обвинительного заключения, обвинительного приговора до лица, в отношении которого вынесено обвинение в совершении преступления, т.е. обвиняемого. Еще в римском праве вина как субъективное отношение преступника к наказуемому действию являлась обязательным условием уголовной ответственности, без признания вины наказание не следовало.

По уголовному законодательству Российской Федерации виновным в преступлении признается лицо, совершившее умышленно или неосторожно противоправное деяние. Лицо подлежит уголовной ответственности, когда установлена его вина. В квалификации административных правонарушений также различают две формы вины – умысел и неосторожность.

Большое внимание соотношению умысла и вины уделял Г. Гегель. В работе «Философия права» он, в частности, подчеркивал сложность понимания вины, поскольку причины ее кроются как в «условиях, основаниях», так и в самом субъекте.

С философски-правовой точки зрения, вина – это состояние сознания субъекта, обусловленное пониманием причиненного вреда. Она является важным элементом правового и нравственного самосознания личности. Как социальный феномен вина имеет две стороны: внутреннюю – психическую, и внешнюю – символическую. В первом случае она означает переживание человеком своего действия или его результатов, во втором – реакцию на проступок: соболезнование, сопереживание, стремление исправить то, что вызвало переживание вины.

Вина неразрывно связана с проступком или преступлением, но субъект не всегда готов их осознать. Зачастую он пытается переложить вину на другого, найти причины вины вне себя. Поэтому вину следует рассматривать с двух точек зрения: оценочного знания и переживания самого субъекта и оценочного знания и переживания других субъектов. Например, по мнению большевиков, революция 1917 г.– это закономерное следствие развития России начала XX века. И своей вины в октябрьских событиях они не видят. Их оппоненты убеждены, что в октябре 1917 г. произошел переворот, принесший России неисчислимые бедствия, и обвиняют большевиков в красном терроре, разрушении производительных сил, гибели русской культуры и т.д.

Читайте так же:  О маленьких лидерах и об их родителях

Вина осознается человеком психологически и нравственно, но с точки зрения права ее устанавливает только суд. Очень важно знать и учитывать субъективные условия, причины вины, а они всегда индивидуальны и своеобразны. Внешне правонарушение может быть налицо, но необходимо понять внутреннее состояние подсудимого, его интересы, мотивы, волю. Виновность или невиновность обвиняемого скрывается в его правосознании и определяется мотивами и целями, которые вызвали к жизни запрещенное действие. И. А. Ильин очень точно подметил, что человек виновен в том случае, когда его воля, создавшая правонарушение, попирает цель права, его сущность [2] .

Завершая рассмотрение проблем свободы и ответственности, нельзя не отметить такой момент: свобода не может быть ни безответственной, ни беспредельной. Мысль о том, что индивид сам лучше других может позаботиться о своих интересах и поэтому ему необходимо предоставить максимальную свободу, спорна, ибо человек не всегда способен оценить свои способности и возможности.

Общество и государство, установив конкретные и четкие нормы морали и права, защищают человека от необдуманных поступков его самого, других лиц и т.п. Кроме того, как образно заметил Э. Фромм, человеку характерно «бегство от свободы». Человек не всегда стремится к свободе и склонен к избавлению от нее в ряде случаев: когда у него отсутствуют средства существования, в случае обеспечения себе безопасности. Такие люди склонны выбирать жизнь без свободы, но и без риска. В истории России был период, когда только вмешательство государства и установление новых законов прекратило массовое закабаление людей. В этом случае государственное право и законы стали предпосылкой расширения социальной и индивидуальной свободы. Так что соотношение свободы и права может быть различным в зависимости от конкретных исторических ситуаций и в разных культурах.

Безусловно одно: право не может быть основано только на идее свободной воли человека, а должно быть соотнесено с нравственными ценностями, традицией и культурой общества.

Вина или ответственность-что ближе вам?


Люди путают между собой многие понятия. Среди них понятие «чувство вины» и чувство ответственности» Как их различить? Об этом собственно и данная статья.

Стыд и вина-уродливые брат и сестра, порождения ума- об этом я рассказала в одноименной статье. Сегодня речь пойдёт чуток об ином, но ту статью прочесть все же стоит)

Чувство вины к ответственности отношения не имеет вовсе.

По сути у нас принято использовать признание собственной вины, публичное раскаяние и общественное порицание с последующим отпущением грехов. Вдумайтесь, эта система везде. Стоит признать свою вину — и тебе все прощается. Это так и в семье, и на работе, и по телевизору, и в суде, как же, раскаяние уменьшает наказание даже за убийства, правда?

А теперь вспомните ситуацию в которой человек, который сделал вам какую-либо гадость» (например произошла авария и вашу машину стукнули) извиняется перед вами, вам становиться легче от его вины? Нет, машина то как была разбитой так ей и остается. Признать свою вину — не означает исправить созданную ситуацию.

С психологической точки зрения, чувство вины — это форма безответственности, поскольку зачастую признание вины предъявляется, как искупление. Сам факт признания вины ничего не меняет — ошибку нужно исправлять или компенсировать. Признания ошибки никогда не бывает достаточно.

Но для того чтобы исправить-стоит взять на себя ответственность, а это явно не всем по силам. И вот тут зачастую включается самозащита. Человек, которого воспитывали через манипуляции на чувстве вины, зачастую талантлив в умении самооправдываться через обвинение других людей.


Ответственность формируется иным способом- через авансирование человеку доверия, через поддержку. Понятие ответственности в нашем социуме сильно искажено. Предлагаю простой тест. Напишите на листке бумаге крупными буквами слово ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Положите лист на стол. Встаньте перед столом и сосредоточьте свое внимание на данном слове и на том где и как оно откликается в вашем теле, что это за ощущения, насколько они вам приятны или нет?

Есть те, для кого- ответственность есть не приятные ощущения в области головы, шеи, плеч, солнечного сплетения: «давит голову, тяжесть в плечах, ноги ватные, сосет в солнечном сплетении»-это сигналы негативного восприятия ответственности-искаженного. Ведь часто в социуме можно наблюдать, что ответственность вызывает ассоциации следующего плана: «теперь ты крайний, теперь тебя уволят ибо проект провальный, им нужен мальчик для битья-ответственный «, «ответственность-тяжкий груз» и т.д

Есть те, у кого слово ответственность откликается теплом в груди, внутренним ликованием, чувством вдохновения-«мне доверили и я могу!!». плечи расправляются, ощущение крыльев за спиной.

Если ответственность по ощущениям не приятный вам отклик даёт, имеет смысл обсудить данный момент со специалистом. Если -приятным-могу порадоваться вместе с вами, вы -Творец своей жизни!


На ответственное поведение способен психологически зрелый человек, уверенный в себе. умеющий любить себя и мир вокруг. Ответственность -это особое взаимодействие с миром, ОТталкивающиеся от ВЕдания (знания), это поведение подтверждающие знание жизни в реальных действиях каждого своего прожитого дня, ориентация на нравственные ценности, это позиция Мастера своей жизни. Ответственность -основа творчества. Ответственность в основе достижений. Ответственность -это реализация своего предназначения, разумное использование своих ресурсов. Да, все люди ошибаются. Ответственность- это осознание своих ошибок. умение их исправлять, готовность взять на себя ответ за не повтор данной ошибки, способность саморазвиваться и самосовершенствоваться ) Быть ответственным очень радостно, ибо есть возможность получить красивый результат во всем- в чем ты возьмешь на себя ответственность. Вам в помощь -кодекс ответственности.))

Вот так если очень коротко про ответственность и вину.

Ответственности вам в получении красивых результатов!!

С первым днем весны вас!! Сделайте её солнечно-радостной!!

Буду рада, если мои статьи, вам окажутся полезными в практике вашей жизни!

Видео (кликните для воспроизведения).

Благодарю вас за ваши «спасибо», которые вы говорите» нажатием на кнопку «спасибо» )

Источники


  1. Борманс, Лео Большая книга о любви / Лео Борманс. — М.: Эксмо, 2015. — 384 c.

  2. В.В. Ивлева Психология семьи / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2012. — 352 c.

  3. Джил, Зарин Секреты еврейской матери / Зарин Джил. — М.: Карьера Пресс, 2013. — 174 c.
Вина и ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here