Винни-пух и все-все-все — типы привязанности

Сегодня обсуждаем тему: винни-пух и все-все-все - типы привязанности с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Персонажи мультфильма «Винни Пух» и их типы восприятия

1. Винни-Пух, естественно, Кинестетик — плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается.

2. Сова более походит на Аудиала — особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.

3. На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа — завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой:
— Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?

4. Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) — тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий.

5. К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось — и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

Дао Вини-Пуха

Бенджамин Хофф

Читать книгу Дао Вини-Пуха онлайн

— Что ты пишешь? — спросил Винни Пух, взбираясь на мой письменный стол.

— Дао Пуха, — ответил я.

— Да Пуха? — переспросил Пух, размазывая одно из только что написанных мною слов.

— Дао Пуха, — ответил я, отпихивая карандашом его лапу.

— Это больше похоже на . ау! Пуха, — сказал Пух, потирая лапу.

— Совсем не похоже, — ответил я раздраженно.

— А о чем это? — спросил Пух, наклоняясь вперед и размазывая еще одно слово.

— О том, как оставаться счастливым и спокойным при любых обстоятельствах! — завопил я.

— А сам-то ты это читал? — спросил Винни Пух.

[1]

Это происходило уже после того, как некоторые из нас рассуждали о Великих Мастерах, и кто-то рассказывал о том, как все они пришли с Востока, а я говорил, что не все, но он все никак ни унимался (точно как это предложение), ни на что не обращая внимания, и тогда я решил зачитать цитату из «Мудрости Запада», чтобы доказать, что мир состоит больше, чем из одной половинки, и я прочел:

— Когда ты просыпаешься утром, Пух, — спросил Пятачок, — что ты говоришь себе первым делом?

— Что на завтрак? — сказал Пух. — А ты что говоришь, Пятачок?

— Я говорю, интересно, что же такое замечательное случится сегодня? — сказал Пятачок.

Пух задумчиво кивнул.

— Это то же самое, — сказал он.

— Это что? — спросил Скептик.

— Мудрость одного Западного Даоса, — сказал я.

— Похоже на что-то из «Винни Пуха», — сказал он.

— Так и есть, — сказал я.

— Но ведь это не про даосизм, — сказал он.

— Именно про даосизм, — сказал я.

— Да нет же, — сказал он.

— А про что, по-твоему? — сказал я.

— Про того косолапого медвежонка, который везде шатается, задает дурацкие вопросы, сочиняет всякие песенки и попадает в разные истории, не становясь при этом ни капельки умнее и не теряя своего незамысловатого счастья. Вот про что, — сказал он.

— Никакой разницы, — сказал я.

Тогда-то у меня и появилась мысль написать книгу, которая бы объясняла концепции даосизма на примере Винни Пуха и объясняла бы Винни Пуха на примере концепций даосизма.

Узнав о моих намерениях, ученые воскликнули: «Нелепо!» и еще что-то в том же духе. Другие сказали, что это глупейшая вещь, которую они когда-либо слышали, и что я, должно быть, брежу. Некоторые сказали, что идея интересная, но слишком сложная.

«Ты хотя бы знаешь, с чего начать?» — спрашивали они. В общем, одно древнее даосское изречение гласит: «Путь длиной в тысячу ли начинается с одного шага».

Так что, я думаю, мы начнем с начала.

— Понимаешь, Пух, — сказал я, — многие люди, по-видимому, не знают, что такое даосизм.

— Да? — сказал Пух, хлопая ресницами.

— Для того эта глава и нужна — чтобы дать кое-какие объяснения.

— А-а, понятно, — сказал Пух.

[3]

— И самый простой для нас способ сделать это — отправиться на минутку в Китай.

— Что? — сказал Пух, широко раскрыв глаза от удивления. — Прямо сейчас?

— Конечно. Все, что нам нужно сделать — это откинуться назад, расслабиться, — и мы уже там.

— А-а, понятно, — сказал Пух.

Давайте представим, что мы идем по узкой улочке в большом китайском городе и натыкаемся на небольшую лавочку, в которой продаются свитки с классической живописью. Мы заходим внутрь и просим показать нам что-нибудь аллегорическое — скажем, что-нибудь юмористическое, но с каким-нибудь Глубоким Смыслом. Хозяин лавочки улыбается. «У меня есть как раз то, что вам нужно», — говорит он нам. «Копия «Дегустаторов уксуса»!» Он ведет нас к большому столу и разворачивает свиток, чтобы мы могли его хорошенько рассмотреть. «Простите, я должен отлучиться на минутку», — говорит он и уходит вглубь магазинчика, оставляя нас наедине с картиной.

Хотя видно, что это совсем свежая копия, мы знаем, что оригинал был написан очень давно. Правда, точное время его создание неизвестно.

На картине мы видим трех человек, стоящих вокруг чана с уксусом. Каждый из них обмакнул палец в уксус и пробует его на вкус. По выражению их лиц сразу видно, как они оценивают уксус. Так как картина аллегорична, мы должны понимать, что это не простые дегустаторы уксуса, а представители «Трех Учений» Китая и что уксус, который они пробуют, символизирует Сущность Жизни. Три мастера — это Кун Фу-цзы (Конфуций), Будда и Лао-цзы, автор древнейшей из существующих книг о даосизме. У первого кислое выражение лица, у второго — горькое, а на лице третьего сияет улыбка.

Конфуцию жизнь казалась кислой. Он думал, что настоящее утратило связь с прошлым и что нынешнее правление человека на земле идет вразрез с Путем Неба, которому следует вся вселенная. Поэтому он предавал особое значение почитанию предков, а также древних ритуалов и церемоний, в которых император, Сын Неба, действует как посредник между безграничным Небом и ограниченной землей. В конфуцианстве использование строго продуманной музыки, предписанных шагов, действий и фраз дополнялось чрезвычайно сложной системой ритуалов, каждый из которых использовался для определенных целей и в строго определенное время. Про Конфуция ходила поговорка: «Если циновка лежит неровно, Мастер ни за что на нее не сядет». Вот какие нелепые вещи творились при конфуцианстве!

Читайте так же:  Психоанализ для непосвященных

Для Будды, второй фигуре на картине, жизнь на земле была горькой, полной привязанностей и желаний, которые вели к страданиям. Мир представлялся ему механизмом, расставляющим капканы, генератором иллюзий, вращающимся колесом боли для всех созданий. Ревностные последователи Будды полагали, что покой можно найти, только вырвавшись за пределы этого «бренного мира» и достигнув Нирваны, буквально, состояния «безветрия». Хотя оптимистический подход китайцев существенно изменил буддизм, попавший к ним из Индии, благочестивые буддисты, тем не менее, частенько замечали, что путь к Нирване для них прегражден «горьким ветром» каждодневного существования.

Согласно учению Лао-цзы, каждый в любой момент может достичь гармонии, с начала начал существующей между небом и землей, но только не с помощью ритуалов, как в конфуцианстве. В своем трактате «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и Силе») он писал, что земля, в сущности, является отражением неба, и управляется она теми же самыми законами, которые, правда, не имеют ничего общего с законами людей. Эти законы влияют не только на вращение далеких планет, но и на пение птиц в лесу, и на рыбу в море. По словам Лао-цзы, чем больше человек вмешивается в природное равновесие, поддерживаемое универсальными законами, тем больше он удаляется от гармонии. Чем больше усилий, тем больше проблем. Все уже обладает своей собственной природой, независимо от того, тяжелое оно или легкое, мокрое или сухое, быстрое или медленное. И эту природу нельзя изменить насильно, не причиняя при этом вреда. Когда извне насаждаются какие-то надуманные правила, борьба неизбежна. Тогда-то жизнь и становится кислой.

Для Лао-цзы жизнь была не механизмом, расставляющим капканы, а учителем, преподающим ценные уроки. Необходимо эти уроки усвоить, также как законам нужно следовать, и тогда все будет хорошо. Вместо того, чтобы отворачиваться от «бренного мира», Лао-цзы советовал «слиться с бренностью мира». То, что действует за пределами всех вещей на небе и на земле, он назвал Дао, «Путь». Основной принцип учения Лао-цзы заключается в том, что Путь вселенной нельзя адекватно описать словами и что попытка сделать это станет лишь очередной концепцией для человеческого разума, которая только еще больше запутает. Все же природу Дао можно постичь, но не интеллектуально, а лишь следуя Дао, растворившись в нем.

В ходе веков классическое учение Лао-цзы постепенно развивалось и вылилось в три религиозных учения: философское, монашеское и простонародное. Все они могут быть включены в общее понятие даосизма. Но основное проявление даосизма, о котором пойдет речь в этой книге, — это просто тотальное приятие, способность действовать спонтанно и гармонично взаимодействовать со всем тем, что происходит в повседневной жизни. С точки зрения даосизма, естественным результатом такого гармонического существования будет счастье. Можно сказать, что самой заметной чертой даосского характера является счастливая безмятежность и что тонкое чувство юмора легко обнаружить даже в самых глубоких даосских трактатах, таких как «Дао дэ цзин», насчитывающий уже две с половиной тысячи лет. В сочинениях другого даоса, Чжуан-цзы, безмятежный смех бьет ключом, как вода из фонтана.

Ancksunamun › Блог › Психологические портреты «Винни-Пуха»

Продолжаем копаться в сказках или как быстро разобраться в психотипах…

Персонажей этой сказки медики описали как сонм умалишенных. Типажи настолько яркие и характерные, что поневоле хочется описать их с психологической точки зрения. Каждый из них неповторим и уникален. Потому-то мы и начинаем серию разборов характера каждого отдельного персонажа произведения А.А. Милна о медвежонке Винни-Пухе.

Начнем, пожалуй с главного и самого колоритного. Открыватель Северного полюса, изобретатель игры в Пухалки, лучший друг Пятачка и Кристофера Робина. Встречайте, неподражаемый и прекрасно оптимистичный Пух:

Темперамент медвежонка можно смело обозначить, не боясь ошибиться. Пух – ярко выраженный сангвиник. Он ужасно общителен, любит быть среди друзей и ходить в гости, как известно, начинает с самого утра. Он никогда не унывает и всегда полон новых интересных и необычных идей. По натуре – практик, всегда готовый прийти на помощь. Имеет две ярко выраженные слабости – мед и поэзия. Пух – стихийный поэт, у которого в стихах можно четко проследить все тонкости и нюансы грамотного стихосложения. Но он не приверженец заумных длинных слов, которые навевают на него скуку, с их помощью сложно передать суть мысли так, чтобы это было просто, емко и всем понятно. В результате чего его частенько называют глупым, с чем он и сам соглашается.

«– …Поэзия, Кричалки – это не такие вещи, которые вы находите, когда хотите, это вещи, которые находят на вас; и все, что вы можете сделать, – это пойти туда, где они могут вас найти».

«Пух», сказал Кролик ласково, «ты просто идиот». «Я знаю», говорит Пух скромно».

Он крайне скромен, а потому немного стесняется, но, тем не менее, прошу любить и жаловать: поросенок в шортиках, любитель воздушных шариков, настоящий интеллигент — Пятачок!

Пятачок по темпераменту – романтичный флегматик. Он крайне чувствителен, в его маленьком сердце таятся большие и яркие переживания, его добрая душа полна нежности. Пятачок – существо очень маленькое, находящееся по этому поводу в постоянной тревоге и беспокойстве (что говорит о незначительном проявлении холерического темперамента в некоторых моментах). Но мы видим примеры того, что если оказать ему моральную поддержку, то он способен на поистине отважные поступки, такие как спасение друзей из повалившегося дерева. Дружеская поддержка может быть оказана и им самим, как в примере с постройкой дома для Иа. По натуре – чувствительный романтик и эстет. Он носит аристократичный белый шарфик и способен оценить красоту и восхититься синими подтяжками Кристофера Робина. Но, как и любая романтично-аристократичная натура, не лишен тщеславия.

«Пятачок встал в этот день очень-очень рано и решил нарвать себе букетик фиалок, и, когда он нарвал букет и поставил его в вазу посреди своего дома, ему внезапно пришло в голову, что никто ни разу в жизни не нарвал букета фиалок для Иа. И чем больше он думал об этом, тем более он чувствовал, как грустно быть ослом, которому никто никогда в жизни даже не нарвал букета фиалок».

«– Неужели я, правда, все это сделал? – сказал он наконец. – Видишь ли, – сказал Пух, – в поэзии – в стихах… Словом, ты сделал это, Пятачок, потому что стихи говорят, что ты это сделал. Так считается. – Ой! – сказал Пятачок. – Ведь я… мне кажется, я немножко дрожал. Конечно, только сначала. А тут говорится: «Дрожал ли он? О нет, о нет!» Вот почему я спросил. – Ты дрожал про себя, – сказал Пух. – А для такого Маленького Существа это, пожалуй, даже храбрее, чем совсем не дрожать».

Читайте так же:  Подход к терапии при интернет-зависимости

Очередь дошла до существа, отвечающего на простое приветствие «Доброе утро» философскими рассуждениями о том, а доброе ли это самое утро на самом деле или вовсе нет. Вашему вниманию предлагаем краткий разбор характера мрачного философа, сохраняющего спокойствие в любых ситуациях, скептика, саркастичного прагматика — ослика Иа-Иа:

Иа-Иа – типичный меланхолик.

Подобно всем меланхоликом постоянно пребывает в плохом настроении, часто подавлен, удручен, неприветлив. Состояние его можно описать как депрессивное. Активность проявляет крайне редко и не очень активно. Он завистлив, ибо несчастен сам. Часто размышляет на философские темы, но будучи меланхоликом, сводит свои мысли к негативным измышлениям. Этот серый ослик видит мир в серых тонах. Иа-Иа – натура саркастическая и язвительная, что является отражением его взглядов на жизнь и вечно плохого настроения. Стремится вызвать у окружающих жалость, которую в полной мере испытывает сам к себе.

«– А что же ты там делаешь? – спросил Кролик. – Можешь отгадывать до трех раз, Кролик. Рою землю? Неправильно. Прыгаю по веткам молодого дуба? Нет, неправильно. Жду, чтобы мне кто-нибудь помог выбраться из реки? Теперь правильно! Дайте Кролику время подумать, и он всегда все отгадает… – Я, кажется, вроде как придумал, – сказал наконец Винни-Пух. – Но я не уверен, что это будет хорошо. – Я тоже, – сказал Иа. – Выкладывай, Пух, – сказал Кролик. – Говори. – Ну, если мы все будем бросать камни и всякие вещи в реку, с одного бока Иа подымутся волны, и эти волны прибьют Иа к берегу… – Очень хорошая идея, – сказал Иа. – Когда я захочу, чтобы меня прибили, Винни-Пух, я вам сообщу. – А вдруг мы случайно попадем в него? – тревожно спросил Пятачок. – Или вдруг мы случайно не попадем в него! – сказал Иа. – Обдумай все эти возможности, Пятачок, прежде чем вы начнете развлекаться».

– этакий лесной менеджер, управленец, маленький начальник, безумно важный и активный. Очень энергичен и деловит. Потому темперамент его можно отнести к холерическому типу. Это существо рационально, свой мозг использует не для абстрактных философских размышлений, а для решения конкретных задач и воплощения в жизнь логически подкрепленных идей. Кролик, этот маленький стратег, постоянно занят составлением каких-либо планов. Как-то киндепинг крошки Ру или укрощение Тигры, которого он предлагает завести в Лес и бросить. Он обладает в лесу несомненным авторитетом, ввиду своей грамотности (он один из немногих в произведении умеет читать и писать), а также благодаря наличию большого количества родственников и знакомых.

«– Кролик – он умный! – сказал Пух в раздумье. – Да, – сказал Пятачок. – Кролик – он хитрый. – У него настоящие Мозги. – Да, – сказал Пятачок, – у Кролика настоящие Мозги… – Наверно, поэтому, – сказал наконец Пух, – наверно, поэтому-то он никогда ничего не понимает!»

Источник не знаю…интернет большой.авторы затерялись

Виннипух и его друзья с точки зрения психолога

Винни Пух

Циклоид-сангвиник, pеалистического синтонного хаpактеpа , находящийся в гаpмонии с окpужающей действительностью: смеющийся, когда смешно, и гpустящий, когда гpустно. Циклоиду чужды отвлеченные понятия. Он любит жизнь в ее пpостых пpоявлениях — еду, вино, женщин, веселье, он добpодушен, но может быть недалек.

Пятачок

Пpимеp психастеника, pеалистического интpовеpта, хаpактеp котоpого опpеделяется дефензивностью, чувством неполноценности, pеализующимся в виде тpевоги, тpусливо-напpяженной неувеpенности, тоскливо-навязчивого стpаха пеpед будущим и непpестанным пеpеживанием событий пpошлого. Он анализиpует возможный исход событий и всегда в качестве пpивелигиpованного pассматpивает самый ужасный. В то же вpемя чpезвычайно совестлив, стыдится своей тpусости и хочет быть значительным в глазах окpужающих, для чего пpибегает к гипеpкомпенсации.

Сова

Яpко выpаженная аутоистичность, замкнутость на себя и свой внутpенний миp, полный отpыв от pеальности, постpоение имманентной гаpмонии в своей душе. Это свойство шизоида, замкнуто-углубленной личности.

Ослик Иа

Иа пpежде всего обpащает на себя внимание своим постоянным мpачным настpоением. Психиатp бы сказал, что он стpадает тяжелой эндогенной депpессией, котоpая всецело овладевает личностью и упpавляет ее поведением. В таких случаях хаpактеp может дефоpмиpоваться и пpеобpетать пpотивоpечивое сочетание хаpактеpологических pадикалов. С одной стоpоны, Иа агpессивен и казуистичен, с дpугой — отоpван от окpужающих. Пеpвое составляет существенное свойство эпилептоида — напpяженно-автоpитаpного хаpактеpа, втоpое — шизоида. Иа убежден, что все безнадежно плохои все плохо к нему относятся, но в глубине души он достаточно тонок и, даже, скоpее добp. Он может изощpенно издеваться над собеседником, но пpи этом в глубине души чувствовать к нему pасположение. Иа напоминает хаpактеpом Ф.М. Достоевского. В психопатологии такой хаpактеp называется мозаичным.

Кpолик

Видео (кликните для воспроизведения).

Автоpитаpен, стpемится подчинить себе окpужающих, что сочетается в нем с комплексом неполноценности и механизмом гипеpкомпенсации в качестве способа ее пpеодаления. Деффинзивно-эпилептоидный. Самая его сильная стоpона — оpганизатоpские способности. Самая слабая — неискpенность и недалекость. Имманентный внутpенний миp его пpактически пуст, для удовлетвоpения социально-педагогических амбиций ему необходимы люди. Он стpемится что-то оpганизовывать, кем-то командовать. Иногда это ему удается, но чаще всего он попадает впpосак и в силу отсутствия глубины и тонкости недооценивает своих паpтнеpов.

Тигра

Hезpел и демонстpативен — свойства истеpика. Он стpемится обpатить на себя внимание, неимовеpно хвастлив, совеpшенно не в состоянии отвечать за свои слова. Он напоминает Хлестакова. Главный pадикал — сангвинический с гипеpтимическим уклоном.

Вини Пух и психология

Как порой шутят врачи: «Нет людей здоровых, есть недообследованные». Что-что а эта шутка не такая уж шутка, если говорить не столько о здоровье физическом, как о здоровье душевном, или же говоря научно – психологическом. Вот тут уж точно нет здоровых, есть недообследованные. Причем это касается не только обычных людей, но и …. героев наших сказок. Так, недавно писатель, переводчик и философ Вадим Руднев вооружился самым современным научным инструментом: структурализмом и постструктурализмом, классическим психоанализом и постфрейдовской аналитической психологией, аналитической философией, философской поэтикой Бахтина — и со всей этой тяжелой артиллерией обратился к любимой детьми и их родителями сказке Алана Милна о Винни Пухе (которую сам же и заново перевел). Оказалось, каждой науке есть чем поживиться в знаменитом лесу, в компании игрушечных героев. В том числе и психологии.

«Характеры в «Винни Пухе» удивительно выпукло и четко очерчены: Пух жизнерадостен, добродушен и находчив, Поросенок тревожен и труслив, И-Ё (в переводе Заходера — ИА-ИА) мрачен и агрессивен, Кролик авторитарен, Сыч оторван от действительности и погружен в себя, Тиггер добродушно агрессивен и хвастлив, Ру все время обращает на себя внимание», — пишет В. Руднев и далее описывает каждого героя сказки языком характерологии Э. Кречмера, П. Ганнушкина.

Читайте так же:  В поисках своего естественного ребенка

Сам Винни Пух тут же становится «выразительным примером циклоида-сангвиника, реалистического синтонного характера … и пикнического телосложения»: он приземистый, полный, с короткой толстой шеей (как и все на свете плюшевые медвежата). Человек такого склада любит жизнь и живет в гармонии с окружающим. Любит простые вещи: еду, вино, женщин, веселье; ему чужды понятия отвлеченные. Такие люди добродушны, но могут быть недалекими. Знаменитые циклоиды мировой литературы чем-то очень похожи на Винни Пуха, замечает В. Руднев: Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик.

Поросенок — «пример психастеника, реалистического интроверта, характер которого прежде всего определяется дефензивностью, чувством неполноценности». Отсюда его постоянная тревожность, трусливая неуверенность в себе, тоскливо-навязчивый страх перед будущим. Мысли психастеника тормозят его действия. Он обо всем думает наперед и склонен предсказывать самый ужасный исход событий. Но он очень совестлив, стыдится своей трусости и в трудную минуту вдруг способен на чудеса храбрости. Телосложение его, по Кречмеру, «лептосомное»: он маленький, худенький.

И-Ё: психиатр, по мнению В. Руднева, сказал бы, что он страдает «тяжелой эндогенной депрессией , которая всецело овладевает личностью и управляет его поведением». Характер его деформирован этой постоянной депрессией и внутренне противоречив. С одной стороны, он эпилептоид: агрессивен и казуистичен; с другой — он шизоид, оторванный от окружающего. Но все же он не настолько авторитарен, чтобы потерять всякую душевную тонкость и доброту, и не настолько замкнут на себя, чтобы совсем не видеть своих друзей и доброе в них. Он может изощренно издеваться над Поросенком, но в глубине души быть весьма к нему расположенным. В. Рудневу все это напоминает характеры героев Достоевского .

Кролик зато — типичный эпилептоид: авторитарен, стремится подчинить себе окружающих. Психологически это связано с механизмом гиперкомпенсации, с помощью которого он преодолевает собственный комплекс неполноценности. Тип реалистический, но не тонкий; способный организатор, но неискренний и недалекий. Его внутренний мир пуст, потому он постоянно нуждается в окружающих, чтобы использовать их как инструмент для удовлетворения своих социально-психологических амбиций. Он все время пытается кем-то командовать, но часто попадает впросак, поскольку недооценивает партнеров.

Тиггер инфантилен и демонстративен: классические свойства истерика. Всегда хочет быть в центре внимания, невероятно хвастлив, совершенно не в состоянии отвечать за свои слова; всем этим напоминает Хлестакова и Ноздрева.

Как видим, в компании Винни Пуха можно найти классические характеры из учебника по психологии. Их появление там, где меньше всего ожидаешь их встретить,— в детской сказке, вызывает улыбку. Возможно, эта улыбка убережет кого-нибудь от того, чтобы относиться к любым научным классификациям со звериной серьезностью и искать в окружающих точное и полное соответствие теоретическим концептам, идеальным типам. Конечно, у Милна эти концепты бегают, говорят, смеются и ссорятся, но на то и сказка, особенно современная, в которой всегда велика доля научной игры. В реальной жизни люди всегда оказываются сложнее и противоречивее, чем характер И-Ё.

Но стоит задуматься и над другим. Лишенные психологических тонкостей и полутонов, сказки выволакивают на свет божий простейшие конструкции, лежащие в основе, в глубине нашей социальной и психологической природы. Специфическими методами они делают то же, что и наука, обнажая скелеты повторяющихся сюжетов (типов отношений) и характеров. Так что улыбка улыбкой, но научный анализ сказок оказывается весьма продуктивен.

Дневник Оптимиста

Интересный блог без рекламы

Я в Google+ и Facebook

Последние комментарии

  • V.exeR на Удивительный макромир
  • Вадим на Lootbox — коробка с сюрпризами
  • Ptah на Lootbox — коробка с сюрпризами
  • Вадим на Lootbox — коробка с сюрпризами
  • LifeInBooks на Книги на которых я вырос
  • Последние записи

    • Сентябрь 2015 (1)
    • Август 2015 (1)
    • Май 2015 (2)
    • Февраль 2015 (1)
    • Октябрь 2014 (8)
    • Сентябрь 2014 (1)
    • Август 2014 (4)
    • Июль 2014 (4)
    • Май 2014 (1)
    • Март 2014 (1)
    • Февраль 2014 (1)
    • Январь 2014 (1)
    • Декабрь 2013 (1)
    • Ноябрь 2013 (1)
    • Сентябрь 2013 (1)
    • Май 2013 (2)
    • Апрель 2013 (4)
    • Март 2013 (1)
    • Январь 2013 (1)
    • Декабрь 2012 (3)
    • Ноябрь 2012 (1)
    • Октябрь 2012 (5)
    • Сентябрь 2012 (3)
    • Август 2012 (4)
    • Июль 2012 (3)
    • Июнь 2012 (6)
    • Май 2012 (6)
    • Апрель 2012 (8)
    • Март 2012 (5)
    • Февраль 2012 (5)
    • Январь 2012 (4)
    • Декабрь 2011 (2)
    • Ноябрь 2011 (8)
    • Октябрь 2011 (9)
    • Сентябрь 2011 (11)
    • Август 2011 (9)
    • Июль 2011 (9)
    • Июнь 2011 (17)
    • Май 2011 (21)
    • Апрель 2011 (21)
    • Март 2011 (14)
    • Февраль 2011 (33)
    • Январь 2011 (23)
    • Декабрь 2010 (19)
    • Ноябрь 2010 (17)
    • Октябрь 2010 (17)
    • Сентябрь 2010 (14)
    • Август 2010 (19)
    • Июль 2010 (23)
    • Июнь 2010 (18)
    • Май 2010 (31)
    • Апрель 2010 (33)
    • Март 2010 (34)
    • Февраль 2010 (54)
    • Январь 2010 (67)
    • Декабрь 2009 (63)
    • Ноябрь 2009 (33)
    • Октябрь 2009 (42)
    • Сентябрь 2009 (40)
    • Август 2009 (100)
    • Июль 2009 (81)
    • Июнь 2009 (60)
    • Май 2009 (27)
    • Апрель 2009 (34)
    • Март 2009 (22)
    • Февраль 2009 (21)
    • Январь 2009 (14)
    • Декабрь 2008 (18)
    • Ноябрь 2008 (17)
    • Октябрь 2008 (21)
    • Сентябрь 2008 (21)
    • Август 2008 (54)
    • Июль 2008 (43)
    • Июнь 2008 (44)
    • Май 2008 (56)
    • Апрель 2008 (53)
    • Март 2008 (85)
    • Февраль 2008 (123)
    • Январь 2008 (125)
    • Декабрь 2007 (55)
    • Ноябрь 2007 (56)
    • Октябрь 2007 (32)
    • Сентябрь 2007 (35)
    • Август 2007 (44)
    • Июль 2007 (48)
    • Июнь 2007 (19)
    • Май 2007 (113)
    • Апрель 2007 (171)
    • Март 2007 (200)
    • Февраль 2007 (109)
    • Январь 2007 (87)
    • Декабрь 2006 (74)
    • Ноябрь 2006 (66)
    • Октябрь 2006 (43)
    • Сентябрь 2006 (5)
  • Быстрая подписка

    Случайные посты

    Самое обсуждаемое

    • Мое отношение к религии (165)
    • Мой самый лучший друг — это я сам (113)
    • Алкоголь vs. Разум (106)
    • Костюм vs Джинсы (96)
    • Философия экстрима (96)

    Управление

    Винни Пух и психические расстройства

    Все мы в детстве читали книжку о приключениях Винни Пуха и его друзей. Благодаря Борису Заходеру и знаменитому мультфильму мы узнали этих замечательных героев, каждый из которых обладал своими особенными свойствами характера.

    Именно о причинах этих свойств мы и хотим поговорить сегодня.

    Если внимательно присмотреться к каждому из героев, становится ясно, что все они больны. Причем больны психически и довольно серьезно.

    Был ли болен автор, так подробно описавший их, не ясно, но однозначно, что поведение подобных персонажей не может положительным образом повлиять на психику маленьких детей. Более того, стремление подражать этим героям, может вылиться для родителей в очень серьезные проблемы.

    Давайте внимательно посмотрим, что же не так с этими милыми зверушками?

    1. Винни Пух — Обжорство

    Неумерен в еде, испытывает неутолимую страсть к меду. Достигнув желаемого, хочет еще больше. Потребление еды является навязчивой идеей и даже иногда создает угрожающие для жизни ситуации.

    2. Сова — Нарциссизм

    Самовлюбленная особа, навязывающая окружающим свою точку зрения. Считает, что умеет все, но на самом деле не обладает этим качествами. Высокомерна, любит покрасоваться.

    3. Кролик — Невроз навязчивых состояний (Обсессивно-компульсивное расстройство)

    Постоянно одержим манией преследования, боится открывать дверь незнакомым. Не доверяет никому, даже собственным глазам.
    Любит порядок, заставляет всех делать так считает правильным. Сам для себя создает правила и ограничения, от которых потом сам же и страдает.

    Читайте так же:  Работа со страхом

    4. Пятачок — Тревожное расстройство

    Постоянно переживает, что что-нибудь пойдет не так. Не уверен в себе и своих силах, боится поступить неправильно, поэтому предпочитает не делать ничего. В крайнем случае держится лидера, который обладает недостающими ему качествами.

    5. Тигра — Синдром дефицита внимания и гиперактивности

    Не может находиться без движения ни секунды, постоянно подбивает окружающих на шалости и прочую движуху. Ему необходимо, чтобы все вокруг крутилось кувырком, иначе очень сильно переживает. Чрезвычайно завышенная самооценка.

    6. Ослик — Депрессия

    Постоянно ноет, недоволен жизнь, пессимистичный взгляд на окружающий мир и собственную судьбу. Отчаявшийся индивидуум, даже не пытающийся изменить ситуацию к лучшему.

    7. Кристофер Робин — Шизофрения

    Разговаривает с игрушками, уверен, что они тоже могут говорить. Воображает, что находится в сказочном мире.

    Вот такие замечательные и милые сказочные герои, которые помогают нашим детям подготовиться к взрослой жизни и сформироваться как личность.

    А в следующей части мы с вами поговорим о Карлсоне…

    • 12 Февраль 2014 — Сова (4)
    • 27 Декабрь 2007 — Про компромат и любителей поковыряться в нижнем белье (0)

    Буду вам очень признателен, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях:

    Эта запись опубликована Пятница, Февраль 18th, 2011 at 17:49 в категориях Интересное, Смешное. Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0 feed.

    Если Вам понравилась статья, то Вы можете получать новые материалы ptah-blog.com по RSS, присоединиться ко мне на твиттере или просто получать обновления блога на e-mail.

    1. Kaena сказал(а),

    А мне мама не разрешала смотреть нерусские мультики. Причина была простой — они развращают. Зато Чебурашку с Геной, или “Ну, погоди”, или того же Карлсона — сколько угодно..

    забавно. но с таким отношением можно вообще мультики не смотреть. Хотя мне лично очень нравится наш, советский Вини Пух

    @ Kaena:
    про наши мультики можно такого написать, еще хуже получится
    @ веселый:
    в нашем мульте Вини тоже не сильно отличается от оригинала Хотя конечно наш лучше, кто ж спорит?

    Ну если рассматривать “болеющих” авторов, то равных в этой номинации нет Корнею Чуковскому — человеку давшему жизнь огромному количеству героев с еще большим расстройствами, чем несчастный Любитель Меда
    А еще есть . и
    Тигренок с Обезьянкой , а бедный Енот ?
    Много таких персонажей. Интересно мультики с их участием отражаются на детях?

    @ Анна:
    о да, Чуковский вообще по-моему что-то сильное принимал Здоровому человеку, такое в голову не придет

    А я думала, что это только мне показалось — психические расстройства героев.
    Но это, наверное, только с нашей — взрослой! — точки зрения. Но подмечено точно.

    А “Ежик в тумане” запретить категорически ! :))))

    @ Татьяна:
    конечно, дети они проще и не имеют тех навязанных нам стереотипов и штампов
    @ p_krysa:
    ага, его давно переименовывать в “Ежик в кумаре”

    Не рассматривал Пуха и компанию с этой стороны.

    Помню, меня в обоих версиях (русской и американской) больше всех раздражал Иа-Иа. Терпеть его не мог.

    @ dr. Strangelove:
    ага, тоже не люблю этот тип Есть, кстати версия про наркотики

    7 признаков того, что мультик Винни Пух пропагандирует наркотики:
    1. Ослик Иа-Иа — ему всё по барабану, у него замедленные реакции и выраженное отсутствие мотивации — конопля
    2. Пятачок — всего боится и страдает манией преследования — грибы
    3. Кролик — везде суёт свой большой нос, всё ему надо — кокаин
    4. Тигра — не может стоять спокойно, постоянно прыгает и кричит никогда не уставая — экстази
    5. Кристофер Робен может разговаривать с животными — употребляет галлюциногены
    6. Винни Пух — любит сладкое, обладает поистине безграничной фантазией — LSD
    7. Сова — всегда приходит на помощь, если у кого-то “проблемы” — дилер…

    О Карлсоне, это список описываемых там сексуальных извращений??

    @ Oleg Kalachov:
    не, ну что ты У меня для этого слишком приличный блог
    Просто Карлсон — это не совсем тот тип характера, который мы хотели бы видеть в своем ребенке, согласись?

    Бедные, бедные животные, из же надо срочно лечить, и сказку лечить, и вообще…аааа…

    Повеселило! Никогда не думала, что у этих героев есть психические расстройства

    ох уж эти психологи:)

    Кристофер Робин — аналог Дяди Федора из Простоквашино

    @ Дмитрий Запорожец:
    а ведь точно Мне до сиз пор непонятно, почему маленького мальчика называют дядей?

    Кстати со Смешариками — та же фигня, все даже более запущенно, чем в Винни-Пухе.

    @ rashid:
    да, но они хотя бы не притворяются нормальными

    @ Ptah:
    Может быть это титул, вроде “сэр”, “месье”… или же, этим словом авторы мультфильма хотели подчеркнуть то, что Дядя Фёдор развит не по годам.

    @ Дмитрий Запорожец:
    а еще можно предположить уголовную кликуху

    ))
    аналогия с наркотиками посмешила))

    Там в книге Милна были еще и Кенга и крошка Ру

    Ребят, наши мультики добрее, поучительнее, они со смыслом. Из всего вышеперечисленного винни пуху подходит ожирение и тяга к сладкому, Иа действительно в унынии пребывает, а на счет остальных не согласен.Американщина во всем видит больной подтекст!!Я рад, что родился в стране, где мультики учат чему-либо!

    @ вова:
    наш “Винни Пух”, был снят совсем в другой стране. Сейчас подобных мультиков практически не снимают. Еще “Смешарики” пытаются что-то делать, да “Маша и медведь” более менее, да и все.

    «Винни-Пух и все-все-все» типы привязанности

    Ослик Иа-Иа очень любил свой

    [3]

    хвост и «был к нему привязан».

    Всеми любимая сказка про Винни-Пуха и его друзей – не только кладезь цитат и афоризмов, но и наглядная иллюстрация типов привязанности. По всем признакам бодрый Винни-Пух обладает надежной привязанностью, меланхоличный Иа-Иа проявляет ненадежный избегающий тип привязанности, а нервозному Пятачку свойственна, скорее, ненадежная тревожно-амбивалентная привязанность.

    Но сначала немного о самом феномене привязанности, которая зарождается в раннем возрасте. Между ребёнком и взрослым, чаще всего матерью, устанавливается эмоциональная связь, которая особенно сильно проявляется, когда ребёнок ищет утешения при переживании тревоги и страха, в случаях новизны ситуации, опасности, стресса. Привязанность дает ребёнку ощущение защищённости, безопасности, комфорта. Поскольку психика младенца только формируется, и он еще не обладает способностью к саморегуляции, то привязанность к взрослому с первых месяцев жизни становится катализатором психического развития.

    В формировании того или иного типа привязанности играют роль как темперамент младенца и другие биологически обусловленные особенности, так и способ взаимодействия значимого лица с ребенком, чуткость и отзывчивость взрослого. Немаловажным фактором является и то, какой тип привязанности сложился у этого взрослого человека в его раннем детстве по отношению к его родителю(-ям), так как эта ранняя модель привязанности переносится на значимые отношения в последующей жизни.

    Различные типы привязанности отличаются степенью доверия к миру, чувством безопасности и готовностью исследовать окружающую обстановку, обращаясь за поддержкой к матери или замещающему её лицу. Кроме того, современные исследования подтверждают, что надежный тип привязанности облегчает интеграцию ребенка в среду сверстников, а ненадежная привязанность – создает препятствия в общении с другими детьми и взрослыми.

    Читайте так же:  Объемный дневник прогоффа - структура успеха

    Давайте теперь вернемся к героям сказки и попытаемся на их примере рассмотреть типы привязанности.

    Винни-Пух активен, весел, предприимчив, он легко идет на контакт и не ждет подвоха от окружающих. Медведь вполне доволен собой и не страдает от каких-либо комплексов, а его самооценка, возможно, даже чуть выше его реальных способностей. «У меня правильнописание хромает. Оно хорошее, но почему-то хромает» — отвечает Винни на вопрос Совы о том, умеет ли он писать. Но и самоиронии ему не занимать. Винни производит впечатление разностороннего гармоничного персонажа с надежным типом привязанности. Если пофантазировать о его детстве, то можно предположить, что мама-медведица внимательно воспринимала сигналы своего ребенка, верно их интерпретировала и своевременно на них реагировала, была чуткой, нежной, эмоциональной. Вероятно, она давала Винни достаточно свободы, поощряла его исследовательское поведение, веселье и маленькие шалости, но всегда была готова обнять, успокоить и позаботиться о ребенке, когда он пугался незнакомых зверей или непривычной ситуации.

    Как было подтверждено в ходе многочисленных экспериментов, в которых участвовали дети в возрасте от одного до полутора лет, малыши с надежным типом привязанности на расставание с мамой (или с замещающим ее человеком) реагируют плачем, зовут и ищут ее, испытывая явный дискомфорт. Но когда мама возвращается, они радостно ее встречают, протягивают к ней ручки, просят утешения, а через короткое время возобновляют свою игру, прерванную уходом матери.

    Совсем иной тип привязанности сформировался у ослика Иа-Иа, страдающего депрессивной симптоматикой. Ниже приведено несколько примеров высказываний ослика:

    — Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар! (перейдя озеро вброд) Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше…

    — Доброе утро, Винни-Пух. Если оно вообще доброе. В чём я лично сомневаюсь…

    Меланхоличный, замкнутый, недовольный собой и окружающими, Иа-Иа, скорее всего, воспитывался достаточно холодными, отстраненными родителями. Также может быть, ухаживающие за осликом взрослые постоянно менялись. Это наводит на мысль о сформировавшейся у Иа избегающего типа привязанности (один из двух видов ненадежной привязанности).

    При проведении упомянутых выше экспериментов дети этой группы не огорчаются при разлуке с матерью (или замещающим ее лицом), но игнорируют её при встрече. В их отношениях присутствует отчуждение и отсутствие чувства безопасности у ребёнка. Парадоксально, но факт: несмотря на отсутствие протеста и яркой реакции на расставание, дети переживают этот момент как стресс, о чем свидетельствуют показатели физиологических и психологических изменений в реакциях данной группы испытуемых. Получается, что ребенок с избегающим типом ненадежной привязанности испытывает всю гамму чувств, что и дети с надежной привязанностью, только не демонстрирует их вовне.

    Избегающий паттерн привязанности — это поведенческая стратегия ребенка, которая помогает ему приспособиться к раннему окружению. Малыш хочет быть ближе к родителям, но они не отвечают на его потребности, поэтому увеличение дистанции является компромиссом – так ребенок может оставаться в контакте с родителями, не раздражая их. Можно наблюдать, как ребенок сдерживает свои естественные поведенческие проявления: не протестует при расставании с родителем, не кричит и не плачет, не цепляется за него. Дети с избегающей формой привязанности зачастую защищаются от своих аффектов (сильных чувств) с помощью когнитивных процессов. В подростковом и взрослом возрасте такой человек может выглядеть отстраненным, замкнутым, сухим, предпочитающим чтение книг живому общению, он любит философствовать на отвлеченные темы, оперировать абстрактными понятиями, но с трудом может выразить собственные чувства. На вопрос «Ты меня любишь?» такой человек с большой долей вероятности предпочтет уклончиво ответить: «А что такое любовь? Как ее оценить или измерить?»

    Другой вид ненадежной привязанности — тревожно-амбивалентный, больше соотносится с образом Пятачка. В сказке он изображается нервным, тревожным, боязливым, немного неуверенным в себе и зависимым от других. Дети этой группы отличаются, тем, что гневно реагируют на уход матери (или замещающего ее лица), но не идут на контакт с ней при встрече. Сопротивляются, когда она берёт на руки, хотя, очевидно, требуют внимания. Ребёнок демонстрирует двойственное отношение к матери и отсутствие чувства безопасности. Детям с тревожно-амбивалентной привязанностью свойственна повышенная эмоциональность, когда чувства захлестывают разум и нарушают когнитивные процессы.

    На примере Пятачка можно предположить, что амбивалентность, или двойственность, могла возникнуть в отношениях между ним и его мамой вследствие гипертрофированной опеки с ее стороны. Возможно, мама привязывала его к себе сверх меры, избыточно контролировала и слабо замечала стремление ребенка отделяться от нее и исследовать окружающий мир. Не исключено, что мама-свинка воспитывала Пятачка одна, и ребенок в какой-то степени был для нее надежной эмоциональной базой, которую она боялась потерять. Тревожность мамы в сочетании с естественными импульсами ребенка приводят к тому, что Пятачок одновременно и желает отделения от мамы, и противится сепарации.

    Безусловно, индивидуальные особенности ребенка вносят определенный вклад во взаимодействие и в формирование привязанности. Справедливости ради следует отметить, что беспокойный младенец, испытывающий проблемы с едой или сном, постоянно кричащий будет испытанием даже для очень чуткой матери.

    В то же время, по мнению современных исследователей, закрепление ненадежного паттерна привязанности с большей долей вероятности может происходить в случаях, когда ребенок испытывает потребность в близости и безопасности, тревожится в пугающих ситуациях, а взрослый либо не реагирует, либо реагирует неадекватно. Конечно, здесь стоит говорить не о единичных эпизодах, а о повторяющихся ситуациях в жизни ребенка. В зоне риска оказываются дети, которые регулярно или на долгое время разлучаются со значимыми взрослыми, воспитывающиеся в детских домах или психически нездоровыми (неустойчивыми) родителями.

    [2]

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Итак, рассмотренные три типа привязанности (надежная, ненадежная избегающая и ненадежная тревожно-амбивалентная) являются своеобразными адаптационными стратегиями, позволяющими ребенку приспособиться к окружению, и находящиеся в рамках нормы. За пределами этого обзора остался еще один тип – дезорганизованная привязанность, а также различные нарушения привязанности. Их я опишу в отдельной статье, поскольку во всех этих случаях стоит говорить как раз об отсутствии адаптационной стратегии у ребенка в силу различных обстоятельств.

    Источники


    1. Пиз, А. Язык жестов в любви / А. Пиз, Б. Пиз. — М.: Эксмо, 2012. — 208 c.

    2. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений: моногр. / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2011. — 352 c.

    3. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.
    Винни-пух и все-все-все — типы привязанности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here