Влияние генов и социума на психическое развитие человека

Сегодня обсуждаем тему: влияние генов и социума на психическое развитие человека с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Влияние генов и социума на психическое развитие человека

Наследственность — это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей . Носители наследственности — гены (в переводе с греч. — «рождающий» ), локализованные в структурах ядра клетки — хромосомах.

Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде . Генетика расшифровала наследственную программу развития человека , которая включает:

[2]

детерминированную часть — определяет то общее, что делает человека человеком :

детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода;

обеспечивает видовые задатки человека как представителя человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления;

от родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);

жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор;

к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие особенности протекания психических процессов (патологические недостатки нервной деятельности родителей, вызывающие, например, шизофрению, могут передаваться потомству); наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (например, карликовость), отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

переменную часть — определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования ; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы :

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей . При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека). Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям . Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил .

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами . При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного — «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности .

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены , то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы.

Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

Человек становится личностью только в процессе социализации , то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 — овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка — Амала — скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая — Камала — прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов — дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека :

социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;

ближняя среда (семья, родственники, друзья).

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной российской семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

По вопросу о том, что оказывает большее влияние на развитие человека — среда или наследственность — существуют две позиции:

Читайте так же:  Образ экзистенциальной психотерапии

приверженцы биогенного (биогенетического) направления в педагогике отдают предпочтение наследственности;

приверженцы социогенного (социогенетического) отдают предпочтение среде.

[3]

Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) установил количественные пропорции влияния среды и наследственности на умственное развитие: 64% — наследственные влияния, 16% — различия в уровне семейной среды, 3% — различия в воспитании детей в семье, 17% — смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Общий вывод состоит в том, что человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя .

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием .

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве . Вместе с тем слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Диапазон оценок роли воспитания широк: от утверждения полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы . Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.

Таким образом, воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития . Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки . Исследования Н. Н. Ладыгиной-Котс показали, что воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком — при наличии тех же контактов с людьми, хорошего питания и ухода, — не привело к приобретению детенышами обезьяны ни одного психического качества, свойственного человеку.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития и постоянно опирается на достигнутый уровень развития, то есть развитие — это цель, а воспитание — средство . Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий. Отечественный психолог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенку (уровню актуального развития), но и зоне его ближайшего развития , которая определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые, благодаря сотрудничеству со взрослым, будут собственным достоянием ребенка в ближайшее время.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

Влияние генов на психические расстройства

Многочисленные исследования показали, что генетические факторы играют значительную роль в развитии таких психических заболеваний как шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. К такому выводу привели длительные исследования семей, близнецовых пар, а также приемных детей, страдающих этими психическими расстройствами.

Шизофрения представляет собой заболевание, для которого характерны различные психологические отклонения, связанные с нарушением восприятия, мышления, поведения, эмоциональной сферы, движения. Распространенность этой болезни составляет примерно 1-2%.

Заболеваемость шизофренией в большой степени связана с генетическими факторами и передается по наследству. Оценка вероятности наследования шизофрении имеет очень высокий процент — от 68 до 89%.Поиску генов шизофрении посвящены многочисленные исследования, но пока все результаты носят предварительный характер. В частности, были обнаружены специфические участки на хромосомах 1, 6, 8, 13 и 22, где с большой вероятностью могут быть расположены эти гены.

Несколько слов необходимо сказать и о таком эндогенном психическом расстройстве как маниакально-депрессивный психоз. Популяционный риск заболевания маниакально-депрессивным психозом составляет 0,3-1,5%, однако риск его возникновения у родственников больных выше, чем популяционный. Наследуемость этой болезни составляет от 30 до 80%. Вероятность развития заболевания для однояйцевых близнецов достигает 65%, для многояйцевых — 14%. Однако, накопление этого заболевания в семьях встречается достаточно редко. Молекулярно-генетические исследования маниакально-депрессивного психоза позволяют предположить, что соответствующий ему ген находится на хромосоме 18.

Причиной болезни Дауна является дополнительная 21 хромосома.

По мере того, как все большему числу, людей становится известным, что многие заболевания имеют наследственную основу, все большее число супружеских пар, чувствуя свою ответственность перед потомством, все чаще и чаще прибегают к консультации врача-генетика. Однако пока изучена генетическая основа сравнительно небольшого числа заболеваний. Людям, несущим -доминантные или рецессивные гены, врач-генетик нередко может подсказать, что ждет их при рождении ребенка. Иногда можно с уверенностью сказать, что риск невелик, но иногда почти наверняка можно предсказать уродства или наличие тяжелого заболевания у потомства. Врач генетик обычно оценивает вероятность проявления неблагоприятного фактора. Например, родителям, имеющим одного глухого ребенка, можно с вероятностью 1:4 сказать, что их следующий ребенок тоже будет глухим. От решимости родителей уже будет зависеть, захотят ли они подвергать себя и будущего ребенка такому риску.

В основе многих психических заболеваний, включая аутизм, паранойю и депрессию, может лежать конфликт между генами, унаследованными от отца и матери. Известно, что самцы млекопитающих «отключают» в своих сперматозоидах многие гены, активная работа которых выгодна матери, но невыгодна эмбриону, тогда как самки отключают в своих яйцеклетках гены с противоположным эффектом. Ряд фактов свидетельствует о том, что смещение баланса активности генов в «отцовскую» сторону может приводить к аутизму, в «материнскую» — к паранойе, депрессии и психозам.

Журнал Nature опубликовал краткое эссе британского социолога Кристофера Бэдкока (Christopher Badcock) и канадского биолога Бернарда Креспи (Bernard Crespi), в котором авторы предприняли смелую попытку дать единое объяснение широкому спектру психических отклонений, включая аутизм, паранойю, депрессию, шизофрению и различные психозы. Давно известно, что эти заболевания имеют в значительной степени наследственную природу, однако закономерности их наследования не всегда укладываются в стандартные генетические модели. Бэдкок и Креспи предположили, что причины этих отклонений кроются не столько в самих генах, которые ребенок получает от отца и матери, сколько в балансе активности (экспрессии) этих генов.

У млекопитающих, включая человека, широко распространен так называемый геномный импринтинг. Суть явления в том, что некоторые гены в половых клетках родителей особым образом «метятся» (например, путем метилирования цитозиновых оснований). «Помеченный» ген у потомства просто-напросто не работает. Некоторые гены отключаются в сперматозоидах, другие в яйцеклетках. В результате часть признаков потомство наследует только от матери (если соответствующие гены отключены в сперматозоидах), часть — только от отца (если ген отключен в яйцеклетке). В половых клетках потомства старые метки могут быть удалены и заменены новыми. В результате у внуков могут проявиться признаки дедушки или бабушки, которые не были выражены у родителей. Импринтинг — это пример так называемой «эпигенетической», или надгенетической, наследственности, то есть наследственных свойств, не связанных с изменением основной структуры генов — последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК.

Читайте так же:  Вернуть человека

Предполагается, что геномный импринтинг развился из-за конфликта интересов между полами. У млекопитающих между самкой и ее детенышем во время внутриутробного развития складываются отчасти антагонистические отношения. Говоря упрощенно, эмбрион старается высосать из матери побольше соков, а мать старается сохранить силы и здоровье, чтобы в будущем иметь возможность родить и других детей. Самец в этом конфликте в общем случае — на стороне детеныша. Других детей самка еще неизвестно от кого родит, а этот — свой. Поэтому самцы отключают в своих сперматозоидах те гены, которые защищают мать от чрезмерных притязаний эмбриона, а матери, напротив, отключают в своих яйцеклетках те гены, которые могут эти притязания усилить. Действительно, большинство генов, подвергающихся родительскому импринтингу, так или иначе связаны с внутриутробным развитием, строением плаценты и т. п.

Например, человеческий зародыш получает и от отца, и от матери по одной копии гена IGF2, который кодирует белок, способствующий быстрому росту. В норме отцовская копия этого гена активна, а материнская отключена. В данном случае, как и во многих других, геномный импринтинг работает в точном соответствии с теорией. Мать, отключая в своих яйцеклетках ген IGF2, старается притормозить рост ребенка и тем самым облегчить себе жизнь во время беременности, родов и грудного вскармливания. Отец, снабжая ребенка активной копией гена, напротив, старается ускорить рост эмбриона вопреки «корыстным» интересам матери.

Таким образом, материнские и отцовские гены в организме зародыша играют в игру, напоминающую перетягивание каната. В результате этой игры в ходе эволюции устанавливается некий баланс, который и обеспечивает нормальное развитие эмбриона (например, отключение гена одним из родителей может быть уравновешено усилением активности его работающей копии в результате мутаций и отбора, и т. п.). Нарушение этого баланса чревато неприятными последствиями. Так, если у человеческого зародыша активными оказываются обе копии гена IGF2 (то есть происходит сдвиг баланса активности генов в «отцовскую» сторону), ребенок будет страдать так называемымсиндромом Беквита–Видемана (Beckwith–Wiedemann syndrome), для которого характерен резко увеличенный вес ребенка при рождении и чрезмерно быстрый рост некоторых органов. Дети, у которых баланс смещен в «материнскую» сторону (отключены обе копии гена IGF2), страдают синдромом Сильвера–Рассела (Silver–Russell syndrome), характерным признаком которого является замедленный рост.

[3]

Считается, что несколько сотен из примерно 20000 человеческих генов подвергаются геномному импринтингу, хотя точно это установлено пока лишь для 63 генов. Большинство из них оказывают серьезное влияние на рост и развитие ребенка. Особенно часто подвергаются импринтингу гены, от которых зависит работа плаценты — органа, отвечающего за изъятие эмбрионом ресурсов из материнского организма. Кроме того, импринтингу подвергается ряд генов, связанных с развитием мозга. Это значит, что генетическое «перетягивание каната» в принципе может влиять на поведение, мышление и свойства личности.

Авторы эссе упоминают идеи крупнейшего эволюциониста-теоретика XX века Уильяма Гамильтона (William Donald Hamilton), автора концепции «эгоистичного гена». Эта концепция получила всемирную известность благодаря работам Ричарда Докинза (см.: Р. Докинз.Эгоистичный ген). Именно Гамильтон первым предположил, что важнейшей движущей силой эволюции может быть конфликт между генами, в том числе и между генами одного и того же организма. Гамильтон также допускал, что внутренний генетический конфликт может иметь психологические последствия. Он отмечал, что людей можно подразделить на две группы: «people–people» и «things–people», то есть на людей с мышлением, ориентированным на других людей, и людей с мышлением, ориентированным на вещи. Сам себя он относил ко второй группе и полагал, что хотя такой психический склад чреват асоциальностью, именно он позволил ему добиться успеха в науке. По мнению авторов эссе, Гамильтон страдал легкой формой аутизма.

Авторы полагают, что ярко выраженная склонность к «вещевому» мышлению — это не что иное, как аутизм. Аутичные дети в раннем возрасте отличаются замкнутостью на себе и крайним эгоизмом и доставляют очень много хлопот своим воспитателям (в первую очередь, конечно, матери). Это навело авторов на мысль, что некоторые случаи аутизма могут объясняться сдвигом в «отцовскую» сторону баланса активности генов, связанных с развитием мозга. Это предположение в дальнейшем получило фактическое подтверждение. Оказалось, что у людей с синдромом Беквита–Видемана риск развития аутизма резко повышен. Кроме того, для многих аутистов, как выяснилось, характерна повышенная активность гена IGF2. Эти данные показывают, что между аутизмом и геномным импринтингом действительно может существовать какая-то связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Авторы предполагают, что симптомы аутизма в общем и целом проистекают из недостаточного развития «теории разума» (это состояние они называют «гипоментализмом»), тогда как для паранойи и широкого круга психотических отклонений характерно противоположное состояние — «гиперментализм».

Влияние социальных факторов на психическое развитие ребенка

Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. [5]

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни [8].

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

Итак, сторонники социального направления в развитии личности делают ставку на решающее влияние среды и особенно воспитания. В их представлении ребёнок — «чистая доска», на которой можно написать всё. Многовековой опыт и современная практика показывают возможность формирования в человеке как положительных, так и отрицательных качеств вопреки наследственности. Пластичность коры головного мозга свидетельствует о том, что люди поддаются внешнему влиянию среды и воспитанию. Если целенаправленно и продолжительное время воздействовать на определённые центры головного мозга, они активизируются, в результате чего психика формируется в заданном направлении и становится доминантой поведения личности. В данном случае преобладает один из психологических способов формирования установки — импрессинг (впечатления) — манипуляция психикой человека вплоть до зомбирования. Истории известны образцы спартанского и иезуитского воспитания, идеология довоенной Германии и милитаристской Японии, воспитавшая убийц и самоубийц (самураев и камикадзе). И в настоящее время национализм и религиозный фанатизм использует импрессинг для подготовки террористов и других исполнителей неблаговидных поступков.

Таким образом, биофон и среда являются объективными факторами, а психическое развитие отражает субъективную деятельность, которая строится на пересечении биологических и социальных факторов, но выполняет особую функцию, присущую только человеческой личности. При этом в зависимости от возраста функции биологических и социальных факторов перемещаются.

В дошкольном возрасте развитие личности подчинено биологическим закономерностям. К старшему школьному возрасту биологические факторы сохраняются, социальные условия постепенно оказывают всё большее влияние и перерастают в ведущие детерминанты поведения. Человеческий организм, по мнению И.П. Павлова, — система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая [1]. Этим и определяется роль синергии (единения личности) как методологической основы функционирования принципов комплексного, дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, учащихся и студентов.

Читайте также:
  1. D. Развитие мануфактур
  2. IV. Влияние изменений условий спроса и затрат
  3. IV. Развитие исторической науки в ХIХ веке
  4. Quot;Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 годы
  5. Quot;Развитие скульптуры России
  6. V2: Патофизиология клетки. Повреждающее действие факторов внешней среды. Патология наследственности.
  7. XX съезд КПСС и общественно-политическое развитие CCCP в годы хрущевской оттепели.
  8. XXVI/ Социально-экономическое развитие Русского государства в XVI в.
  9. XXXV. Социально-экономическое развитие России в XVII в.
  10. А) генеалогический анамнез; анамнез жизни (развитие, питание, перенесенные заболевания и др.); аллергологический анамнез; анализ заболевания.
Видео (кликните для воспроизведения).

Педагог должен исходить из того, что ребёнок, как и человек в любом возрасте, — это биосоциальный организм, функционирующий в зависимости от потребностей, которые мотивируются и становятся движущей силой развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания. Потребности как биологические, так и социальные мобилизуют внутренние силы, переходят в действенно-волевую сферу и служат источником активности ребёнка, а процесс их удовлетворения выступает как мотивированная направленная деятельность. В зависимости от этого выбираются и способы удовлетворения своих потребностей. Здесь как раз и нужна направляющая и организующая роль педагога. Дети и учащиеся начальных и средних классов не всегда могут сами определить способы удовлетворения своих потребностей. На помощь им должны прийти педагоги, родители и социальные работники.

Внутренней побудительной силой к деятельности человека в любом возрасте является эмоциональная сфера. Теоретики и практики спорят о преобладании в поведении человека интеллекта или эмоций. В одних случаях он обдумывает свои поступки, в других — действия происходят под влиянием гнева, возмущения, радости, сильного возбуждения (аффекта), которые подавляют интеллект и не мотивируются. В таком случае, человек (ребёнок, ученик, студент) становится неуправляемым. Отсюда нередки случаи немотивированных поступков — хулиганство, жестокость, правонарушения и даже самоубийство. Задача педагога — соединить две сферы человеческой деятельности — интеллект и эмоции — в один поток удовлетворения материальных, интеллектуальных и духовных потребностей, но непременно разумных и позитивных.

Развитие любого качества личности в любом возрасте достигается исключительно в деятельности. Без деятельности — нет развития. Восприятие развивается в результате неоднократного отражения окружающей среды в сознании и поведении личности, в соприкосновении с природой, искусством, с интересными людьми. Память развивается в процессе образования, сохранения, актуализации и воспроизведения информации. Мышление как функция коры головного мозга зарождается в чувственном познании и проявляется в рефлекторной, аналитико-синтетической деятельности. Развивается и «прирождённый ориентировочный рефлекс» [1], который проявляется в любознательности, интересах, склонностях, в творческом отношении к окружающей действительности — в учёбе, игре, труде. Привычки, нормы и правила поведения воспитываются тоже в деятельности.

Индивидуальные различия детей проявляются в типологических особенностях нервной системы. Холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник по-разному реагируют на окружающую среду, информацию воспитателей, родителей и близких им людей, по-разному двигаются, играют, кушают, одеваются и т.д. У детей разный уровень развития рецепторных органов — зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, в пластичности или консервативности отдельных образований головного мозга, первой и второй сигнальной системы. Эти врождённые особенности являются функциональной основой развития способностей, проявляющихся в скорости и прочности образования ассоциативных связей, условных рефлексов, то есть в запоминании информации, в мыслительной деятельности, в усвоении норм и правил поведения и других мыслительных и практических операциях.

Далеко не полный набор качественных характеристик особенностей ребёнка и его потенциальных возможностей показывает всю сложность работы по развитию и воспитанию каждого из них.

Таким образом, уникальность личности заключается в единстве её биологических и социальных свойств, во взаимодействии интеллектуальной и эмоциональной сферы как совокупности потенциальных возможностей, позволяющих формировать приспособительные функции каждого индивидуума и вести подготовку всего подрастающего поколения к активной трудовой и общественной деятельности в условиях рыночных отношений и ускоренного научно-технического и социального прогресса.

2. Сущность деятельностного подхода.

Сравнительная таблица традиционной системы и развивающей

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав

Влияние генов и социума на психическое развитие человека

13 Сущность и закономерности психического развития ребенка

Психическое становления индивида, формулировка личности является биологически и социально обусловленным процессом. История предыдущего развития человека (филогенез) влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двух ома путями — биологическим и социальным. Процесс психического развития ребенка характеризуется общими закономерностями, сохраняющиеся в течение всего онтогенеззу.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка

Современная детская психология основывается на позиции детерминированности психического развития ребенка взаимодействием различных факторов, обстоятельств, условий, т.е. биологических и социальных факторов

. Биологические факторы — совокупность природных факторов, влияют на. Индивидуальное развитие человека как биологического организма, вызывая ее наследственные особенности

После рождения ребенок попадает в среду людей — социум, который активно влияет на ее развитие

. Социальные факторы — совокупность факторов, произведенных общественным развитием, детерминирующих поведение человека как общественного существа

Эта концепция объясняет процесс развития человека, одновременно вказучы на ??возможность опосредованного руководства им. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью, онтогенез личности — — социальной наследственностью. Эти две детерминанты взаимосвязаны в процессе развития младенцевни.

Основные концепции психического развития ребенка

Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека. Основные свойства себя развития, которые отличают его от всех других изменений, являются:

а) необратимость — способность к накоплению изменений,»надстройки»новых изменений над предыдущими;

б) направленность — подчиненность единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

в) закономерность — способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей

Также выделяют главные факторы (ведущие детерминанты) развития человека. К ним относятся:

1) наследственность-свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;

2) среда — общественные, материальные и духовные условия существования человека;

3) активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды

Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) — на социальные свойства личности; активность — на индивидуальные и социальные собственно ост.

Психическое развитие ребенка, превращение беспомощного младенца на личность происходит по определенным законам, которые изучает детская психология. Эта проблема является одной из самых актуальных в современной психологии ее. Интерес к ней имеет не только теоретическую природу, во многом он вызван и педагогической практикой, которая требует постоянного совершенствования обучения и воспитанияня.

Ядром теории психического развития является раскрытие движущих сил, выявления роли биологических и социальных факторов (наследственность, среда, обучения и воспитания) в становлении личности. В дискуссии с этих вопросов выкристаллизовались полярные взгляды представителей биологизаторские, социологизаторського направлений. Сторонники биологизатпорського направления (С-Г. Холл,. Д. Селли,. Ш. Бюзер,. Д. Мэйли и др.) выход пять из признания того, что все психические особенности человека являются врожденными, смена периодов развития, возникновения различных психических процессов, свойств, качеств личности обусловлены наследственностью. Пс ихичний развитие они рассматривают как постепенное количественное развертывание, созревание наследственных структур (способностей, интересов, черт характера), которые ребенок наследует так же, как строение тела, черты лица, форму рук и т.д.. Появление новых качеств они заперечуютаперечують.

В рамках этой концепции выделилось несколько теорий. Сторонники биогенетической теории считают, что ребенок за короткий период своей жизни преодолевает все те этапы, что и человечество в своем развитии

Представители психоаналитической теории решающую роль отводят биологическим влечениям. По их мнению, основой творчества, как и сновидений, являются биологические поезда, человек, стесняясь, скрывает от себя, витые исняе в»сферу бессознательного»(3. Фрейд). Творчество они рассматривают как сублимацию (преобразование) невыполнимых и нереализованных в раннем детстве сексуальных, иррациональных влечений, желаний. Поэтому требуемых бно дать выход внутренним силам младенцевм силам дитини.

Согласно современным биологизаторские концепций социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами (материальными носителями наследственности), отобранными в процессе эволюции. Издавна характер рнимы для человека трусость, ложь, эгоизм, агрессивный инстинкт, другие пороки. Мутация генов, которые являются носителями нравственности, по словам представителей биологизаторские концепции, ведет к бесчувственности (этим они объясняют преступления и другие асоциальные проявления в поведении человекаи).

биологизаторские концепция односторонней, часто используется как ширма теми, кто не хочет или не умеет воспитывать других и себя, пытается все недостатки объяснить отрицательной наследственностью, против которой й человек бессилен. Она открывает простор для обоснования естественного неравенства способностей людей разных рас и национальностей. Расисты, например, считают, что представители белой расы превосходят по спа дковистю чернокожих людей, а потому должны господствовать над ними. Жизнь и педагогический опыт убедительно опровергают эти утверждения, поскольку каждый ребенок, к какой бы расе или национальности она не принадлежали а, может при соответствующих условиях достичь высокого уровня развитиятку.

Источники социологизаторського направления начаты еще в средние века теорией tabula rasa, согласно которой психика человека в момент рождения является»чистой доской», однако под воздействием внешних условий, воспитания у нее постепенно возникают присущие человеку психические качества. Представителем. Этому ого направления был французский философ. Клод. Анри. Гельвеций (1715-1771), который считал, что все люди рождаются с одинаковыми природными данными, а дальнейшая неравенство их умственных способностей и моральных яко стей обусловлена ??неодинаковыми внешними условиями и воспитательными воздействиями. Эти утверждения были направлены против господствующих в то время концепций врожденной обусловленности психического развития, социального неравенства людивності людей.

Одним из проявлений социологизаторськои концепции развития была распространена в 20-30-е годы XX века социогенетичного теория, сторонники которой доказывали, что основным фактором психического развития ребенка является приспособления ування ее к социальному среда.

Общим для биологизаторские и социологизаторських теорий развития во взглядах на ребенка является то, что они выходят из механистической концепции развития и рассматривают ее как пассивный объект внешних влияние вел, как игрушку (в одном случае в руках наследственности, в другом — социальной среды). Поэтому их невозможно взять за основу понимания закономерностей развития младенцеви.

На современном этапе распространена теория конвергенции биологического и социального факторов. Согласно ей психическое развитие обусловливается взаимодействием наследственности и среды: наследственности отводится определяли ьна роль, среде — роль регулятора условий, в которых реализуется наследственность. Однако эта теория не имеет объяснений случаев, когда в одной семье вырастают дети с разными характерами, имея од акову наследственность (однояйцевые близнецы). Современная наука убедительно доказывает, что ни наследственность, ни среда, как их понимают сторонники конвергенции двух факторов, не определяют развитие младенцевини.

Какова роль наследственности и среды в психическом развитии человека?

В науке обычно называются три основных фактора развития

человека — социальная среда, наследственность и воспитание. Эти факторы характеризуются высоким уровнем обобщения, и их надо всегда иметь в виду.

Прежде чем ребенок испытает на себе социальное воздей ствие, его развитие определяется таким фактором, как природ­ные силы, т. е. родовыми общечеловеческим свойствами, унас­ледованными от родителей; среди них для психического разви­тия важнейшим является жизненная энергия, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром и направленная на приспособление к среде обитания и жизне­деятельности, на удовлетворение различных естественных по­требностей. Это происходит вначале в семье, затем в более широ­ком социальном пространстве.

Вторым фактором назовем фактор познавательной активно сти, удовлетворение которой обеспечивается вначале в семье или в дошкольном воспитательном учреждении, а затем в широкой и разветвленной системе воспитания и образования.

И, наконец, третий фактор — социальная среда (широкая, в виде государственного и общественного устройства, с истори чески сложившимися специфическими национальными особен­ностями и традициями народа, и узкая — коллективы, группы и другие мелкие временные или постоянные объединения людей).

Взаимодействие указанных факторов по отношению к разви вающемуся человеку состоит в следующем. Развитие человека как личности происходит за счет того, что психика благодаря по­требностям, активности и развивающемуся сознанию отражает условия, обеспечивающие жизнь ребенка, приспосабливает орга низм и душевные свойства к действиям взрослых, к особенно­стям микросоциальной семейной среды, учитывающей природ ные особенности ребенка.

Рассмотрение особенностей и характера становления лично­сти в онтогенезе предполагает необходимость формирования

т

четкой позиции в оценке социального и биологического в развитии человека.

Фундаментальные открытия генетики вызвали оживление мюлогизаторских, социологизаторских и социобиологических концепций развития человека.

Сторонники биологизаторских взглядов считают, что основ­ные психические свойства человека генетически запрограмми­рованы (даже механизмы мозга, участвующие в научении, гене-i и чески обусловлены). У Ж. Пиаже созревание ума выглядит как Нечто биологическое; по А. Маслоу, врожденны гуманные по-Фебности человека. Наиболее жизнеспособным биологизатор-i кос направление является в вопросах интеллектуального развития ффициент интеллекта генетически определен), в объяснении Причин преступности «биологической предрасположенностью» i исоломброзианство»), в вопросах раскрытия сути развития i иособностей как процесса реализации генетической програм­мы человека.

[1]

Авторы социогенетических концепций считают, что отправ­ным пунктом развития является не индивид, а процесс социаль­ного взаимодействия. По их мнению, результат личностного раз-mi i ия полностью зависит от среды.

Сторонники теории двух факторов раскалывают индивида ■Идвое — природные и чисто социальные составные. Они в про­тивовес биогенетическим теориям явление преступности объяс-Ийют социально-биологическими причинами.

Между тем новые данные отечественной психологии и нейро-■сихологии теоретически и экспериментально показывают, что:

— человеческая психика не есть результат или прямое про-
Ьлжение естественного развития элементарных форм поведе­
ния и психической жизни животных;

— психические функции человека формируются прижизнен­
но, путем усвоения им социального опыта, а сам процесс усвое­
ния — это специфическая форма психического развития, свой-
|тненная лишь человеку.

I Сказанное относится не только к высшим психическим функ-Циям, но и к таким простым, казалось бы, врожденным функци-йм, как тональный слух (доказано при опытном формировании || лабораторных условиях).

Не может быть никаких природных программ поведения че-нжека, хотя бы потому, что сама социальная жизнь постоянно

(яется, зачастую быстрее смены поколений.

Природное бытие человека очеловечено его социальной сущ­ностью, становится живым элементом его социального бытия. Социальное не уничтожило, не устранило биологическое, оно

«сняло» биологическое в человеке, включило его в новые систе­мы связей и отношений, подчинив качественно новым законам социальной формы движения. Социальное движение обнаружи­вается в индивидуальном развитии человека.

В понятие социального включаются условия жизнедеятельно­сти человека в обществе, особенности общественных отноше­ний, характер производства и социальных институтов, специфи­ка системы воспитания, распространения информации и пр.

Как генетическая наследственность подчиняется определен­ным биологическим закономерностям, так и социальное насле­дование имеет свои законы. Влияние биологических предпосы­лок в процессе личностного развития растущего человека стано­вится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными, и число вариаций на каждом новом уровне опо­средствования растет в геометрической прогрессии.

По авторитетному утверждению Н. П. Дубинина, «психика человека не заложена в генах. никаких генов для духовного со­держания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-исторической деятель ности людей» (1980). Эта позиция всесторонне развивается в ис следованиях отечественных ученых (П. Я. Гальперина, В. В. Да выдова, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова и др.), показавших, что ни состав, ни специфическое качество новообразований человека как личности не определяется «прирожденными механизмами» Опыт отечественной педагогики (А. С. Макаренко) доказывает, что никаких прирожденных трудных характеров нет, и включе ние дезадаптированных детей в социально-полезную деятель ность изменяет их личностную направленность.

Конечно, каждый человек обладает своеобразными, индиви дуальными особенностями организма, в том числе нервной сие темы. Но эти унаследованные особенности, свойства организма, составляют не фактор, а непременное физиологическое основание, условие, но не причину развития человека как члена общества (П. Я. Гальперин). Чтобы воспользоваться богатствами, накоп ленными человечеством, каждое новое поколение должно овла деть ими, «присвоить» их, а для этого оно само должно осуществ лять такую деятельность, которая адекватна воплощенной в ней деятельности предшествующих поколений. Эта деятельность в готовом виде индивиду не дана и в его телесной природе не за ключена. Новорожденный ребенок выступает как индивид, об ладающий лишь потенциальными (некоторые органические предпосылки, витальные потребности, способность к отраже нию) возможностями стать личностью. И только другие люди че рез деятельность, связывающую с ними ребенка, определяют ег>

развитие как личности; нельзя упускать из виду активность ре­йс нка как субъекта своей деятельности.

Убедительный пример, что возникновение полноценной пси-чики возможно лишь в процессе совместно-разделенной дея-н’льности, вовлекающей ребенка в общение и практику, дают работы А. И. Мещерякова и др., посвященные воспитанию сле-иоглухих детей, которые без помощи воспитателя не поднима­ются выше уровня животного существования.

Читайте так же:  Почему притягиваются не те партнеры

Источники


  1. Пол, Джордан Как вылечить отношения. Главная книга любовников и супругов / Джордан Пол , Маргарет Пол. — М.: Прайм-Еврознак, 2016. — 320 c.

  2. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.

  3. От заботы до власти. Мамочка, пожалуйста. Как стать лучшей мамой. Мысли многодетной мамы. — Москва: Мир, 2016. — 983 c.
Влияние генов и социума на психическое развитие человека
Оценка 5 проголосовавших: 1