Влияние социальных установок на личность и групповую коммуникацию

Сегодня обсуждаем тему: влияние социальных установок на личность и групповую коммуникацию с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Влияние социальных установок на личность и групповую коммуникацию

Комментарии

Мне нравится

1

Чeлoвeк пo cвoeй пpиpoдe — cyщecтвo coциaльнoe.

Mы нe мoжeм жить бeз oбщeния, и дaжe тe из нac, ктo cчитaeт ceбя oдинoчкaми и coциoфoбaми, вeдyт aктивнyю, хapaктepнyю для cвoeгo ypoвня пcихичecкoй opгaнизaции, жизнь. Пpocтo эти люди cбивaютcя в cвoи cтaйки «oдинoчeк» и «coциoфoбoв», нo вce жe этo гpyппa, cocтoящaя из двyх и бoлee людeй. A знaчит, внyтpи гpyппы бyдyт oбpaзoвывaтьcя внyтpeнниe пpaвилa взaимoдeйcтвия, cвoй микpocoциyм, и oн тoжe бyдeт oкaзывaть влияниe нa кaждyю из личнocтeй.

Пoэтoмy нeльзя нeдooцeнивaть влияниe coциyмa нa coбcтвeннoe пoвeдeниe и пoвeдeниe дpyгих людeй.

Пpeждe чeм пocтaвить oцeнкy дeятeльнocти кoгo-тo из Baших знaкoмых, зaдepжитecь нa пapy минyт и зaглянитe глyбжe в пpиpoдy взaимoдeйcтвия мeждy члeнaми coциaльнoй гpyппы, к кoтopoй пpинaдлeжит этoт чeлoвeк. Heдooцeнкa coциaльнoгo влияния нa чeлoвeкa, c кoтopым Baм пpихoдитьcя oбщaтьcя, мoжeт пpивecти к нeгaтивным пocлeдcтвиям.

  • С oднoй cтopoны, cдeлaв пocпeшныe вывoды o хapaктepe eгo дeйcтвий, Bы мoжeтe пoтepять пoтeнциaльнo хopoшeгo пapтнepa, кaк в бизнece, тaк и в дpyжecких или бoлee близких oтнoшeниях.
  • С дpyгoй cтopoны, y Bac мoжeт вoзникнyть лoжнoe чyвcтвo зaщищeннocти, и, oпиpaяcь нa этo чyвcтвo, Bы тaкжe мoжeтe пoпacть в нeпpиятнyю иcтopию, a в нeкoтopых cлyчaях и в нeпoпpaвимyю cитyaцию.

Тaкжe пpи нeдooцeнкe влacти coциyмa чeлoвeкy cвoйcтвeннo yпpoщaть cлoжныe cитyaции, чтo тaкжe нe cпocoбcтвyeт фopмиpoвaнию здopoвых и пpoдyктивных oтнoшeний. Тaкжe тaкoe yпpoщeниe cитyaции пpивoдит нac к излишнeмy ocyждeнию cвoих близких, дpyзeй, кoллeг пo paбoтe. B этoй cитyaции мы зaбывaeм o влиянии coциyмa и oткaзывaeмcя пpинимaть тoт фaкт, чтo чeлoвeк был пoдaвлeн coциaльными тpeбoвaниями, из-зa чeгo мы тepяeм близких и дopoгих людeй, хopoших пapтнepoв пo бизнecy, poдcтвeнныe cвязи.

К coжaлeнию, бoльшинcтвy из нac пpaктичecки нeвoзмoжнo пpoтивocтoять дaвлeнию coциaльнoй гpyппы, к кoтopoй мы пpинaдлeжим. A мeняя мecтo paбoты, вcтyпaя в бpaк, пepeeзжaя жить (нeвaжнo, вpeмeннo или пocтoяннo) в дpyгoй гopoд, cтpaнy и дaжe paйoн, мы пoпaдaeм в нoвyю, нeпpивычнyю, a, вoзмoжнo, и бoлee aгpeccивнyю coциaльнyю cpeдy.

Ha caмoм дeлe в мeжличнocтных oтнoшeниях пoд влияниeм coциyмa вceгдa ecть двe ocнoвных cтpaтeгии paзвития coбытий:

  1. кoнкypeнтнaя cтpaтeгия,
  2. cтpaтeгия coтpyдничecтвa.

Интepecный экcпepимeнт был пpoвeдeн Стивeнoм Сaмюэлcoм и Ли Pocc в 1993 гoдy нa cтyдeнтaх Стeнфopдcкoгo yнивepcитeтa. Oни oтoбpaли гpyппy cтyдeнтoв и пoпpocили их oцeнить coceдeй пo кaмпycy: ктo из них пpeдпoчтeт выбpaть cтpaтeгию coтpyдничecтвa, a ктo — кoнкypeнции. Пocлe pacпpeдeлeния coкypcникoв пo гpyппaм Pocc и Сaмюэлc пpиглacили cтyдeнтoв, кoтopых их coкypcники oпpeдeлили в тy или инyю гpyппy, и пpeдлoжили им пpинять yчacтиe в пcихoлoгичecкoм экcпepимeнтe – cыгpaть в игpy.

Ho для пpoвeдeния экcпepимeнтa былa иcпoльзoвaнa yлoвкa, имeющaя пoд coбoй coциaльнyю ycтaнoвкy. Стyдeнтaм в двyх гpyппaх пpeдлoжили oдни и тe жe пpaвилa игpы, нo в oднoм cлyчae игpa нaзывaлacь «Стeнкa нa cтeнкy», a в дpyгoм cлyчae «Oдин зa вceх, и вce зa oднoгo».

B хoдe пpoвeдeния дaннoгo экcпepимeнтa былo выявлeнo, чтo личнocтныe кaчecтвa кaждoгo из yчacтникoв (пpeдыдyщaя oцeнкa coкypcникoв) нe имeли знaчeния в хoдe игpы. Ho в зaвиcимocти oт тoгo, в кoмaндe c кaким нaзвaниeм игpaл yчacтник, тaкyю cтpaтeгию oн и выбиpaл. Тo ecть, бyдyчи пo пpиpoдe чeлoвeкoм cклoнным к coтpyдничecтвy, пoпaв в кoмaнднyю игpy «Стeнкa нa cтeнкy», чeлoвeк вo вpeмя игpы пoлнocтью мeнял cвoи личныe кaчecтвa нa cклoннocть к кoнкypeнции.

Дaнный экcпepимeнт дoкaзывaeт, чтo знaчимыe acпeкты coциaльнoй cитyaции cпocoбны oкaзывaть cильнoe влияниe нa личнocтныe кaчecтвa, пpoявляющиecя в пoвeдeнии людeй бeз дaвлeния coциyмa, и тeм caмым пoдaвлять их внyтpeннюю пcихичecкyю пoтpeбнocть.

[2]

Пpимep нecкoльких cтpaтeгий — кaк yчитывaть влияниe coциyмa

  1. Пpeждe чeм пpинимaть cкopoпaлитeльныe peшeния, выяcнитe, пoлyчaeт ли Baш пapтнep вoзнaгpaждeниe или нaкaзaниe зa cвoи дeйcтвия. И дeйcтвyйтe в cooтвeтcтвии c этим знaниeм.
  2. Пpeждe чeм дaвaть кaчecтвeннyю oцeнкy eгo дeйcтвиям и пopyчaть paбoтy, пoпpoбyйтe, ecли этo вoзмoжнo, yзнaть пpeжниe eгo cпocoбы кoммyникaции (paбoтa, дpyзья, ceмeйнoe cocтoяниe). Тaкoй пoдхoд пoмoжeт Baм нe вoзлaгaть cлишкoм бoльшиe нaдeжды и, кaк cлeдcтвиe, нe иcпытaть глyбoкoгo paзoчapoвaния.
  3. Пpeждe чeм вcтyпaть в ceмeйныe oтнoшeния, пo вoзмoжнocти глyбoкo oтcлeдитe poдcтвeнникoв близких и дaльних. Изyчитe тpaдиции, кoтopых пpидepживaютcя в ceмьe избpaнникa. Пoдyмaйтe, cмoжeтe ли Bы в кopнe измeнить ceбя (мoй oтвeт кaк пcихoлoгa: «Heт». Дa кaкoe-тo вpeмя вы бyдeтe нacилoвaть ceбя и пoдcтpaивaтьcя, a чтo бyдeт пoтoм?).

Бeзycлoвнo, личнocтныe кaчecтвa oчeнь вaжны и имeют бoльшoe знaчeниe yжe пpи выбope coциyмa либo пpи cмeнe coциyмa в вoзpacтe caмocoзнaния, либo пpи пoиcкe пapтнepa для coздaния ceмьи, нo влияниe coциyмa нeльзя нeдooцeнивaть.

B этoй cтaтьe я пpocтo пoпытaлacь пoкaзaть, нacкoлькo вeликo вoздeйcтвиe нa нac coциyмa. И пpeждe, чeм пpинимaть вaжнoe peшeниe oтнocитeльнo кoгo-тo кoнкpeтнoгo или пpo вливaниe в oпpeдeлeнный coциyм, cтoит пoдyмaть o тoм, кaкoe вoздeйcтвиe oн oкaжeт нeпocpeдcтвeннo нa Bac и Baших близких.

A идти пpoтив мacc (coциyм этo мacca бoльшинcтвa) — вceгдa pиcк, cвязaнный нe тoлькo c пcихичecким здopoвьeм, нo и c физичecким!

Влияние социальных установок на личность и групповую коммуникацию

Человек по своей природе — существо социальное.

Мы не можем жить без общения, и даже те из нас, кто считает себя одиночками и социофобами, ведут активную, характерную для своего уровня психической организации, жизнь. Просто эти люди сбиваются в свои стайки «одиночек» и «социофобов», но все же это группа, состоящая из двух и более людей. А значит, внутри группы будут образовываться внутренние правила взаимодействия, свой микросоциум, и он тоже будет оказывать влияние на каждую из личностей.

[3]

Поэтому нельзя недооценивать влияние социума на собственное поведение и поведение других людей.

Прежде чем поставить оценку деятельности кого-то из Ваших знакомых, задержитесь на пару минут и загляните глубже в природу взаимодействия между членами социальной группы, к которой принадлежит этот человек. Недооценка социального влияния на человека, с которым Вам приходиться общаться, может привести к негативным последствиям.

  • С одной стороны, сделав поспешные выводы о характере его действий, Вы можете потерять потенциально хорошего партнера, как в бизнесе, так и в дружеских или более близких отношениях.
  • С другой стороны, у Вас может возникнуть ложное чувство защищенности, и, опираясь на это чувство, Вы также можете попасть в неприятную историю, а в некоторых случаях и в непоправимую ситуацию.
Читайте так же:  Как съесть слона

Также при недооценке власти социума человеку свойственно упрощать сложные ситуации, что также не способствует формированию здоровых и продуктивных отношений. Также такое упрощение ситуации приводит нас к излишнему осуждению своих близких, друзей, коллег по работе. В этой ситуации мы забываем о влиянии социума и отказываемся принимать тот факт, что человек был подавлен социальными требованиями, из-за чего мы теряем близких и дорогих людей, хороших партнеров по бизнесу, родственные связи.

К сожалению, большинству из нас практически невозможно противостоять давлению социальной группы, к которой мы принадлежим. А меняя место работы, вступая в брак, переезжая жить (неважно, временно или постоянно) в другой город, страну и даже район, мы попадаем в новую, непривычную, а, возможно, и более агрессивную социальную среду.

На самом деле в межличностных отношениях под влиянием социума всегда есть две основных стратегии развития событий:

  1. конкурентная стратегия,
  2. стратегия сотрудничества.

Интересный эксперимент был проведен Стивеном Самюэлсом и Ли Росс в 1993 году на студентах Стенфордского университета. Они отобрали группу студентов и попросили их оценить соседей по кампусу: кто из них предпочтет выбрать стратегию сотрудничества, а кто — конкуренции. После распределения сокурсников по группам Росс и Самюэлс пригласили студентов, которых их сокурсники определили в ту или иную группу, и предложили им принять участие в психологическом эксперименте – сыграть в игру.

Но для проведения эксперимента была использована уловка, имеющая под собой социальную установку. Студентам в двух группах предложили одни и те же правила игры, но в одном случае игра называлась «Стенка на стенку», а в другом случае «Один за всех, и все за одного».

В ходе проведения данного эксперимента было выявлено, что личностные качества каждого из участников (предыдущая оценка сокурсников) не имели значения в ходе игры. Но в зависимости от того, в команде с каким названием играл участник, такую стратегию он и выбирал. То есть, будучи по природе человеком склонным к сотрудничеству, попав в командную игру «Стенка на стенку», человек во время игры полностью менял свои личные качества на склонность к конкуренции.

Данный эксперимент доказывает, что значимые аспекты социальной ситуации способны оказывать сильное влияние на личностные качества, проявляющиеся в поведении людей без давления социума, и тем самым подавлять их внутреннюю психическую потребность.

Пример нескольких стратегий — как учитывать влияние социума

  1. Прежде чем принимать скоропалительные решения, выясните, получает ли Ваш партнер вознаграждение или наказание за свои действия. И действуйте в соответствии с этим знанием.
  2. Прежде чем давать качественную оценку его действиям и поручать работу, попробуйте, если это возможно, узнать прежние его способы коммуникации (работа, друзья, семейное состояние). Такой подход поможет Вам не возлагать слишком большие надежды и, как следствие, не испытать глубокого разочарования.
  3. Прежде чем вступать в семейные отношения, по возможности глубоко отследите родственников близких и дальних. Изучите традиции, которых придерживаются в семье избранника. Подумайте, сможете ли Вы в корне изменить себя (мой ответ как психолога: «Нет». Да какое-то время вы будете насиловать себя и подстраиваться, а что будет потом?).

Безусловно, личностные качества очень важны и имеют большое значение уже при выборе социума либо при смене социума в возрасте самосознания, либо при поиске партнера для создания семьи, но влияние социума нельзя недооценивать.

В этой статье я просто попыталась показать, насколько велико воздействие на нас социума. И прежде, чем принимать важное решение относительно кого-то конкретного или про вливание в определенный социум, стоит подумать о том, какое воздействие он окажет непосредственно на Вас и Ваших близких.

А идти против масс (социум это масса большинства) — всегда риск, связанный не только с психическим здоровьем, но и с физическим!

Лекция 21. Влияние группы на личность

Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности. Влияние различных групп на индивида может носить как положительный, отрицательный и амбивалентный характер.

I – Положительное влияниегруппы на личность.

1) Группа способствует повышению общего культурного уровняличности. Необходимо отметить, что такого рода влияние реализуется в том случае, если культурный уровень развития группы близок культурному уровню развития индивида. Если уровень развития группы значительно выше, то индивид испытывает дискомфорт, свою ущербность, теряет интерес к групповой жизни. Если же уровень развития группы значительно ниже, индивид либо деградирует, либо стремится покинуть такую группу. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.

2) Включаясь в систему групповых взаимоотношений, индивид усваивает позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, лежащие в основе отношений. На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности — через отношения данного индивида с остальными участниками группы.

3) В группе человек успешнее вырабатывает коммуникативные умения и навыки. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельность различных групп существует прямая зависимость.

[1]

4) В группе индивид получает информацию, позволяющую ему более объективно воспринимать и оценивать себя. Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

5) Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Групповое членство, общение с другими позволяет человеку осознать свою важность, значимость для других, получить от них признание.

6) Социальная фасилитация— тенденция, проявляющаяся в усилении доминантных реакций индивида в присутствии других. Повышенное возбуждение в присутствии других улучшает выполнение простых задач, для которых наиболее вероятной («доминирующей») реакцией является правильное решение, и ухудшать выполнение трудных.

Читайте так же:  Зачем человеку нервное истощение

II Отрицательное влияниегруппы на личность

1) Социальная леность— тенденция людей меньше прилагать усилий для достижения групповой цели при отсутствии индивидуальной ответственности. При этом необходимо отметить, что все члены группы согласны с фактом лености, но никто не признает, что бездельничал именно он.

2) Деиндивидуализация– утрата самосознания, обезличивание, возникающие в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Впервые такое влияние группы на индивида отметил Г. Лебон в своей книге «Толпа».

3) Огруппление мышления– стремление членов группы при принятии решения подавить свое несогласие в интересах групповой гармонии. Причинами огруппления мышления могут быть дружеская сплоченность группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений, а также директивный стиль лидерства. В качестве показателей огруппления мышления выступают: иллюзия неуязвимости, неоспоримая вера в этичность группы, рационализация (оправдание принятого неверного решения), формирование стереотипного взгляда на противника (недооценивание), самоцензура (скрытие или отбрасывание опасений), иллюзия единомыслия, существование в группе «умохранителей», защищающих ее от опасной информации, конформизм.

4) Социальная ингибиция– повышенное возбуждение в присутствии других ухудшает выполнение трудных, непривычных задач.

III – Амбивалентное влияниегруппы на личность.

1) Групповая поляризация– тенденция, когда мнения членов группы после обсуждения проблемы отклоняются к своему крайнему полюсу. В повседневной жизни люди обычно объединяются с теми, чьи установки близки к их собственным. Причинами групповой поляризации являются информационное или нормативное влияние группы. Чем больше члены группы повторяют идеи друг друга, тем больше они их усваивают и ценят, признавая их реальность. Желая понравиться членам группы, с которой индивид себя идентифицирует, заставляет его выражать более жесткие мнения, разделяемые другими.

2) Конформизм – подверженность человека реальному или воображаемому давлению группы.

Социальное влияние установки в процессе коммуникации.

Установка

– это состояние внутренней готовности (настроенности) людей на специфическое для них проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера общения, предметно-практической деятельности, соответствующее имеющимся у них потребностям.

Социально-психологическая установка (аттитюд) имеет сложную структуру: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий) компоненты. Когнитивный компонент предполагает анализ процессов переработки информации: восприятия, внимания, памяти, принятия решений, прогнозирования, планирования, мышления и т.д.. Эмоциональный компонент – анализ эмоциональных состояний и отношений; конативный – поведенческих реакций, неосознаваемых факторов. Установки позволяют оценивать людям все, с чем им приходится сталкиваться.

Установка может быть положительная и отрицательная. Рассмотрим их на примере рекламы. Пример положительной установки: «Многие ученые считают, что реклама выполняет большое количество важных экономических и социальных задач, без которых жизнь была бы менее обеспеченной. Она ускоряет товарообмен, оборот денег, и тем самым способствует развитию материальных и духовных благ в обществе. Реклама выступает индикатором состояния товарно-денежных отношений». Пример отрицательной установки: «Многие ученые считают, что реклама создает в обществе много проблем, которые делают жизнь сложной и даже опасной. Реклама обманывает людей, перераспределяет деньги. Более дорогая и более эффективная западная реклама наносит вред отечественной экономике».

Установка по-разному влияет на реципиентов. Так, если внешний раздражитель структурно оформлен достаточно четко, влияние внутренних факторов (например, способность видеть то, что хочется увидеть) ослабляется. Иными словами, если установка четкая, ясная, структурно хорошо зафиксирована, то реципиент воспринимает ее содержание быстрее и легче.

Вопросы для самопроверки:

1. Что следует понимать под эффектом когнитивного диссонанса?

2. Опишите, как вы понимаете социальное влияние стереотипов?

3. Приведите примеры положительных и отрицательных аттитюдов.

Основная литература:

1. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов / В.Г.Крысько. – СПб.: Питер, 2006 – С.122-141.

2. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы / А.Н.Лебедев-Любимов. – СПб: Питер, 2006. -С.122-123, С.138-143.

Дополнительная литература:

1. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Общ. Ред. Ш.А.Надирашвили и В.К.Цаава. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: НПО МОДЕК, 1997.

2. Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. – СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психология влияния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000.

3.2.

Убеждение и внушение. Психологические модели убеждающего воздействия.

План:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8566 —

| 7056 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории

1.4. Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории.

К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала[6].

Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям, в какой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).

Видео (кликните для воспроизведения).

Массовая коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям.

Глава II Эффекты и эффективность массовой коммуникации. Исследования способов измерения эффектов и эффективности коммуникации.

Читайте так же:  3 шага к замужеству после развода или расставания

2.1. Эффекты и эффективность воздействия массовой коммуникации.

Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности[7]. Основными целями адресанта (СМК) являются: возможность влияния на общественные процессы, формирование общественного мнения, соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном саморегулировании и др.

Можно выделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:

— критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);

— критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.

СМК оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деятельности СМК в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности. Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов — через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (например, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.).

СМК обладают возможностью комплексного воздействия на личность, социальную группу, организацию. Это выражается в том что:

— распространяемая СМК информация фокусирует внимание аудитории на тех темах и проблемах, которые с точки зрения социальной системы, владельцев СМК, коммуникаторов являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов;

— СМК могут оказывать и оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности и через содержание информации влияют на систему ценностей, идеалов, мировоззрения;

— используя различные способы влияния на личность (внушение, убеждение, подражание, заражение), СМК могут оказывать прямое воздействие на поведение людей;

— СМК влияют на структуру и содержание свободного времени, досуга.

Мера эффективности — степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМК, и аудитория.

[3]

Уровень эффективности СМК и их конкретное проявление обусловлены:

— характером исходных целей, задач, идей, их реальностью;

— технической, технологической, научной и интеллектуальной возможностью процесса их распространения, формирования ценностей, идеалов, воззрений;

— степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержания передаваемой информации, степенью воплощения идей, задач, теоретических установок в практику, социальную реальность. Это, в конечном счете, и представляет собой результат деятельности (влияния) СМК, выступающий в форме духовного и практического эффектов.

Результатами, которых обычно добиваются СМК, являются эффекты — конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются как:

— возникновение каких-то новых «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.);

— коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;

— переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного для нее.

Именно система эффектов, которых желает добиться то или иное СМК, и определяют задачи и совокупность целей коммуникатора.

К числу эффектов относятся: утилитарный, эмоциональный, эффект удовлетворения познавательного интереса, эффект усиления позиции, престижный, эстетический эффект, эффект комфорта.

Эффективность СМК — явление подвижное, динамичное.[8] Под воздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, организации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, поступков. Следовательно, эффективность СМК необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивидуальном сознании, а также изменение в поведении социальных групп под воздействием той или иной информации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории и возможность практического применения данной информации.

В связи с этим выделяются критерии эффективности на личностном уровней уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям следует отнести:

— приобретение информации, необходимой для жизнедеятельности;

— изменение в познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и др.);

— приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров;

— социализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде;

— осуществление эмоционально-психологической релаксации и др.

«Пессимисты» обычно приводят следующие аргументы:

— вследствие функционирования массово-коммуникационных процессов в обществе осуществляется «массовизация культуры, результатом чего являются частичная или полная утрата многих образцов и установок высокой элитарной культуры и духовное обеднение общества;

— CMK навязывают чуждые большинству модели поведения, что опасно для психики человека и социальной организации. Причем, согласно Розенбергу, даже если СМИ пытаются воспитывать и образовывать общество, они предлагают в качестве идеальных образцов поведения нереальные модели и нереальных персонажей, которые уводят аудиторию из обыденной жизни в мир грез;

— слепое копирование ценностей, пропагандируемых СМИ, приводит к утрате традиции, когда на смену испокон веков существовавших в данной социальной системе ценностей приходят суррогатные идеи. Розенберг утверждает, что никакое общество в действительности не готово к простому копированию или искусственному переносу на свою почву ценностей, создаваемых СМК в угоду своей собственной выгоде.

Прямо или косвенно СМК изменяют не только общество как социальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно, но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологической безопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для политиков, ученых-обществоведов, журналистов или медиков, но и для каждого современного человека.

Мир психологии

психология для всех и каждого

Читайте так же:  Психологические аспекты обновленной школьной программы в казахстане

Групповое влияние

Групповое влияние

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. «Конформизм» означает «приспособленчество».

Первым исследовал Аш в 50-е годы.

Все люди делятся на:

  • конформистов;
  • нонконформистов – противостояние группе.

Конформное поведение поделил:

  • одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
  • уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
  • негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.

Милграм: « Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением.»

Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.

Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.

Зимбардо. Проявляется прежде всего в толпе (где есть у нас анонимность).

Социальная Личность. Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.

Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения.

Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.

В нашем мире насчитывается не только несколько миллиардов отдельных индивидуумов, но также и множество национально-государственных образований, общин в различных на-селенных пунктах,экономических организаций и других формальных и неформальных групп, будь то семья, собрание жильцов или просто люди, которые находятся рядом. Рассматривая групповое взаимодействие нельзя отрицать влияния индивидуумов на их собственные группы. Ведь историю творит меньшинство, переубеждающее всех остальных, т.е. большинство. Так что же помогает этому меньшинству или его влиятельному лидеру стать убедительным. Существуют следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация; конформизм, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.

I . Как группа влияет на Личность:

  1. Феномен социальной фасилитации – факт присутствия других людей во время выполнения Деятельности Личности, улучшающий результат данной Деятельности (при выполнении знакомой или простой работы).
  2. Феномен социальной ингибиции – тенденция выполнять Деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы).

Исследования показали, что эти характеристики улучшаются в присутствии других:

  • улучшается сила мышечного напряжения;
  • продуктивность внимания (объем);
  • долговременная память;
  • ассоциативное мышление.

Ухудшаются :

  • чувствительность;
  • концентрация внимания;
  • показания сложной умственной Деятельности;
  • генерирование идей.

Эти феномены объединены одним фактом присутствия «других». Некоторые эксперименты в этой области показали, что продуктивность работы возрастает в присутствии наблюдателей или содеятелей. В других экспериментах выяснилось, что присутствие других может вредить продуктивности. Согласовать эти результаты друг с другом удалось, опираясь на хорошо известный из экспериментальной психологии принцип: возбуждение усиливает доминирующую реакцию. Поскольку присутствие других людей действует возбуждающе, присутствие наблюдателей или содеятелей благотворно сказывается на решении простых (или хорошо знакомых) задач и мешает решению сложных (или незнакомых) задач. Эксперименты позволяют предположить, что возбуждение частично проистекает из «боязни оценки», а частично вызвано конфликтом между отвлечением внимания на других и необходимостью концентрации его на самой задаче. И что присутствие других может оказаться в какой-то степени возбуждающим, даже когда нас не оценивают и наше внимание ничем не отвлекается.

II . Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформист – человек, не поддающийся групповому давлению.

  1. внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах;
  2. одобрения действий меняют убеждения человека.

Петровский выделил 3 формы поведения:

  1. Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).
  2. Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).
  3. Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).

Закономерности конформного поведения:

  1. Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.
  2. Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.
  3. От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над ч-ком.
  4. От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.
  5. Публичность.
  6. Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более чем мужчины.

III . Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Социальная леность проявляется тогда, когда размыта ответственность и, когда не измеряется личный вклад участников групповой Деятельности. Не проявляется же она, когда ставится сложная и захватывающая задача; когда каждого человека мотивируют тем, что его вклад в групповой Деятельности бесценен; когда существуют условия межгруппового соревнования и когда группа сталкивается со стимулирующим препятствием.

IV . Деиндивидуализация – утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности. Такая деиндивидуализация особенно вероятна после возбуждающих и отвлекающих занятий, когда люди ощущают анонимность из-за принадлежности к большой группе или из-за маскирующей одежды. Результатом может стать снижение самоосознания и самоограничений и возрастание восприимчивости непосредственно к ситуации как таковой, будь она негативной или позитивной.

VI . Огруппление мышления – «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий». Стремление группы к внутренней гармонии однако может повредить ее реализму в оценке противоположных точек зрения. Особенно это верно, когда у членов группы сильна потребность в единстве, когда они изолированы от противостоящих идей и когда руководитель дает понять, что он хочет от группы. Симптомы этого неудержимого стремления к гармонии следующие: иллюзия неуязвимости, рационализация, никем не оспариваемая вера в этичность группы, стереотипный взгляд на противников, давление конформизма, самоцензура сомнений, иллюзия единомыслия и умохранители, защищающие группу от нежелательной информации. Тем не менее, как в экспериментах, так и в реальной истории группы иногда принимали мудрые решения. Благодаря этому можно найти противоядие от огруппления мышления. Собирая разностороннюю информацию и совершенствуя оценку возможных альтернатив, группа способна использовать преимущества от объединенной проницательности ее членов.

Читайте так же:  Рассчитайте ваш уровень стресса
Видео (кликните для воспроизведения).

VII. Влияние Личности на группу (Феномен влияния меньшинства). Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история застыла бы в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и если ему удается переманивать перебежчиков из большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у представителей большинства сомнения в себе и склонят их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Благодаря своему целевому или социальному руководству формальные и неформальные лидеры обладают непропорциональным влиянием. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой. Активное меньшинство может победить группу при следующих условиях: последовательность, уверенность, умение привлекать сторонников на свою сторону.

Социально-психологические эффекты общения, влияние их на взаимодействие и применение их в обучении

психологические науки

  • Базаркина Ирина Николаевна , аспирант
  • Донцов Дмитрий Александрович , кандидат наук, доцент
  • Государственная классическая Академия им. Маймонида
  • Донцова Маргарита Валерьевна , кандидат наук, доцент
  • Московский психолого-социальный университет
  • Сокуренко Михаил Борисович , кандидат наук
  • Одинцовский гуманитарный университет
  • Похожие материалы

    Феномен общения

    «Общение» – это системный социально-психологический феномен. Общение является сложным, многоплановым, комплексным процессом установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение). Общение выступает в качестве взаимодействия двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией познавательного характера и/или аффективно-оценочного характера с целями налаживания и поддержания отношений, а так же – согласования и объединения усилий. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, понимается в качестве особой, специфической деятельности, «производимой» абсолютно всеми людьми. Итак, феномен общения понимается в качестве процесса социального взаимодействия людей и установления социально-профессиональных отношений между людьми.

    Общение порождается социальными, общественными потребностями людей, проявляющимися в стремлении коммуницировать, взаимодействовать, выполнять совместную деятельность. Общения детерминируется мотивами, образующимися в самом ходе осуществления людьми процесса совместной деятельности.

    Стратегии общения:

    1. открытое и/или закрытое общение;
    2. монологическое и/или диалогическое общение;
    3. ролевое общение (исходя из семейной роли, профессиональной роли, социальной роли и т.п.) и/или личностное общение (общение «по душам»).

    Открытое общение обусловлено желанием и умением выразить наиболее полно свою точку зрения и готовностью учесть позиции других. Эффективность открытых коммуникаций наиболее продуктивна в тех случаях, когда есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами, планами).

    Закрытое общение обусловлено нежеланием, либо неумением человека выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, донести имеющуюся в распоряжении информацию. Использование закрытых коммуникаций оправданно в определённых случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности другой стороны; 2) в острых конфликтных ситуациях, когда раскрытие своих чувств, мыслей, планов нецелесообразно.

    Имеет место так же «одностороннее выспрашивание», – как полузакрытая коммуникация, в которой один человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.

    Имеется и так называемое «истерическое предъявление проблемы», – когда один человек нарочито, беззастенчиво и неадекватно выражает другому человеку свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, насколько всё это целесообразно для общего дела, а так же тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния», вникать в его проблемы и т.п.

    Социально-психологическая структура общения

    Социально-психологическая структура общения выражается в трёх основных аспектах общения, коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Процесс общения включает в себя три совокупных подпроцесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие партнёра по общению).

    Коммуникация (англ. commumication), как термин этимологически происходит от латинского слова (понятия) communico – буквально – «делаю общим». Коммуникация, коммуникативная сторона общения, – это смысловой аспект социального взаимодействия людей.

    Виды коммуникации: межличностная, публичная, массовая (по типу отношений между участниками); речевая (письменная и устная), паралингвистическая (пантомимика, мимика, жест, мелодия; скульптура, архитектура), вещественно-знаковая (продукты производства, продукты изобразительного искусства, программные продукты, интеллектуальные продукты).

    Коммуникативные действия – это действия, сознательно ориентированные человеком на смысловое, знаковое их восприятие другими людьми. Функции коммуникационного процесса, управленческая, информативная и фатическая (установление и поддержание эмоционального контакта). Квалифицированный коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.

    Коммуникативные барьеры в общении: языковой барьер общения (включая разнообразные разновидности языкового барьера общения); религиозный барьер общения; мировоззренческий барьер общения; культурный барьер общения; ценностный барьер общения; половой (гендерный) барьер общения; возрастной барьер общения; образовательный барьер общения; профессиональный барьер общения.

    Интеракция (от англ. interaction

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источники


  1. Юрчук, В. В. 500 способов обольстить, привязать и удержать богатого мужчину / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2012. — 352 c.

  2. Костин, Э. Д. Совместимость, межличностные отношения / Э.Д. Костин. — М.: АВТОР, 2012. — 266 c.

  3. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
Влияние социальных установок на личность и групповую коммуникацию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here