Внутренние монстры во внешнем мире глубинные механизмы создания внешнего врага и конфликта у взрослы

Сегодня обсуждаем тему: внутренние монстры во внешнем мире глубинные механизмы создания внешнего врага и конфликта у взрослы с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Практика развития «внутреннего наблюдателя»

Зачем нужна эта практика? Развив в себе «внутреннего наблюдателя» у человека больше не будет необходимости задавать себе вопросы: Что со мной происходит? Почему мне внутри так плохо? Почему я этого боюсь? Как ко мне относится этот человек? Что произошло в той ситуации? Почему со мной поступили именно так? И многие другие.

Почему это станет возможным?

Сильный «внутренний наблюдатель» даст вам возможность осознавать всё, что происходит в вашем внутреннем мире, освободиться от страхов, других неосознанных эмоций и внутренних конфликтов, открывает способность понимать причинно-следственные связи событий, что даст возможность вырваться из «замкнутых кругов» многолетних проблем, не повторять одни и те же ошибки.

Человек с активным и сильным «внутренним наблюдателем» умеет управлять собой, своими эмоциями, мыслями, внутренним состоянием; он ясно воспринимает происходящее во внешнем мире, события и людей – т.е. выходит из воображаемой реальности в объективную действительность; а также развивает в себе мудрость и духовные способности.

Думаю, ради этого умения стоит потрудиться.

Но для начала стоит сказать о тех «силах», которые противостоят развитию этой способности.

Мы привыкли оценивать и критиковать, так идет процесс воспитания – родители оценивают (а также критикуют, хвалят, осуждают) детей и окружающий мир, дети этому обучаются и, вырастая, делают то же самое. Поэтому у нас у всех есть внутренний критик, внутренний судья, а также защитник. Они критикуют, выносят оценки и приговоры, осуждают и оправдывают.

Эти субличности служат интересам нашего эго, но лишают нас объективности и осознанности. Всё происходящее в реальности воспринимается нами через «фильтры» этих субличностей. В результате оценка внешних ситуаций или окружающих людей, основанная на этих «голосах», по сути является нашей фантазией, которая может очень сильно искажать действительность.

Поэтому про них нужно знать и помнить, для того, чтобы научиться отличать их голоса, которые будут мешать вам «растить» своего внутреннего наблюдателя. Когда их голоса станут тише, а ваш наблюдатель сильным и постоянно активным – будет расти осознанность и объективное восприятие окружающего мира и людей.

Чтобы это получилось, необходимо выполнять основные условия:

  • Принимать все таким, как есть — вы просто замечаете, описываете то, что происходит, или свои мысли, эмоции, действия, но не оцениваете, не интерпретируете и не объясняете их.
  • Убирать желание контролировать или влиять на происходящее. Это не значит, что вы теперь будете плыть по течению, ничем не управляя в своей жизни. Как только наблюдатель в вас окрепнет – вы сможете управлять и собой, и событиями намного легче и эффективней. Но для тренировки практики наблюдения необходимо научиться отключать функции беспрерывного контроля и воздействия, чтобы восприятие стало «чистым» и неискаженным.
  • Смотреть на происходящие события, а также на свои возникающие эмоции и мысли как бы со стороны, как будто вы не участвуете в этих ситуациях, вы просто смотрите «кино». Так вы переключаете себя из режима «включенности» в процесс в режим «чистого восприятия». Когда вы переживаете всё, как участник или исполнитель какого-то процесса, события – вы лишены объективности и за деревьями не видите леса. Взгляд стороннего наблюдателя, или взгляд «сверху» показывает всю картину объективно и беспристрастно.

Что делать для развития внутреннего наблюдателя:

1. Тренировка в различении существенного от несущественного. Достаточно по 5 минут каждый день. Созерцать перед своим внутренним взором свои радости, страдания, заботы, поступки так, как будто бы их переживал или делал кто-то другой. Если смотреть на собственные переживания извне, со стороны, вы теряете с ними внутренние связи, и только тогда можно отличить несущественное от существенного. Когда это будет удаваться, все события и переживания явятся в совершенно ином свете, постепенно откроется внутреннее зрение и на все окружающее.

2. Тренироваться во всех вещах и окружающих людях видеть доброе и воздерживаться от осуждения. Это должно быть не внешним правилом жизни, а глубинным внутренним побуждением, состоянием. Необходимо полностью отказаться от недоброжелательной критики, а постоянно желать видеть хорошие качества во всем, внутренне уважать все окружающее. Каждый раз, когда это удается, в человеке пробуждаются духовные силы, которые иначе оставались бы скрыты.

3. Отслеживать свои ощущения, эмоции и мысли в течение дня. Чтобы контролировать и управлять чем-то, в нашем случае мыслями и эмоциями, первое, что нужно – это научиться их отслеживать и осознавать. Невозможно управлять тем, чего не знаешь. Поэтому сначала тщательно наблюдаем, изучаем все проявления своих эмоций, ощущений, мыслей, все нюансы, особенности, механизмы и причины возникновения. Как только это удастся – вы сможете ими управлять.

Для этого формируем новые привычки:

— замечать и отслеживать ощущения в теле (комфортно или дискомфортно телу, состояние определенных мышц, ритм дыхания, внутреннее самочувствие, движения, позы) и как это связано с происходящими событиями, эмоциями. Т.е. учиться осознавать ощущения тела, и чем они вызваны;

— отслеживание эмоций (просто наблюдайте те эмоции, которые у вас возникают, осознавайте, с чем они связаны, причины их возникновения, но также без оценок, беспристрастно, со стороны);

— отслеживать мысли – самая сложная, но необходимая часть. Как можно чаще задавайте себе вопрос «О чем я думаю сейчас?». Сначала вы будете замечать и осознавать как глубоко вы погружаетесь во внутренний диалог, затем сможете его останавливать и направлять в нужном вам направлении.

Со временем вы обнаружите, что в вас есть часть, которая думает мысли, испытывает эмоции, ощущения, а есть та часть, которая за этим наблюдает и осознает. Это и есть ваш постоянный «наблюдатель», «контролер» — ваша пробудившаяся осознанность. Не зря в восточных учениях человека без внутреннего наблюдателя называют «спящим». Спящим быть легче, но без внутреннего наблюдателя невозможно самосовершенствование, духовное развитие личности.

Читайте так же:  Меня использовали - или чему я ещё не научился

Открывайте новые возможности для своего развития!

Ольга Дзюба, психолог, тренер по личностному развитию.

[1]

4 Теория механизмов возникновения конфликтов

ЛЕКЦИЯ «ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

КОНФЛИКТОВ» (ТЕМА 4) .

В изучении механизмов возникновения конфликтов можно выделить два направления. Представители первого направления (З. Фрейд, К. Холл, Г. Линдсей , Л. Хьелл , Д. Зиглер , К. Хорни , Э. Эриксон) считали, что корни всех конфликтов находятся в психике человека, в которой постоянно сталкиваются непримиримые силы инстинкта, рассудка и сознания. Такое направление считало и представляло конфликт, как интрапсихический феномен. Представители второго направления искали причины возникновения конфликтов во внешних сферах (М. Дойч , М. Шериф, К. Левин, Ф. Хайдер ). Здесь сначала преобладали научные взгляды на конфликт, как форму агрессивного ответа на внешнюю ситуацию. По мере дальнейшего изучения природы конфликтов развивались и научные взгляды на их причины. Так, у отечественных ученых пришло понимание, что в основе конфликта лежит субъективная составляющая (впоследствии названная когнитивной схемой), связанная с интерпретацией происходящего и переживанием (В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин). Современная психология конфликта не рассматривает конфликт, как неизбежность. В то же время, полное отсутствие конфликтов невозможно. Поэтому главной практической задачей конфликтологии является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные .

1. Формулы конфликтов

.

Исследователями установлено, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. В связи с этим особое значение приобретает знание закономерностей, по которым возникают и разгораются конфликты.

Обозначим составные части конфликта через символы:

К Ф Г – конфликтоген

К С – конфликтная ситуация

Теперь мы можем представить формулы конфликтов, как символическое выражение основных закономерностей возникновения конфликта. По мнению отечественного исследователя В.С. Шейнина, можно говорить о трех закономерностях и соответственно трех формулах конфликта.

1. Конфликт типа А

связан с закономерностью эскалации конфликтогенов

· закономерность эскалации состоит в том, что на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном , часто максимально сильным среди всех возможных .

Его формула выглядит так:

При этом соблюдается условие:

Механизм развития конфликта по первой формуле (типа А) основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген . При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по пути нарастания.

В таблице 1 приведена характеристика наиболее часто встречающихся конфликтогенов .

Прямое негативное отношение

Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка , сарказм

Унизительное утишение ; унизительная похвалка ; упрек; подшучивание

Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах

Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном ; нравоучения и поучения

Нечестность и неискренность

Утаивание информации, обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека

Причинение случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера; перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого

Наивные вопросы; ссылки на другие мнения при получении справедливого замечания; пререкания

Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить тем, что человек более чувствителен к словам других, нежели к тому, что говорит сам. Эта особая чувствительность происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства.

Закономерность эскалации конфликтогенов объясняется тем, что получив в свой адрес обидное замечание, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание освободиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом важно отметить, что первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей.

Сформулируем два правила бесконфликтного взаимодействия людей:

1. Не употребляйте конфликтогены ;

2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген .

2. Конфликт типа Б связан с закономерностью перерастания конфликтной ситуации в конфликт на основе инцидента

[3]

· Закономерность инцидента состоит в том, что для перерастания конфликтной ситуации в открытое конфликтное взаимодействие (конфликтное поведение) обязательно необходим повод .

Формула конфликта такого типа выглядит следующим образом:

Из формулы следует, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Для устранения конфликта такого типа необходимо устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Однако , в практической деятельности встречаются ситуации, когда устранение конфликтной ситуации невозможно по объективным причинам. В этом случае необходимо избежать возникновение инцидента, что требует наличия специальных навыков и умений бесконфликтного общения.

3. Конфликт типа В связан с зависимостью от двух и более конфликтных ситуаций (закономерность комбинации).

· Закономерность комбинации состоит в том, что сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту .

Формула конфликта такого типа:

Из формулы следует, что конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Здесь каждая конфликтная ситуация дополняет другую, т.е. своим проявлением играет роль инцидента.

Разрешение конфликта такого типа сводится к устранению всех без исключения конфликтных ситуаций. Отсюда следствие о том, что ключевую роль в разрешении конфликтов играет умение правильно определить и сформулировать характеристику конфликтной ситуации.

Для этого приведем несложные правила:

а) Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта;

б) Характеристика конфликтной ситуации сводится к определению сторон конфликта и описанию их внутренних и внешних позиций;

в) После сформулирования характеристики можно перейти к поиску взаимоприемлемого решения по устранению или хотя бы нейтрализации конфликтной ситуации;

г) Желательно, чтобы решение имело вид инструкции для самого себя.

Переходим к изучению трансактного анализа причин возникновения конфликтов.

2. Конфликты и трансактный анализ

Теория трансактного анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном (1902-1970) в 60-х годах ХХ века и изложена им в известной книге «Игры, играют люди. Люди, в которые играют в игры».

· Трансактный ( трансакционный ) анализ – рациональный метод изучения поведения на основе анализа трех состояний позиций личности, занимаемых ею в ходе межличностного взаимодействия: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В) и «Дитя» (Д).

При этом имеются ввиду следующие особенности названных позиций:

1. «Родитель» – экспертно-контрольная инстанция личности, средоточие схем и правил, ранее усвоенных индивидом, которые подлежат неукоснительному исполнению. «Родитель» требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит и покровительствует;

Читайте так же:  Секс и власть в культурных комплексах

2. «Взрослый» – когнитивно -активная инстанция личности, ведущей чертой которой является независимость и разумность. «Взрослый» Рассуждает, анализирует, уточняет, апеллирует к разуму и логике;

3. «Дитя» – эффективно-импульсивная и интуитивно -творческая инстанция личности , которая отличается непредсказуемостью. «Дитя» проявляет чувства, подчиняется, шалит, задает вопросы, проявляет беспомощность, извиняется.

Несмотря на схематичность и односторонность выделения этих трех состояний (позиций) личности, они создают удобную в практическом отношении возможность анализа поведения человека.

Применим трансакционный анализ и в конфликтологии . Для этого необходимо:

1. Выделить субъектов конфликта (инициатора и «мишень»), составить матрицу их состояний ( Р , В, Д);

2. Выяснить направленность позиций каждого субъекта и обозначить их стрелками в матрице (например, у инициатора «дитя» апеллирует к «взрослому» у «мишени»);

3. По матрице определить сумму расхождений в позициях (например «родитель» инициатора апеллирует к «дитя» мишени, расхождение равно 2; а у «мишени» также «родитель» апеллирует к позиции «дитя» у инициатора, расхождение равно 2; сумма расхождений равна 4);

4. По величине суммы расхождений сделать вывод о наличии или отсутствии конфликтной ситуации (если сумма расхождений равна нулю, то конфликтная ситуация отсутствует, если сумма равна от 1 до 4, то конфликтная ситуация существует).

В результате изучения темы можно сформулировать следующий вывод:

· Механизм возникновения конфликтов при внешней однотипности выявляет три основные разновидности, которые могут быть описаны в символическом виде. Такое представление позволяет быстро определиться с типом конфликта и возможной стратегией реагирования.

Вспомните 6-8 конфликтов, в которых вы принимали участие или являлись свидетелем. Опишите ситуации и определите, по какой формуле возможно разрешение конфликта в каждой из них. Результаты отразите в приводимой таблице.

Что такое внутренний конфликт?

Внутренний конфликт – это наличие противоположных психологических убеждений, желаний, импульсов или чувств. В области психологии внутренний конфликт часто называют «когнитивным диссонансом», который означает наличие конфликтных и несовместимых мыслей, убеждений и взглядов. Эта психологическая борьба может произойти в любой момент жизни в любой жизненной сфере, отношениях, обязательствах, на работе, в религиозных убеждениях, в нравственных взглядах и социальных идеологиях.

Пример внутреннего конфликта: человек, который верит в права женщин, но не допускает возможность принятия ими решений. В религиозном мире внутренний конфликт часто возникает, когда человек сталкивается с доктриной или учением, которое ему дискомфортно проповедовать.

Почему происходит внутриличностный конфликт?

Самое наихудшее сражение это сражение между тем, что мы знаем и тем, что мы чувствуем.

Когда мы сталкиваемся с каким-либо внутренним конфликтом, то это происходит из-за разногласия между нашим сердцем и головой.

Как показывают исследования, проведенные в институте HeartMath, наши сердца несут в себе свой особый вид интуитивного интеллекта. Когда мы воспитываемся в обществе, в котором преобладает разум, мы становимся очень запутанными и растерянными, когда наши сердца задействуются в повседневных делах. Очень легко слушать ум, бездумно подчиняться тому, чему нас учат другие, и логически планировать нашу жизнь. Но наши сердца несут в себе свой особый вид интеллекта, который является нелинейным, изысканным и часто очень абстрактным. Нет ни формулы, ни набора правил, которые привязаны к разуму сердца: мы должны настроиться на голос внутри, который часто так нас запутывает.

Наш интеллект – это то, что даёт нашей жизни структурированность, направление и практическое применение. Но разум сердца – это то, что вдыхает жизнь и истину в рамки нашего путешествия. Не слушая наших сердец, мы живем бездушной, неудовлетворённой и недостоверной жизнью. Но, не слушая голову, мы живем в абсолютном хаосе.

Как мы видим, нужен баланс. Нам нужно слушать и сердце и голову, но мы часто склонны ставить одно выше другого, что является причиной того, что мы испытываем внутренний конфликт.

Так почему же происходит внутренний конфликт? Это происходит потому, что у нас нет равновесия и баланса между сердцем и головой. Наше сердце говорит одно, но наш разум говорит другое: и оба кричат с той же интенсивностью. Когда наши действия не соответствуют нашим ценностям, неизбежным результатом является чувство дискомфорта и даже стыда. Так что нам слушать, когда, и почему? Мы рассмотрим ответ на этот вопрос, но прежде всего, нужно понять, что создает внутренний конфликт.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что создает внутренний конфликт?

Мы сталкиваемся с внутренним конфликтом по ряду причин. Часто нет одной единственной причины или происхождения, но есть ряд факторов, которые включают:

  • Убеждения и правила, которые мы унаследовали от наших родителей.
  • Религиозные убеждения, догмы или вероучения, в которые мы верим.
  • Социальные ценности и идеалы, которые мы приняли.

Проще говоря, чем больше у нас убеждений, идеалов, ожиданий и желаний, тем более вероятно, что мы будем страдать от внутреннего конфликта.

8 видов внутриличностных конфликтов

Есть много различных типов внутренних конфликтов, и я постаралась охватить как можно больше. Обратите особое внимание на те, которые приведены ниже.

1. Нравственный конфликт

Этический конфликт возникает, когда мы придерживаемся противоречивых убеждений относительно того, что связано с нашей личной этикой. Например, моральный конфликт может возникнуть, когда человек верит в права человека, но не допускает эвтаназию. Или человек может высоко ценить правдивость, но солжёт, чтобы спасти жизнь другого человека.

2. Сексуальный конфликт

Сексуальный конфликт часто пересекается с другими типами внутренних конфликтов, таких как религиозные конфликты или нравственные. Например, человек может быть христианином, но он обнаруживает, что он гомосексуалист. Или человек может ценить моногамные отношения, когда сексуально он больше подходит для полигамных отношений.

3. Религиозный конфликт

Религиозный конфликт довольно распространен, поскольку он вращается вокруг верований и убеждений, ориентированных на разум, что делает их особенно хрупкими. Примерами религиозного конфликта может служить вера в любящего Бога, но трудно признать, что это «любящее» существо посылает людей в ад на вечность. Или человек, который религиозно верен, употребляет различные наркотические вещества. При возникновении научных фактов религиозный конфликт может возникнуть в человеке, который ценит как истину, так и свои религиозные убеждения.

Читайте так же:  Оргазм как пик наслаждения в юности

4. Политический конфликт

Политический конфликт возникает тогда, когда человек чувствует раскол между своими убеждениями и убеждениями своей политической партии. Например, человек может верить в свою страну, но не верить в систему уплаты налогов. Человек может согласиться с партией, но не согласиться с их системой здравоохранения. Или человек может верить в политическую философию, но не соглашаться с методами поддержки этой партии.

5. Любовный конфликт

Любовный конфликт происходит, когда мы кого-то любим, и в то же время хотим сделать то, что им причинит боль. Например, мы можем любить своего ребёнка, но считать, что мы должны бить его, чтобы сделать послушным, это заставляет нас чувствовать себя виноватыми. Мы также можем любить человека и хотеть сохранить отношения с ним, но понимать, что должны его отпустить.

6. Конфликт самооценки

Ваш образ – это внутреннее представление у вас о себе, например, «Меня зовут Иван. Я терпеливый, любящий и сострадающий человек. Я дезорганизованный артист, который поддерживает права животных, и т. д.» Внутренний конфликт возникает тогда, когда мы сталкиваемся с доказательствами, которые противоречат нашим убеждениям о себе. Например, человек, который считает, что он честный, может солгать в своём резюме, чтобы получить работу своей мечты. Кто-то, кто за здоровое питание, не может отказаться от курения. Человек, который идентифицирует себя как эмпат, может испытывать постоянное негодование по отношению к другому человеку.

7. Межличностный конфликт

Межличностный конфликт пересекается с другими типами внутриличностных конфликтов, таких как самооценка и любовь. Этот тип конфликта возникает в социальных ситуациях, когда вы хотите поступить одним способом, но действуете по-другому. Например, Антон ненавидит говорить о спорте, но он притворяется, проявляя интерес к тому, что говорят его коллеги. Интроверт не имеет много энергии, но создает фасад «повышенной энергии», чтобы соответствовать другим. Или кто-то обиделся на друга, но ничего не говорит, даже если очень хочется сказать.

8. Экзистенциальный конфликт

Экзистенциальный конфликт предполагает чувство дискомфорта и путаницы в жизни, особенно когда возникают два противоположных убеждения или желания. Например, ненавидеть жизнь, но в то же время любить её. Или желание жить полной жизнью, но, не желая вносить какие-либо изменения или выйти из своей зоны комфорта. Экзистенциальный конфликт также может быть направлен на мир, например, желание спасти планету, но в то же время считать, что она обречена или загрязнять её.

Обратите внимание, что все эти примеры внутриличностных конфликтов часто пересекаются друг с другом. Этот список также не является окончательным, поэтому не стесняйтесь и смело оставляйте комментарий, если вы считаете, что упущены какие-то виды внутреннего конфликта.

Как найти душевное спокойствие

Вся борьба происходит внутри. И что является причиной внутреннего конфликта? Привязанность к убеждениям, желаниям и ожиданиям.

Всё очень просто, всё наше страдание возникает, когда мы верим нашим мыслям, вместо того чтобы видеть их такими, какие они есть на самом деле: передача колебаний энергии в мозге. Мы контролируем наши мысли? Нет. В противном случае, мы всегда бы выбирали думать счастливые и гармоничные мысли. Мы даже не знаем, что будет нашей следующей мыслью, не говоря уже о ближайших десяти, потому что все они спонтанно возникают и исчезают. Если мы не контролируем эти мысли, то, как они могут означать что-то о нас, если мы сами не дадим им смысл?

Сядьте и попытайтесь проследить, как ваши мысли приходят. Вы контролируете их? Или они контролируют вас?

Кроме того, вот некоторые другие советы, которые я надеюсь, могут помочь вам найти больше спокойствия и ясности:

Различие между интуицией и страхом.

Голос интуиции в вашем сердце – ясный, сильный и бесстрастный. Однако голос страха – смутный и эмоционально заряженный. Научитесь различать эти два голоса, потому что их часто путают.

В долгосрочной перспективе, какой выбор будет мудрым?

Когда наше сердце доминирует, мы склонны принимать опрометчивые, плохо продуманные решения. Когда руководит голова: предусмотрительность, предвидение. Дальновидность – это мудрость. С теми знанием, которые вы имеете теперь, что было бы самым мудрым решением в долгосрочности?

Взвесить все плюсы и минусы.

Если вы пытаетесь найти ясность, разделите страницу на две части. Перечислите все плюсы вашего решения с одной стороны и минусы с другой.

Выясните свой приоритет номер один.

Внутренний конфликт часто возникает, когда у нас нет четкого приоритета. Каков ваш самый главный приоритет на данный момент? Что вы цените больше всего?

Какие ошибочные убеждения подпитывают вашу неразбериху?

Какие ложные, вводящие в заблуждение, ограничивающие или неактуальные убеждения вызывают конфликт внутри вас? Запишите свою проблему на листе и рядом с ней спросите «Почему?» Например, вы можете хотеть сохранить свою работу, но также жаждете остаться дома со своими малышами. Неустанно спрашивая, почему, вы могли бы обнаружить, что вы верите, что пребывание дома с детьми делает вас неудачником, и вы приняли эту веру от общества.

Будьте беспощадно честны: чего вы боитесь?

Страх всегда лежит в основе внутреннего конфликта. Что действительно вас пугает? Чего вы боитесь больше всего? Иногда обнаружение своего основного страха помогает получить больше ясности и направленности.

Что такое «меньшее из двух зол»?

Если бы вам пришлось делать выбор с пистолетом у виска, то, какое бы решение вы приняли?

Что сопротивляется потоку?

Один простой способ проверить, что «не должно быть» – изучить то, что вызывает большее сопротивление в жизни. Помните, жизнь течет легко. Это наши мысли и желания разрезают поток. Итак, исследуем, что создает большое сопротивление в жизни. Вы цепляетесь за корабль, который давным-давно отплыл?

Более любящий подход.

Вы уважаете свою подлинность или почитаете то, что вы «считаете» вы должны сделать/быть? Какой подход или выбор больше соответствует истине и любви?

Читайте так же:  Хорошая плохая девочка или двойственная природа женственности

Есть более важная проблема?

Иногда внутренний конфликт на самом деле скрывает более глубокие вопросы, которые необходимо изучить, чтобы найти решение, например негативные убеждения в себе, неразрешённое чувство стыда или детские травмы.

Расслабление разума.

Расслабление является отличным способом развивать новые перспективы. Старайтесь медитировать, слушать успокаивающую музыку или практиковать осознанность. Часто лучшие ответы приходят, когда мы не ищем их.

Отказаться от выбора.

Вам нужен ответ прямо сейчас? Иногда позволить жизни двигаться в направлении, которое она хочет, является лучшим вариантом, чем насильственный путь. Уэйн Дайер: «Конфликт не выживет без вашего соучастия.»

Я надеюсь, что эти советы помогут вам найти больше спокойствия. Помните, что это абсолютно нормально испытывать внутриличностный конфликт, и в вас нет ничего странного. Кроме того, когда речь идет о внутренних конфликтах, люди склонны романтизировать сердце и считать, что мы должны слушать только то, что сердце хочет. Но это несбалансированный подход: нужно слушать как сердце, так и мозг для создания внутренней гармонии.

Если Вы хотите записаться на консультацию, то Вы можете использовать номер телефона или заполнить форму обратной связи, для этого перейдите на страницу с контактными данными и выберете удобный для себя способ. Спасибо!

Внутренние монстры во внешнем мире: глубинные механизмы создания внешнего врага и конфликта у взрослых и детей

Причины, определяющие выбор определенного защитного механизма, остаются неизвестными. Существует предположение, что вытеснение чаще всего возникает в борьбе с сексуальными желаниями, в то время, как другие — пригодны для борьбы с инстинктивными силами (инстинктивными импульсами). Эти другие способы только заканчивают то, что не сделало вытеснение, или же имеют дело с нежелательными мыслями, возвращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. Каждый защитный механизм изначально формируется при овладении конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой развития ребенка. [37]

Возможно, до разделения на «Я» и «Оно» и до формирования «Сверх-Я» психика использует различные способы защиты из тех, которыми пользовалась после достижения этих стадий организации.

Все способы защиты направлены на достижение одной цели — помочь «Я» в его борьбе с инстинктами. Они мотивированы тремя основными типами тревоги, которыми подвержено «Я», — невротической, моральной и реальной тревогой. Кроме того, элементарной борьбы конфликтующих импульсов достаточно для запуска защитных механизмов.

При этом «Я» защищается не только от неудовольствия, исходящего изнутри. «Я» довольно тесно контактирует с миром, который наполнен потенциальными объектами любви.

Психоаналитики английской школы утверждают, что с первых месяцев жизни, ребенок способен проецировать первые агрессивные импульсы. Данный процесс очень важен для формирования у ребенка представления об окружающем мире. [48]

Американские психологи и психоаналитики в работе с детьми уделяют много внимания механизмам проекции — интроекции, которые остаются одними из глубинных и наиболее опасных защитных механизмов. При интроекции человек действует и чувствует так, как если бы внешняя добродетель стала внутренней уверенностью. При проекции — переживает внутренний грех как внешнее зло, наделяет значимых людей теми пороками, которые на самом деле принадлежат им самим. Этот механизм восстанавливается в правах среди взрослых в периоды острых кризисов любви, доверия и веры, является отличительным признаком отношения к соперникам и врагам у большей части «зрелых» индивидуумов.

Использование механизма проекции естественно для маленьких детей в период раннего развития, как способ отрицания собственных действий и желаний, когда те становятся опасными, и для перенесения ответственности за них на кого-то или что-то другое. Другой ребенок, животное, даже неодушевленные предметы могут быть использованы детским «Я» для того, чтобы избавиться от своих собственных недостатков. Для него естественно постоянно избавляться таким образом от запретных импульсов и желаний, полностью возлагая их на других людей. [37]

Особым периодом жизни человека, в ходе которого инстинктивные процессы приобретают важность, является период полового созревания -меняется характер, происходит нарушение психического равновесия.

Так, как основные идеи психоанализа связаны с сексуальностью человека, то и возникновение психологических механизмов защиты тоже. Человек начинает осознавать различие между полами в раннем детстве. Но у ребенка и у взрослого способы получения удовольствия разные.

В раннем периоде детского развития происходят важные моменты в развитии личности: формируются основные, типичные стратегии поведения относительно значимого объекта. К ним относится, захват объекта, его удержание, разрушение. Уже в дошкольном возрасте принимает важные решения об идеальных моделях мужского и женского поведения, в том числе и сексуального.

Определенные защитные механизмы могут возникать на определенных стадиях развития человека. [52]

В период раннего младенчества (от рождения до 1 года) могут возникнуть такие защиты как: интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя.

В младенчестве (1-2 года) возникают изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия.

В дошкольным возрасте (2-6 лет) происходит установление согласованной структуры психики для поддержания идентичности и интернализированных стандартов морали, этики и поведения.

В школьном возрасте (6-12 лет) появляется подавление.

В юношеском возрасте (13-23) происходит усиление агрессивности и сексуальности, возникновение психотических расстройств, развитие склонностям к дурным привычкам, зависимостям.

Неразрешенные проблемы в детском возрасте влияют на взрослую жизнь человека. Например, фиксации на оральной стадии могут привести к возникновению страха одиночества, неуверенности в окружающих.

Фиксации на анальной стадии приводит к возникновению негативизма, противоречий, желания быть под постоянным контролем. [45]

Неразрешенные конфликты на фаллической стадии приводят к повышенной зависимости от других людей, от внешних событий, к неспособности самостоятельно принимать решения, к проблемам половой идентификации.

Если у ребенка не решены проблемы на латентной фазы развития, то у него возникнут трудности в обучении, нерешенные собственные проблемы, эмоционально неустойчивость.

Преобладание, доминирование определенного защитного механизма приводит к развитию определенной черты личности, или, человек с сильными характеристиками личности склонен доверять определенным защитным механизмам как способу контролирования определенных жизненных стрессов.

[2]

У людей с серьезными личностными расстройствами может доминировать определенный механизм защиты как средство искажения реальности.

В теории личности защитные механизмы рассматриваются как неотъемлемое свойство человека. Они не только отражают общие свойства личности, но и определяют ее развитие.

Читайте так же:  Заложники жалости

Необходимо изучить человека и обстоятельства, в которых он находиться, чтобы с уверенностью интерпретировать особенности его поведения как показатель формирования защитной реакции.

Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем утвердительно сказать:

Защитные механизмы — это своеобразные приспособительные процессы, свойства, качества, которые приобретает личность в процессе социализации. Они оберегают личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, снижают тревогу и способствуют сохранению в ситуации конфликта самоуважение и др.

К защитным механизмам относят: отрицание, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, деперсонализацию, отчуждение, замещение, катарсис, сублимацию.

Психологическая защита проявляется не только как результат стрессовых ситуаций, но и в повседневной жизни. Соответственно, психологическая защита — это нормальный механизм человеческой психики.

С постепенным увеличением когнитивных способностей, достижения биологической зрелости, уровня общественных требований, молодые люди все сильнее ощущают потребность в независимости.

Общение с друзьями переходит в категорию интимно-личностного и в полной мере удовлетворяет потребность в любви. Общение, основывается на реальной жизни.

Юноши и девушки постоянно ищут возможности для общения со сверстниками, которое отмечается особым доверием, интенсивностью, ответственностью.

Равновесие внутреннего мира молодого человека нарушается в период самоопределения. Принять решение относительно выбора будущем профессии трудно, в связи с тем, что данное решение связано с самоограничением, что приводит к возникновению внутренней напряженности.

Различные психологические защитные механизмы сформируются в определенные периоды развития человека. Так, в период раннего младенчества возникают: интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя. В младенчестве возникают изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия. В дошкольным возрасте происходит установление согласованной структуры психики для поддержания идентичности и интернализированных стандартов морали, этики и поведения. В школьном возрасте — подавление. В юношеском возрасте — усиление агрессивности и сексуальности, возникновение психотических расстройств, развитие склонностям к дурным привычкам, зависимостям.

Марцинковская Т. История психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 10 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОАНАЛИЗ) И ЕЕ РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ

Общая характеристика глубинной психологии

Таблица 8
Основные теории глубинной психологии

Ученый

Движущие силы развития личности

Структура и/или типология личности

Основные механизмы развития и защиты

Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся ли-бидозное, агрессивное и влечение к суициду

Ид, Эго и Супер-Эго

Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация

Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы

Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра -интроверт-ности и одной из психических функций

Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству

Типология — формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности

Компенсация неполноценности -неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая

Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической)

«Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе

Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия)

Чувство беспокойства, тревоги

«Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я»

Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации

Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей — быть или иметь

Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм

[3]

Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т. д.)

Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности

Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т. д.)

Теория Фрейда

Аналитическая психология Юнга

Индивидуальная психология Адлера

Развитие психоанализа в 30-50-е годы

Контрольные вопросы

Примерные темы рефератов

1. Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях Юнга и Адлера.
2. Достижения и недостатки психоаналитического направления.
3. Ортодоксальность и творчество в теории 3. Фрейда.
4. Оппонентный круг А. Адлера.
5. Изменение подхода к проблеме защитных механизмов и его роль в формировании новых методов исследования.
6. Теоретические различия в практике директивной и индирективной терапии.
7. Проблема идентичности и ее место в современной психологии.

Рекомендуемая литература

Видео (кликните для воспроизведения).

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. — М., 1999.
История зарубежной психологии: Тексты. — М., 1986.
Каннабих Ю. История психиатрии. — М., 1994.
Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.
Уэллс Г. К. Павлов и Фрейд. — М., 1989.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. — М., 1993.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1991.
Фрейд 3. «Я» и «ОНО». Тбилиси, 1991.-Т. 1,2.
Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990.
Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.
Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996.
Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
Юнг К. Психологические типы. — М., 1995.
Юнг К. Архетип или символ. — М., 1991.

Источники


  1. Клауд, Г. Как спасти свою семейную лодку / Г. Клауд. — М.: Триада, 2010. — 596 c.

  2. Арнольд, Ольга Почему убегают мужчины / Ольга Арнольд. — М.: Эксмо-Пресс, Яуза, 2007. — 176 c.

  3. Джон, Таусенд 21 способ сделать семейную жизнь счастливой / Таусенд Джон. — М.: Триада, 2007. — 682 c.
Внутренние монстры во внешнем мире глубинные механизмы создания внешнего врага и конфликта у взрослы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here