Внутренняя опора и как её развить

Сегодня обсуждаем тему: внутренняя опора и как её развить с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Что такое опора на себя?

Маленький ребенок не выживет в одиночку. Ему обязательно нужны взрослые рядом.

Природа задумала так, что на первом этапе, все потребности малыша могут удовлетворить родители. А потом, по мере взросления и освоения новых умений, он все больше учится опираться на себя. Если родителям хорошо удалось исполнить свою роль, если они дали достаточно поддержки и хороший тыл, взрослый человек не нуждается в присутствии рядом других для выживания. Это не значит, что ему вообще никто не нужен.

Это значит, что ему хорошо и с другими и с самим собой. Он опирается на свои желания быть с другими. А не на свою невозможность быть одному.

Человек же, у которого не были удовлетворены базовые детские потребности, такие как:

  • Ощущение защищенности и безопасности;
  • Признание важности личности и внимание к ней;
  • Чувство автономности и отсутствие жесткого контроля;
  • Чувство принадлежности к какой-то группе;
  • Возможность быть спонтанным в действиях и эмоциях;
  • Потребность быть понятым и принятым.

— пытается «добрать» это в различных других отношениях.

Если находится Другой, который удовлетворяет хотя бы одну, самую насущную потребность — появляется зависимость. Склонный к зависимости человек выбирает себе одного-двух близких людей и назначает их ответственными за удовлетворение своих потребностей. Он не умеет, или пока не готов взять эту ношу на себя.

Зависимый человек все время ждет милости от Другого и как будто не может позаботиться о себе сам.

Для иллюстрации можно привести метафору зверя в зоопарке. Он не может добывать себе пищу сам, поэтому ждет, когда придет человек и накормит его. Рацион животного, время, количество и качество этого корма зависит целиком от сотрудника зоопарка. Зверь не может добывать себе пищу сам, потому что он сидит в клетке.

У реального человека никакой клетки, конечно, нет. Но у него есть его собственные ограничивающие убеждения, которые бывают похуже клетки. Потому что, клетка – это реальное препятствие, а вот убеждения частенько оказываются пустыми иллюзиями.

Например, иллюзией, что он не выживет без этого человека.

За нее приходится платить. Иногда очень дорого. Например, отсутствием радости, неудовлетворением других важных потребностей, потерей себя, необходимостью терпеть плохое обращение и неуважение.

Опора же на себя означает внутреннюю уверенность, что он сможет прожить и без этого человека. В мире достаточно ресурсов, для того, чтобы взрослый человек смог позаботиться о себе. Хотя, конечно, поверить в это сразу бывает непросто. Есть масса аргументов, почему это не так.

[1]

Проблема в том, что пока мы в качестве основной опоры выбираем другого человека, все наши силы будут уходить на то, чтобы контролировать его поведение. То, что мы контролировать, на самом деле, не очень-то можем.

Приходится следить за тем, чтобы у Другого было хорошее настроение и обеспечивать это настроение за счет своих ресурсов. Потому что, если он настроен благожелательно – шанс, что вас позаботятся увеличивается.

Такое вот: «Я позабочусь о тебе, чтобы ты позаботился обо мне. Потому что о самом себе я позаботиться не могу».

Если мы зависимы от Другого, мы начинаем гневаться, когда его поведение отличается от наших ожиданий. И стараемся исправить, чтобы он снова мог дать то, в чем мы нуждаемся. Сколько усилий тратится на все эти действия!

А результат, как правило, неудовлетворительный. Желание исправить Другого – один из самых частых запросов, с которым приходят к психологам. И тому, как мы видим, есть причина.

Правильная опора – на внутренний стержень самого себя. А другие люди – это ситуативная поддержка. Это очень хороший ресурс, которым мы можем обмениваться друг с другом. И, при этом, оставаться самими собой.

Если основная опора на себя, то мы не зависим от того, что скажут или подумают о нас другие. А если не зависим, то можем выбирать тех «других», которые нас будут поддерживать. С которыми получится этот взаимообмен. И расставаться с теми, кто тянет нас назад.

Возможно, не со всеми, и не обязательно именно расставаться. Очень часто с нашим собственным изменением меняется и качество общения с близкими. Но принцип такой.

Если мне хорошо и с самим собой, если я не нуждаюсь в присутствии Другого чтобы чувствовать себя в порядке, я могу выбирать свое окружение. И, в результате, иметь удовлетворяющие меня отношения, не бояться говорить о том, что мне в них подходит и не подходит. Вступать в конфликт, если надо, отстаивать свои права, защищать границы.

Опора на себя – это не единовременное решение, это то, чему надо еще научиться. А для этого важно, в первую очередь, закрыть самые основные базовые потребности.

Подумайте, какие из вышеперечисленных нужд у вас самые «кричащие», нуждающиеся?

Где, с кем и как вы можете их удовлетворить уже сейчас?

ПРИЗНАКИ ОТСУТСТВИЯ САМОДОСТАТОЧНОСТИ или БЫТЬ САМОДОСТАТОЧНЫМ И ОПИРАТЬСЯ НА СЕБЯ

1. Наличие противоречивых желаний, непоследовательность, сомнение в себе и своих возможностях, постоянное сравнение себя с другими, обвинение других в своих неудачах, жалость к себе и откладывание дел на потом. При этом в каких-то сферах вы можете быть хороши (здоровье, отношения, достаток и т.д) но в остальных — полный провал.

2. Наличие разного рода зависимостей. Например: отношения, в которых тяжело (зависимые и созависимые), занятие нелюбимым делом, ощущение ограниченности одиночества и пустоты без другого человека и т.д.

3. Желание быть похожим на других или постоянное подражание другим, зависимость от чужого, мнения, стремление угодить другим даже иногда в ущерб себе. Страх перед авторитетами.

4. Незрелое поведение (инфантилизм), который проявляется в виде забитости, истеричности, бунтарства против всех и вся. Непонимание своих чувств и неумение говорить «да» или «нет» в сложных ситуациях.

5. Сверх завышенные амбиции без учета реальности. Излишне сильное стремление к надуманному идеалу и совершенству.

6. Стремление опираться на другого: супругу/а, друга/подругу, учителя (гуру). Опора может быть на мнение, оценку, одобрение и т.д

Проявляя все это, человек демонстрирует неудовлетворенность и страдание (сильное или слабое), его время от времени захлестывают страх, раздражение, обида, злость, отвращение, печаль и апатия. Интересно то, что в большей или меньшей мере такими являются….большинство людей.

Те, кто не подпадают под описание, обычно очень много добиваются в жизни, мы знаем их как УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ.

ЧТО ТАКОЕ ВНУТРЕННЯЯ ОПОРА?

Наша внутренняя опора – это определенное состояние баланса и целостности (точка Покона), проявленное как внутреннее чувство собственной «истинности», принятие себя и доверие себе. Это внутренний стержень — сплав из воли к жизни и веры в себя, твердость и гибкость одновременно, постоянное движение самопознания при возможных изменяющихся условиях.

Фриц Пёрлз, основатель гештальттерапии называл это “взрослением”. Зрелость, по мнению Пёрлза – это возможность перейти, наконец, от опоры на окружение (“среду”) и регулирования этой же “средой” к опоре на самого себя, саморегуляцию. Человеку в любом возрасте важно его окружение, “среда”, и степень зрелости определяется умением не только опираться на себя, но и просить поддержку, находить поддержку и понимание у окружающих.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ САМОДОСТАТОЧНЫМ И ОПИРАТЬСЯ НА СЕБЯ?

Когда мы встречаем целостного человека, мы это чувствуем, даже если внешне он ничем не отличается от окружающих.
Рядом с ними появляется ощущение спокойствия и надежности.
Эти люди умеют прекрасно «слышать свое внутренние», имеют хорошую интуицию и абсолютную веру в себя.

(такими были мои деды!. Боже мой как хочется рядом быть , жить, творить с такими человеками!)
Они ни на кого не оглядываются, живут и делают все так, как считают нужным.
Самодостаточные люди уверены в себе, знают, чего хотят, умеют находить решения и оптимальный выход из разных ситуаций.
Они лидеры и творцы. Такие люди реалисты.
Они берут на себя ответственность, если понимают, что с этим справятся, и не берутся за то, что выше их сил и спокойно могут сказать об этом.

Они честны с собой и окружающими, быстро обучаемы, гибки и более легко справляются с трудностями, независимы от мнения других. Им не скучно наедине с собой, так как ощущают себя наполненными (смыслами).

Такие люди владеют системным мышлением, объективны, гибки в своих подходах и бесстрашны в действиях. У них есть внутренняя адекватная критичность к себе и окружению, а также способность рассматривать любое событие, информацию, явление с разных сторон, чтобы найти «истину» и «суть».

Читайте так же:  О зависти

Человек со стержнем не обязательно «само совершенство», он просто следует своим внутренним ценностям, опираясь в основном только на свое понимание. Для него чужое мнение и понятие «совершенства» не важно, важно нечто намного большее – творение и самореализация.

КАК ВЫКОВАТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ?

1. Вырабатываем привычку самодисциплины.

Поспешаем медленно. Делаем мало, но регулярно, чтобы добиться большего в дальнейшем. Важно пройти сопротивление инерции и выработать привычку опоры на себя даже в мелочах. Если будут «ошибки» — не страшно, ведь это ваши ошибки, вы имеете на них право. Также, как право исправится и быть лучше именно для себя.

Идя по жизни, всегда 80% внимания держим в теле, не «улетая» в «чужое». Постоянно задаем себе три вопроса: что я чувствую, почему я это чувствую, что я делаю в связи с этим. Перестаем себя сравнивать с другими, принимаем полную ответственность на себя. Свои проблемы видим, но смотрим на них как на временное явление, без само критики и самобичевания. Изучаем себя с точки зрения своих проявлений: чувств, эмоций, реакций, поведения.

3. Саморазвитие.

Победы над собой — главный способ развить внутренний стержень. Он развивается в испытаниях и трудностях, в преодолении себя. Можно начать тренировку силы воли в отказе от плохих привычек или своих определенных черт характера. Держим осознанность, стараемся сделать чуть больше, чем свой рекорд (соревнуемся только с собой). В случае «отката», «срыва» — спокойно возвращаемся и начинаем заново.

Развиваем самостоятельность мнения. Берем на себя разумные обязательства – буду есть меньше, сброшу 3 килограмма веса и т.д.
Обещания либо не должны даваться, либо должны выполняться. Обещаем мало, но всегда исполняем. Слова не должны расходиться с делом.

Самое сложное – понять и развить в себе четкую систему ценностей, личного мировоззрения и придерживаться ее.
Лучше начать следовать какой то традиции, которая развивает душу и тело – боевое искусство, энергопрактики (Жива), йога (Ярга).

Запомните, у каждого человека есть одна корневая ценность. И если вы сможете ее найти, то это и будет ваш главный внутренний ориентир. Важен постоянный пересмотр и понимание смысла своих действий, деятельности, целей. Чаще задавайте себе вопросы: «Для чего я это делаю? Что для меня главное в этом деле, цели? В чем смысл для меня? Чего я этим хочу достичь?».

Научитесь признавать свои ошибки и свою неправоту, уважайте свое и чужое мнение. Подход такой: « любой человек, как и я, не всегда бывает прав, но имеет право иметь свое собственное мнение». Опора на себя не значит, что все нужно делать самим. Позволяйте Миру помогать вам.

Опора на себя – это ваша основа, день за днем, шаг за шагом, строя себя, опираясь на себя, вы получите тот великий результат, о котором вы даже не смели мечтать.
Успеха вам.

Где искать внутреннюю опору?

В жизни часто бывает, что под гнётом внешних обстоятельств, человек не имеет внутренней опоры. Из-за этого он может быть несчастным, жить в страдании, идя на поводу у обстоятельств, плывя по течению жизни. Как правило, для такого человека важно, что о нём подумают другие люди, важно то место, где он находится. Ведь основной и, как правило, единственный (!) вектор его внимания направлен во внешний мир. И тогда человек ищет опору во внешнем мире. В царстве иллюзий.

Что такое, внутренняя опора? Давайте, разберёмся

Мы знаем, что человек дуален и имеет два начала – Духовное и Животное (материальное) . Если мы ежесекундно направляем внимание во внешний материальный мир, забывая о внутреннем, то о какой внутренней духовной опоре может идти речь?

Система Животного разума шаблонно ориентирует человека на поиски опоры во внешнем, всячески отдаляя его от самостоятельной созидательной работы над духовной опорой.

[3]

Человек, живущий тайными желаниями своего Животного начала, духовно слаб. Поэтому при соприкосновении с Истиной он возгорается, как спичка, но быстро гаснет, так как не имеет ещё духовной опоры ни в себе, ни в окружающем его обществе. Но если у человека есть твёрдое намерение выйти из-под власти своего Животного начала, то ему надо почаще возвращаться к источнику Истины, книгам, которые помогут ему переключить внимание и выйти из суженного состояния сознания. Кроме того, человеку надо понимать, что для него на первых этапах становления большую роль будет играть общение с единомышленниками. Эта духовная взаимоподдержка важна особенно для тех, кто стоит в начале пути.

Получается, внутренняя опора — это «выточенные столпы», на которые человек может опереться в любой момент своей жизни. При этом он будет жить в любви и гармонии, поступать по совести, будет свободен от влияния шаблонов, научится постоянно пребывать в мире глубинных чувств, расширит своё сознание и чётко сможет ответить на вопрос “Кто Я”.

[2]

Как сформировать внутреннюю Духовную опору?

Внутренняя духовная опора помогает человеку стать собой истинным, быть бесстрашным, иметь постоянную связь с духовным миром независимо от внешнего, независимо от любых обстоятельств, возникающих в жизни. Она делает человека Человеком. Она помогает выявлять подмены от Животного разума, его различные привязки к внешнему временному миру. Она формирует платформу для созидания. Благодаря ей, человек становится чистым Проводником Духовного мира в материальном мире, что позволяет ему передавать Истину и сеять духовные зёрна везде, где бы он ни был, чтобы он ни делал, с чем бы он ни соприкоснулся. Что бы человек ни делал в этом мире, кем бы ни был, нужно стремиться построить внутреннюю опору, дорогу в Вечность, ибо жизнь слишком коротка. Вот на этом главном деле жизни должно быть сосредоточенно основное внимание человека, остальное всё приложится и дано будет что сделать и сказать тогда, когда это действительно будет нужно и важно.

  • Во-первых, нужно сделать Выбор идти по Пути духовного саморазвития. Осознать, что человеку нужна Духовная Внутренняя опора.
  • Во-вторых, нужно понимать, что материальный мир – это мир иллюзий, который не является нашим домом, и, соответственно, мы здесь в гостях. Поэтому все внешние обстоятельства — это лишь иллюзия материального мира, от которой нам нужно отречься и научиться жить миром Бога, пребывая в теле. Естественно, когда у нас есть исконные знания, мы работаем над взращиванием Личности, раскрытием глубинной любви в практиках, изучаем сознание.
  • В-третьих, нужно понимание, ответа на вопрос – Кто Я? Что я не тело, не сознание, а Я – Личность. Мой Дом находится в Духовном мире, и здесь я лишь в гостях, тут нет ничего принадлежащего мне.
  • В-четвёртых, нужно научиться выходить из под власти системы. Для этого важно нарабатывать опыт пребывания в духовном мире глубинных чувств. Ныряя в мир истинной любви, мы становимся не досягаемы для влияния сознания и Животного разума. Ведь, мы живём в другом мире, где нас нельзя зацепить за материальные крючки.
  • В-пятых, нужно с позиции наблюдателя от Духовного начала изучать духовную литературу, исконные знания.
  • В-шестых, жить в дне руководствуясь ”Семью основами АЛЛАТРА”. Это базисные духовные основы созидательного общества:

ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ в СВОБОДЕ ВЫБОРА. Только должное ВЛАДЕНИЕ СОБОЙ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ приведёт людей к ЕДИНЕНИЮ, СОЗИДАНИЮ и обретению ДУХОВНОГО ДОСТОЯНИЯ.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

О ВНУТРЕННЕЙ ОПОРЕ часть 1

«Бог не в силе, а в правде».

Это очень интересная тема, так как в нашем мире есть только две категории людей – одни из них имеют внутри себя опору, а другие не имеют её. Разумеется, имеется множество людей, занимающих промежуточное положение между этими крайностями. Но большинство из них даже не задумываются над этим вопросом. А знать это очень важно, так как человек, не имеющий внутренней опоры, не может быть воином, ни во взаимоотношениях между людьми, ни на духовном пути. Но если присмотреться внимательнее к активности людей в этом мире, то можно обнаружить, что большинство из них, не зная этого, находится в постоянном поиске опоры. Но реально люди почти никогда не находят её, потому что подлинной внутренней опоры во внешнем мире быть не может, а то, что многие люди считают возможной опорой, в действительности является только иллюзией.

Люди, не имеющие внутренней опоры, иногда предполагают, что её можно найти в другом человеке. Это, может быть и так, но в действительности, попытка компенсировать, таким образом, отсутствие собственной внутренней опоры ещё никогда и никому не удавалась. Более того, найдя в другом человеке для себя опору, человек расслабляется и ничего не делает, для того, чтобы формировать свою собственную внутреннюю опору. При этом у людей могут возникать иллюзии, что тот человек, который, по их мнению, является для них опорой, действительно в себе её имеет. В дальнейшем эти иллюзии в трудные моменты жизни неожиданно могут рухнуть. И тогда у человека возникает состояние неопределённости и восприятие своей недостаточности, неуверенности в правильности своих решений или поступков. И человек бросается на поиски решений своих проблем, и даже, как ему иногда кажется, находит во внешнем мире решение некоторых своих внутренних проблем. Но такого рода иллюзия продолжается не долго и вскоре такой человека вновь оказывается «у разбитого корыта». Человек может с большими или меньшими перерывами искать во внешнем мире для себя опору, в течение всей своей жизни, но так и не найти её.

Читайте так же:  Нужно ли ворошить прошлое

Существуют формальные и истинные лидеры. Формальный лидер – это человек, не имеющий внутренней опоры, оказавшийся в роли начальника. Обычно такие люди бывают «на своём месте» только тогда, когда они занимают позицию ведомого. В этом случае они осознают себя более уверенно и всячески поддерживают своего ведущего. Но, оказавшись в роли начальника, и не осознавая в себе для этого необходимой организующей силы, они имитируют, опираясь на свой ум, деятельность начальника, невольно превращаясь в «глупого Ганса». Обычно, они обвиняют других людей или обстоятельства в своих проблемах или неудачах, не осознавая, что основная причина в них самих.

Люди, имеющие истинную внутреннюю опору, самодостаточны. Они не нуждаются в ком-то, кто мог бы поддержать их, подтвердить их правоту, или утешить их. Одной из очень важных особенностей таких людей является их внутренняя честность перед самим собой. Есть такая фраза, пришедшая в наше время из античного периода: «Платон мне друг, но истина дороже». Говорят, что её сказал Сократ, но это не важно – важен смысл этой фразы, в которой истина стоит на первом месте – истина, не смотря ни на что. Если человек подыгрывает авторитетам или своим друзьям, зная, что правда не на их стороне, то о какой внутренней честности в этом случае может идти речь.

Истинным воином, истинным патриотом своего отечества может быть только человек, опирающийся на свой внутренний дух, опора которого находится в его сердце. В современном мире деньги – это инструмент эго и если человек за деньги становится патриотом, за деньги совершает альтруистические поступки, то он не является истинным воином и патриотом, так как всегда может найтись человек, который заплатит ему денег больше.

Все люди рождаются с проявлением в себе внутреннего духа, но у различных людей он проявлен не в одинаковой степени. В каждом человеке есть своеобразная пограничная черта, разделяющая его силу духа. Если сила духа уже изначально заполняет человека выше этой пограничной черты, то любые ситуации, в которых оказывается человек в этом мире, только закаливают его силу духа. В тех же случаях, когда силы духа недостаточно, и она заполняет внутреннее пространство человека, не достигая этой черты, то внешние обстоятельства могут ослабить и даже разрушить то немногое, относящееся к силе духа, что имел этот человек.

Человек, опирающийся на истинную силу духа, а не на своё эго, никогда не будет стремиться к власти и вообще к преобладанию над другими людьми. Но если волею судьбы он оказывается призванным властвовать, то его власть становится служением народу, а не своему эго. Если же человек стремится к власти, понуждаемый к этому своим эго, то пределов в этом стремлении не существует. Для эго нужна абсолютная власть, пределы которой реально не могут быть достигнуты. В этом случае, стремление к власти становится своеобразной хронической и неизлечимой болезнью, так как от неё не существует никаких средств. Достигнув каких-то возможных пределов, человек будет измышлять ещё какие-то направления, в которых можно удовлетворить ненасытную жажду власти. И при этом у человека не появиться даже на мгновение мысль о честности или справедливости.

Взаимоотношения людей можно рассматривать как взаимоотношения планет, взаимодействующих друг с другом. Одна из этих планет может быть более массивной, и тогда, другая планета будет вращаться вокруг неё. Например, как Земля и Луна. Хотя, в действительности, Земля и Луна вращаются вокруг общего центра, который не является центром Земли. В таких случаях б о

льшая планета обозначает человека, который имеет внутреннюю духовную опору. Но бывает и так, когда обе планеты равны друг другу и вращаются вокруг общего центра, находящегося между ними. Этим центром может быть какая-то идея, или какая-то цель, определяющая всю их жизнь. И тогда эта идея или цель становится для двух людей единой внутренней опорой.

Для большинства людей опорой является только внешняя часть их существа со своими меркантильными интересами, стремлениями и потребностями. Не имея внутренней духовной опоры, и властных возможностей, они стремятся быть «такими, как все» в человеческом сером потребительском сообществе. Обычно, люди опустившиеся до таких, как все, постепенно приобретают устойчивую психологию раба без надежды приобрести когда-нибудь внутреннюю опору и стать воином духа.

И снова вопрос: «Что делать»? как мы уже говорили, что каждому человеку при рождении даётся возможность иметь внутреннюю опору. У одних людей эта возможность выражена в большей степени, у других – в меньшей. Для того, чтобы внутренняя духовная опора росла с раннего детства, необходимо воспитывать в человеке волю, храбрость, справедливость и честность. В этих качествах проявляет себя истинная часть человека во внешнем мире. Но существуют и обратные связи, которые при воспитании названных здесь внешних проявлений внутреннего духа, открывают человеческое сердце и этим самым раскрывают его дух. Эти четыре качества в первую очередь должны быть воспитаны человеком у самого себя, что автоматически изменит его взаимоотношения с внешним миром и приведёт к формированию духовного центра его личности.

Генезис неваляшки

Как сохранить опору в меняющемся мире

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Перемены не всегда зависят от нас, будь то изменения к лучшему или к худшему. Мы не властны над многими обстоятельствами. В любой момент привычная система внешних опор может уйти из-под ног. И тогда приходится рассчитывать только на себя и на опоры внутренние.

Что такое внутренняя опора?

То, что дает ощущение устойчивости, надежности, а значит – безопасности. Наша внешняя система опорности – это в первую очередь близкие люди, на которых мы полагаемся («опираемся»), то есть чувствуем их поддержку. Даже когда их нет рядом, мы знаем, что они есть в нашей жизни, и от этого становится легче. Но близкий человек может вольно или невольно подвести: в трудную минуту предать или просто не суметь прийти на помощь. И порой это становится настоящей трагедией, если внутренняя система опорности недостаточна.

Наша внутренняя опорность – умение найти опору в себе. Рассчитывать на себя и собственные ресурсы. Именно она позволяет не теряться в самых сложных ситуациях, во время этапов перемен. Помните игрушку «ванька-встанька»? Правильно расположенный центр тяжести помогает игрушке выровняться, что бы ни случилось. Это хорошая метафора нашей внутренней устойчивости: если внешний стресс чрезмерен, он может нас опрокинуть. Самое главное – потом выровняться, и сделать это можно за счет внутреннего баланса.

Есть люди, которые прежде всего рассчитывают на внешнюю опору, то есть на кого-то еще. А кто-то – надеется в первую очередь на себя.

Конечно, для взрослого человека правильнее – рассчитывать именно на себя. Но и это становится проблемой, если полагаться только на себя. Нам нужен баланс: стоять на собственных ногах, но и уметь в случае необходимости обратиться за помощью.

Как и когда формируется опорность

Наша внутренняя система опорности, самодостаточность формируется как отображение опорности внешней. Происходит это в детстве и подростковом возрасте. Ребенок больше рассчитывает на внешнюю фигуру, чем на себя. В первую очередь это – родители, другие взрослые члены семьи, учителя, потом – друзья… Происходит процесс символического «впитывания» этой системы поддержки. По ее образу и подобию формируется система самоподдержки уже во взрослости: как о ребенке заботились, так он заботится о себе в дальнейшем.

Если окружение было в меру поддерживающим и заботливым, то во взрослости мы умеем рассчитывать на себя. Чрезмерная забота инфантилизирует: такой человек и дальше будет полагаться только на других.

Недостаток заботы, опоры в детстве приводит к двум крайностям: или к инфантильности и беспомощности, как в предыдущем примере, или к неправильной, чрезмерной самостоятельности: такой человек полагается только на себя, но при этом не умеет о себе заботиться.

Читайте так же:  Соблазни и брось

Как развить свою систему опорности

Если внешняя опора непредсказуема, то внутренняя – всегда с нами. Поэтому взрослому человеку необходимо развивать самодостаточность.

Предлагаем вам выполнить несколько упражнений из телесно-ориентированной психотерапии, направленных на развитие внутренней опорности. Они помогут, подобно игрушке «ванька-встанька», выравниваться даже в стрессовых ситуациях.

Упражнение «магнит»

Во время выполнения этого упражнения ходите по комнате, желательно – босиком. Представьте, что вас буквально примагничивает к полу. Вам приходится медленно отрывать то одну, то другую стопу, вы перекатываете ее по полу. Потом она с силой вжимается в пол. Ощутите устойчивость земли, ее надежность. Напитывайтесь этим чувством. Старайтесь «услышать» каждую клеточку своих ног, набирающих все большую силу. Время выполнения – около 10 минут.

Упражнение «ось»

Устойчиво встаньте. Представьте, что через ваш позвоночник проходит ось, прямо через центр вашего тела. Она начинается наверху, над головой, а потом уходит в землю. Это ваш символический внутренний стержень. Опора, которая всегда с вами. Начните вращаться вокруг этой оси – медленно, и по часовой стрелке и против, в разных направлениях. Почувствуйте, как вы успокаиваетесь. Делайте упражнение около 10 минут.

Упражнение «ванька-встанька»

Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч, они должны быть мягкими и устойчивыми, сохраняя свою силу, как лапы пантеры. Положите руки на низ живота – там находится наш центр тяжести, равновесия. Вообразите его как некий шар. Начните раскачиваться всем телом, медленно, при этом аккуратно увеличивая амплитуду. Ваша задача – чувствовать этот «шар», то, как он помогает вашему телу сохранять устойчивость, несмотря на покачивание. Дает выравнивание. В сложных ситуациях вы потом сможете возвращаться к образу этого шара внизу живота, и он будет помогать вам сохранить психологическое равновесие. Время выполнения упражнения – 5–7 минут.

Упражнение «представьте свой скелет»

Это упражнение делается лежа на спине в раскрытой позе: руки и ноги свободно раскинуты. Представьте, что вы смотрите на себя со стороны волшебным рентгеновским зрением и видите свой скелет внутри тела. Рассмотрите внимательно, какой он устойчивый, единый, все его части взаимосвязаны. Это – ваша опора, которая всегда с вами. Теперь ощутите его внутри своего тела. Если по какой-то причине возникший образ не полный и вы в каких-то частях тела меньше ощущаете свой скелет, постарайтесь все же сделать его полным, почувствовать все-все свое тело. Время – около 10 минут.

Упражнение «напитывание»

Лягте на спину, положите руки на низ живота. Представьте там центр тяжести, центр равновесия как некий шар. Какого он цвета? С каким цветом у вас ассоциируется опора и равновесие? И теперь представьте, как этот цвет разливается из шара по всему телу. Напитывает его, наполняет опорностью и устойчивостью. Почувствуйте, как тело расслабляется. Упражнение выполняется около 15 минут.

Упражнение «корни»

Устойчиво встаньте. Представьте, что вы – росток, прорастающий в землю. Из ваших стоп в землю идут корни, позволяя вам быть устойчивым растением, напитываться соками земли, расти ввысь. Хорошо представьте корни, идущие от каждой стопы. Если образ вам не нравится (корни, к примеру, слабые), трансформируйте его силой активного воображения. Постарайтесь довести свой образ до оптимального для себя. Наслаждайтесь ощущением устойчивости около 15 минут.

Упражнение «змея»

Фоном можно поставить ритмичную музыку. Устойчиво сядьте, оптимальнее всего – по-турецки (если вам так удобно). Представьте, что ваш позвоночник – змея. И змея танцует – извивается. Двигайте спиной под музыку, повторяя плавные движения этой «змеи». Сверху вниз включите в танец всю спину. Ощущайте свой позвоночник гибким, прочным, здоровым. Получайте удовольствие от его танца.

Регулярное выполнение этих упражнений помогает улучшить саморегуляцию, повышает адаптивность, развивает систему внутренней опорности.

ВНУТРЕННЯЯ ОПОРА ИЛИ ЖИТЬ

Эго бесконечно разнообразно в своих проявлениях, и каждое из них прямо или косвенно привязывает человека к ценностям материального мира. И если все интересы человека сосредоточены на ценностях этого мира, то каждая из них может быть его опорой. В конечном счете, опорой для человека, живущего интересами этого мира, является его эго.

Обратите внимание на то, что «эго привязывает человека к материальному миру». В связи с чем, человек и материальный мир с его материальными ценностями, становятся одним целым. И как будто бы все понятно – эго необходимо для того, чтобы человек был един с этим проявленным миром.

– Но разве не эго ведет людей к разделению? – может спросить духовный искатель.

– Да, эго, и это происходит потому, что оно не может воспринимать одновременно весь мир, а фиксирует внимание только на отдельных объектах этого мира, и из этой последовательности оно выбирает только то, что для него наиболее ценно, а дальше по нисходящей следует иерархия ценностей, значимость которых для эго падает.

Наиболее ценной для человеческого эго может быть и своя собственная личность, и значимость ее будет тем большей, чем менее значимость всех остальных людей. Например, человек может утверждать, что он самый умный, самый богатый, и что ему все завидуют, и поэтому говорят о нем только плохое, и стараются делать ему всяческие неприятности. И чтобы казаться в своих собственных глазах еще более значимым, такой человек будет относиться к другим людям крайне уничижительно, по принципу: «чем ничтожнее все остальные, тем более значим Я». Здесь некоторые могут подумать о мании величия такого человека, что может быть следствием психических нарушений, которые делают этого человека неадекватным в своих отношениях с миром. Мания величия – это наиболее соблазнительный психоз, так как он может безмерно увеличить чувство собственной значимости, с которым человек ни при каких условиях не захочет расстаться. Но психозы такого рода могут быть и индуцированными, и их можно в человеке создать намеренно.

Опорой для человека могут быть многие болезни, но самая опасная из них – это болезнь эго – «мания величия», потому что она не имеет пределов в стремлении к своей практической реализации, и она беспощадна к тем, кто может быть препятствием для этой реализации. Большая часть внешних опор бессмысленны для человека, но он часто не может от них отказаться, потому что боится потерять иллюзию своей значимости.

Внимание с любовью содержит в себе наиболее высокие созидающие вибрации, а если этой любви нет, а вместо неё негативные эмоциональные отношения, то в этом внимании значительно меньше созидательных энергий, и совсем плохо, когда нет никакой энергии, так как нет никакого внимания. Практически, уже на этом уровне начинает формироваться у всего сущего стремления получить хоть сколько-то внимания. Можно привести такой пример – вирус гриппа, которым страдают люди, не заразен для животных и совсем не потому, что у них к нему высокий иммунитет, а потому, что физический ум этих организмов никакого внимания на этот вирус не обращает. Или еще один – сурки, живущие в норах в Поволжье и в степях Казахстана, когда-то являлись источниками чумы. Конечно, они и сами болели и гибли, а не только заражали людей. Но самое интересное было в том, что, засыпая на зиму, будучи больным, они не погибали, как это могло бы произойти в летнее время, потому что их физический ум в этот период времени никак не реагировал на присутствие в их организме инфекционного возбудителя. Можно сказать, что в это время он не обращал на этого возбудителя никакого внимания, был прозрачен для него, и контакта не происходило.

Мне вспоминается рассказ одного человека о том, как он однажды, неожиданно для себя осознал, что вещи в квартире настоятельно притягивают его внимание к себе, приглашая его попользоваться ими. Это произошло с ним потому, что его восприимчивость в этот период резко возросла, и он стал осознавать прежде не осознаваемое. Осознание чего бы то ни было, происходит при соприкосновении сознаний осознающего и осознаваемого. При достаточно высокой восприимчивости человек может осознать, что все сознательно и все имеет свое предназначение, и все стремится к реализации своего предназначения. Говоря о том, что всё сознательно, имеется в виду, что всё имеет сознание формы, сознание своего предназначения и сознание единства всего сущего. Осознавая форму мы можем восхищаться прекрасным или отвергать безобразное, осознавая вибрации предназначения мы пользуемся объектами с определенной целью, воспринимая единство всего сущего мы осознаем истинный смысл происходящего.

Человек в своей повседневной жизни может опираться только на сознание формы, и тогда он будет манипулировать реальностью, только ради своего собственного удобства, часто создавая дисгармонию отношений как с другими людьми, так и с окружающей его природой. Если же он опирается на осознание предназначения, то в этом случае его взаимоотношения с реальностью этого мира будут максимально гармоничными. Ну, а если человек осознает единство всего сущего, то опорой и смыслом его жизни будет стремление к Божественной истине.

Читайте так же:  Прощенное воскресенье или как отпустить обиду

Из всего сказанного можно сделать вывод, что корни эго в основной своей части зависят от внимания. Чем больше внимания получает человек, тем больше энергии стекается в его адрес. И не важно какой, позитивной или негативной, хотя все-таки лучше – позитивной. Из этого можно сделать еще один вывод – если властные структуры заняты только собственным обогащением и не обращают внимания на свой народ, то это народом воспринимается трагически, и он начинает вымирать (как индийский морской рис в банке). Следовательно, все дело во внимании и в энергии, в которой так нуждается все живое, и чем выше социальный статус человека, тем больше внимания и энергии он получает, что порождает в нем состояние удовлетворения. Таким образом, человеческое эго, которое является опорой для человека, живущего интересами материального мира, это своеобразный управляющий, который ведает распределением энергий, присущих нашему проявленному миру.

Если же говорить о внутренней духовной опоре, то человек получит её только тогда, когда отвергнет все притязания своего эго. И тогда человек будет свободен от притяжения материальным миром, и первым симптомом этого будет спокойное и невозмутимое отношение ко всему, что прежде могло захватить его. Теперь между ним и его истинным «Я» уже нет никакой преграды и встреча их неизбежна в самом ближайшем будущем. Это время человек осознает как состояние внутреннего равновесия и уверенности в себе, какие бы вихри не проносились над ним.

Как в себе найти опору. Внутренние точки опоры. Как развить свою систему опорности

Если вы чувствуете, что все идет не по вашему сценарию и летит круговерть. поздравляю — это период изменений! В такие моменты с человеком происходят всевозможные неприятности. Его преследуют неудачи: в отношениях появляется «мороз», хотя еще вчера все было сказочно, на работе все «электризуется», здоровье начинает подводить, чувствуется нехватка сил, появляется апатия, и хочется сесть и просто заплакать. Кажется, что мир рушится.

Все эти события совсем не конец света! Это знак, что вы заблудились и пошли не тем путем, и вот ваша жизнь вносит свои коррективы, чтобы вы остановились, задумались и нашли в себе силы быть в гармонии с собой и окружающим миром. Это моменты, когда жизнь дает вам шанс все исправить, проанализировать, отбросить все, что тянет вас вниз и не дает развиваться. Вероятно вы так «закрутились» в своих делах, что забыли о внутреннем мире, о своих настоящих желаниях и мечтах, жили, реализовывая чужие цели.

Так произошло и со мной. Я долго не могла распрощаться с прошлым, и когда решила расставить все точки над и, взяться за нерешенные вопросы, которые накопились за длительный период, уволиться с работы, которая уже не позволяла развиваться, а превратилась в рутину. Я точно знала, чего хочу, а именно: найти любимую работу, сорваться в путешествие по миру. И как только я приняла твердое решение — «Да!», внутри появились сомнения, неуверенность и страх. И я серьезно травмировалась и сломала ногу. Я не могла ходить, лежала, набирала вес и постепенно теряла вкус к жизни. Я не могла собрать себя в «кучу». Не хотела, чтобы кто-то видел меня такой беспомощной, и медленно теряла связь с окружающим миром. Так я стала заложником своих страхов. Во мне что-то сломалось, и я не была к этому готова.

И вот, наконец, я нашла в себе силы выйти на улицу, прогуляться на костылях, я шла медленно и смотрела вокруг, разглядывала прохожих. Мне на встречу шли два улыбающихся дедушки с палочками. Один из них подошел ко мне ближе и сказал, — «Такая молодая и на костылях! Как же так? Я вот старый дед! А здесь такая молодая! Вы обязательно должны быть здоровы». Я улыбнулась и дедушки пошли дальше, уже разговаривая друг с другом. — «Ты знаешь, почему она на костылях? А я тебе скажу так! Это просто точка опоры».

И я подумала, вот оно! Я потеряла точку опоры в жизни, когда уволилась с работы, оставив в прошлом много вещей, которые тянули с меня ниточки, чтобы идти дальше в новую жизнь, но при этом я так сильно испугалась изменений, что буквально сломалась. Произошел момент истины. Быть марионеткой в чьих-то руках мне было куда проще, чем брать ответственность на своем веку на себя.

Чтобы не упасть в бездну неприятных совпадений нужно уметь слушать себя, остановиться, не бежать сломя голову за счастьем, деньгами, успехом! Это и является той же точкой опоры! Это вера в себя, чтобы там не произошло в жизни! Это надежда на счастливое будущее и благодарность за каждое мгновение!

Я нашла свою точку опоры — это я!

Окружающий мир невозможно ни отвергать, ни принимать.Убегать от него — все равно что убегать от собственных ног. Принимать его — все равно что целовать собственные губы. Тебе нужно лишь одно: смотреть, понимать, расслабиться и просто быть этим миром.

Бросание из крайности в крайность — любимая привычка эго. Человек, погруженный в эгоизм, постоянно делит всё надвое. Людей — на плохих и хороших, умных или тупых, добрых и злых, своих и чужим и тд. Мир так же видит он разделенным надвое: часть его они жестко отвергают, вторую часть — бездумно принимают. В общении с людьми обычно их бросает из отвержения в зависимость. Жизнь в разделенности очень смахивает на катание на качелях — то вверх, то вниз. Чем выше вверх, тем больше шансов упасть на землю, и уже не встать…лучшим вариантом будет колесо..вернее — бег по кругу..в поиске полярностей. Поэтому искать точки опоры во внешнем мире мало мудро. На что вы опираетесь в своей жизни? На чьи- то чужие мысли, принципы и постулаты, убеждения и догмы? На материальные вещи, наличие которых вам придаёт «псевдоуверенности в себе»? На постоянно соревнование с другими людьми? На что вы тратите своё время? Есть те, кто бросаются в иную крайность -покой, аскезы, отшельничество, избегание жизни. К чему в итоге вы стремитесь? И почему вам так пусто, тоскливо и больно внутри, даже тогда когда вы достигли во внешнем мире всего того, чего так страстно вы желали? Потому как нет смысла искать точки опоры вовне. Все истинные ваши опоры внутри вас, в вашем сердце.

Покой среди покоя — не истинный покой. Лишь когда обретешь покой в движении, воистину постигнешь небесную природу. Веселье среди веселья — не истинная радость. Лишь когда постигнешь радость в печали, поймешь, чем живет сердце. Если у Тебя в сердце есть Любовь, то Тебе больше ничего не нужно. Если у Тебя нет Любви, то не имеет значения, что у Тебя ещё есть.

Энергия любви и есть основа внутреннего баланса в человеке. Она не делит мир на части, она его позволяет принимать целостно одномоментно, принимать себя в картинке мира. Энергия любви есть твоя опора в жизни, мощный фундамент, позволяющий вам наслаждаться жизнью, каждым её мгновением. И тогда на вопрос: «Сколько времени мне понадобится, чтобы решить свою проблему?», вы ответите: «Ни на секунду больше, чем понять ее» ибо вы не разделяете свою жизнь на прошлое и будущее, вы живете в настоящем и решаете все задачи жизни здесь и сейчас. Вы знаете, что всё происходящее в вашей реальности, вам под силу решать красиво. Ведь всё, что делается с любовью — всегда превращается в красоту. Исходя из выше сказанного, психолог вместо того, чтобы играть с вами в любимую игру — разделенность и нырять в ваше уже не существующее прошлое в поисках «травм» и делать их вашим настоящим, может вас научить сегодня любить себя, распространив энергию любви сегодняшнего дня на всю вашу жизнь: и прошлую и будущую. Поможет вам найти точки опоры в вас самих, а не станет вам опорой сам на долгие годы терапии.

В чем заключается работа Мастера? — спросил один важный посетитель. Научить людей смеяться, радоваться дню сегодняшнему, — с серьезным видом ответил Мастер.

Радость есть внешне проявление энергии любви внутри вас. Жизнерадостность — ваше умение свою жизнь наполнять радостью. Любовь и радость это истинные опоры на пути жизни, наполненной счастьем.

Читайте так же:  Три типа близости

Как с этим справиться и как найти себя?

Mariya, спасибо за ответ, хотя уже мой вопрос давнешний. Кто только не говорил мне, про то что учеба не важна. Но для меня она помоему единственный выход (правда сейчас приходиться все таки искать альтернативы) Обычные люди меня не понимают — в детстве меня часто били да и не только в детстве (часто попадал в травматологию, ломал челюсть, один раз разбили голову арматурой, но почему то врачи не ставили мне сотрясение мозга ни разу!). К тому же я с детства страдаю постоянными сильными головными болями (врачи так и не определили причины и это не связано с травмой поскольку симптомы были и раньше) а физ.труд это только усугубляет. Я о себе и раньше не был хорошего мнения но после отчисления из института умерла последняя надежда. Если бы я был из семьи рабочих я бы давно уже смирился, но у моих родителей красные дипломы, по несколько высших образований, работают в руководящей области. Стыдно не перед родителями а перед их друзьями… И еще я к окончанию школу почти преодолел свою социофобию у меня была девушка, «друзья» но я всем этим пожертвовал что бы удачно закончить институт, в результате потерял все.

Если присмотреться внимательнее к активности людей в этом мире, то можно обнаружить, что большинство из них, не зная этого, находится в постоянном поиске опоры. Но реально люди почти никогда не находят её, потому что подлинной внутренней опоры во внешнем мире быть не может. Петр Зорин

Когда мы внутренне ориентируемся на предметную действительность, наше счастье начинает зависеть от внешнего мира. И тогда внешний мир вынужден продолжать снабжать нас опорами: материальными, эмоциональными, финансовыми, физическими, связанными с отношениями. Если вдруг происходит сбой и снабжение прекращается, мы переживаем глубокий кризис. Петр Зорин

Люди, не имеющие внутренней опоры, иногда предполагают, что её можно найти в другом человеке. Неожиданное поведение близкого человека тогда расценивается как крушение всех опор. Попытка компенсировать, таким образом, отсутствие собственной внутренней опоры ещё никогда и никому не удавалась.

[3]

Если надоело напрягаться, пропала вера в себя, желаемое уже не кажется таким манящим — все эти действия не были связаны с внутренней опорой.

Чтобы достичь зрелости, человеку нужно преодолеть свое стремление получать поддержку из окру-жающего мира и найти новые источники опоры в самом себе.

Зрелость или психическое здоровье — это способность перейти от опоры на окружение и от регулирования себя окружающей средой к опоре на себя и саморегуляцию. Фредерик Перлз

Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознание своих потребностей , различение главных и второстепенных.

Способность опираться на себя прорастает и крепнет примерно тогда, когда вы обретаете способность делать то, что считаете нужным. Делать независимо от того, что думает по этому поводу ваше окружение. У вас самих должно возникать ощущение важности того, что вы делаете.

Взросление, или зрелость, наступает тогда, когда человек мобилизует свои силы и способности для преодоления подавленности, тревоги, разочарования, отчаяния и страха, возникающих из-за отсутствия опоры со стороны окружающих.

Ситуация, в которой человек не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика.

Поиск виновных или стремление манипулировать лишают человека точки опоры. Признание своей ответственности открывает море возможностей, свободы и выбора.

Точка опоры в себе дает осознание, что источник счастья, стабильности, надежности находится внутри нас, дает силы встречать разные ситуации спокойно, с мудростью и мужеством.

Опора в самом себе — это любовь, направляемая внутренней мудростью, и она не зависит от результатов, полученных извне. Она не движима страхом, не основана на титулах и званиях, точках зрения, имуществе, деньгах, конкретном человеке или какой-то внешней деятельности. Давиджи

Самая мощная в мире поддержка — это любовь, самая крепкая в жизни опора — это внутренний стержень. Джулиана Вильсон

Люди, имеющие истинную внутреннюю опору, самодостаточны. Они не нуждаются в ком-то, кто мог бы поддержать их, подтвердить их правоту, или утешить их. Одной из очень важных особенностей таких людей является их внутренняя честность перед самим собой. Петр Зорин

Точки опоры — это то, что позволяет нам чувствовать себя уверенно и спокойно.

Внешние точки опоры — это то, что может вызвать зависимость, потому что оно находится во внешнем мире: одобрение других людей, их мнение, их подсказки и советы, комплименты, поддержка, помощь, защита, любовь. Это всегда зыбкие и временные вещи, которые мы боимся потерять.

Внутренние точки опоры — это то, что мы можем найти внутри себя и не можем никак потерять, потому что оно всегда с нами. Это наш внутренний ресурс, наш внутренний покой, поддержка нашего рода, связь с Богом, наша собственная интуиция и мудрость, наши навыки, наше умение выстраивать отношения с людьми и наша способность приносить реальную пользу для других людей.

Важнейшим элементом духовного развития является переход от внешних точек опоры — к внутренним. Мы перестаём опираться на внешнее, временное и вместо этого опираемся на внутреннее, вечное.

Например, развиваем свою собственную интуицию и мудрость, понимаем, что она гораздо адекватнее, чем мнение и советы других людей, и начинаем доверять именно ей.

Например, познаем, что такое любовь Бога, что такое поддержка нашего рода, и эти ощущения позволяют нам перестать остро нуждаться в «любви» родителей и других людей в виде их одобрения и хорошего отношения к нам. Мы нашли любовь внутри себя, и она становится точкой опоры.

Внутренние точки опоры не дают абсолютной независимости. Мы всегда зависим от других людей, в этом нет ничего плохого. Мы социальные существа, мы живём за счёт друг друга, помогая друг другу, взаимодействуя, обмениваясь ценностями.

Какую независимость дают внутренние точки опоры?

Например: вы не умеете создавать ценность для других людей, в этом случае вы зависите от того человека, который согласится платить вам деньги хоть за что-то. Вы будете бояться расстроить этого человека, потому что боитесь, что он вас выгонит. И тогда вы можете не найти того, кто будет вам платить хотя бы такую же сумму. Вы не знаете, что в вас есть такого, благодаря чему вы можете быть обеспеченной. Поэтому вашей точкой опоры становится другой человек, который вам в данный момент платит деньги. И это страшно.

Но если вы умеете делать что-то очень полезное, что умеют делать немногие, и осознаёте эту свою ценность, тогда у вас нет страха и беспокойства. Вы чувствуете уверенность, вы не боитесь, что вас уволят или выгонят, потому что, во-первых, это маловероятно, ведь вы знаете, какую ценность даёте, во-вторых, вы мгновенно найдёте других людей, которые уже готовы вам платить не меньше. Заметьте: вы вроде бы по-прежнему зависите от других людей. Но при этом вы находитесь в покое и уверенности. Потому что ваша точка опоры — это не другие люди, а ваша способность приносить пользу людям, с которой вы всегда будете обеспеченны и достаточно свободны.

Если же женщина на это пока не способна, она будет ревновать мужа, она будет бояться, что он не даст ей необходимого изобилия и безопасности, что он может её бросить, она начинает его пилить и т.п. Потому что муж в этом случае является внешней точкой опоры.

Где есть внешняя точка опоры, там всегда есть страх потерять, желание удержать и контролировать.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

То, что внутри нас, — не нужно ни удерживать, ни контролировать. Это невозможно потерять.

Источники


  1. Д. Еникеева Как воспитать хорошего мужа / Д. Еникеева. — М.: Рипол Классик, 1998. — 256 c.

  2. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 328 c.

  3. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.
Внутренняя опора и как её развить
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here