Волшебный мир психодрамы

Сегодня обсуждаем тему: волшебный мир психодрамы с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Свяжитесь с нами: (4932) 30-47-10

Игра «Волшебный магазин»

Цели игры: определение потребностей развития протагониста; осознание приоритетов в развитии; проверка силы внутренней мотивации иметь то или иное качество; осознание своей ценности, цельности; выявление значимых в жизни протагониста качеств, которые он сам считает незначимыми; обращение внимания на необходимость каких-то изменений в жизни.

© Психологический центр «Эмпатия»
Психолог Иваново.

Свяжитесь с нами: (4932) 30-47-10

Тренинг «Основы психодрамы»

Данная группа рассчитана на широкий круг студентов-психологов и практических психологов, заинтересованных в освоении психодраматического метода психотерапии.

Назначение тренинга

Психодрама — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором для осознания и изменения внутреннего мира личности используется инструмент драматической импровизации. Участники узнают о том, что такое психодрама на собственном опыте прохождения психотерапевтической группы по методу психодрамы.

Основные темы тренинга
  1. Понятие о психодраме. Теоретические и практические аспекты применения психодрамы.
  2. Построение психодраматического процесса. «Кривая» психодрамы.
  3. Подготовка протагониста и других участников психодрамы к действию.
  4. Разновидности разминок в психодраме.
  5. Основные техники построения ролевой игры в психодраме.
  6. Психодрама, центрированная на индивиде. Работа с конкретным протагонистом по заявленной проблеме.
  7. Катарсис, обратная ролевая связь, шеринг.
  8. Психодрама, центрированная на группе.
  9. Психодрама, центрированная на теме.
  10. Социометрия в психодраме. Техника «социального атома». Значение «социального атома» для личности.
Методы, используемые в тренинге Информирование, психодраматические разминки, ролевые игры с протагонистом, шеринг, работа с методическими материалами «Рабочей тетради». Примеры практических заданий в психодраме Рекомендуемая продолжительность 24 академических часа

Если Вы решили принять участие в данном тренинге, отправьте информацию по этой форме и мы свяжемся с Вами в течение недели.

Вселенные психодрамы: в поисках новых миров.

Напоминаем Вам, что с 9 по 12 июня 2018 года в Москве пройдет 16-ая Юбилейная Московская психодраматическая пре-конференс.

Организаторы пре-конференс:

— Московский институт гештальта и психодрамы;

— Институт психодрамы, коучинга и ролевого тренинга;

— Институт групповой и семейной терапии;

— Институт психодрамы и психологического консультирования.

Название: Вселенные психодрамы: в поисках новых миров.

Цели конференции:

— Обмен опытом в психодраматической практике и теории;

— Демонстрация возможных вариантов работы в психодраме с различными аудиториями и форматами;

— Повышение профессионального мастерства начинающих и давно практикующих психодраматерапевтов;

— Интеграция современных направлений практической психологии с психодрамой;

— Популяризация и распространение знаний о психодраме и ее применении;

— Консолидация и объединение сообщества психологов-психодраматерапевтов;

— Стимулирование развития психодрамы в России;

В этом году, — в течение года, — перед самой конференцией оргкомитет запланировал несколько мероприятий Pre-conference. Итак, представляем вашему вниманию ПЕРВОЕ мероприятие от оргкомитета 16-ой Московской Психодраматической Конференции, посвященное дню психолога (22 ноября).

1. Выступления в TED — формате наших коллег на«злобу дня». Что же это за зверь такой TED? Возможно, на конференции этого года вы присутствовали на TED-выступлениях и уже успели полюбить этот формат. Если нет, то у вас есть классная возможность влюбиться в него раз и навсегда. TED – это очень короткие (9 минут), экспрессивные и очень интересные выступления на животрепещущие темы.

2. КАСКАД — работа директоров с протагонистом. Но, в этот раз, уникальность каскада будет особенной:

— директорами будут работать 3 или 4 психодраматерапевта от разных институтов – и значит, будет возможность посмотреть сходства и отличия в стилях, стратегиях и тактиках работы разных школ;

— каждый директор в очереди НЕ будет знать, что происходило до него (небольшой спойлер: т.к. во время работы директора перед ним будет находиться вне помещения, в котором будет происходить работа с протагонистом). Это гарантирует нам чистоту демонстрации сходства и различий;

— будет возможность обсудить найденные сходства и различия в малых группах и в общем круге. КОГО ЖДЁМ: всех, кому интересна психодрама. Приходите сами, зовите друзей и коллег!:)

Москва. Суббота 25.11.2017 с 18-30 до 22-00. Присоединиться к мероприятию можно в любое время в интервале с 18-30 до 19-00, и с 21-00 до окончания мероприятия.

Что такое психодрама?

Психодрама как терапевтический метод, разработанный Якобом Леви Морено (1889-1974 г.г.) начала развиваться в 20-х г.г. прошлого века на Западе, а в конце- 80-х появилась и продолжила свое развитие в России. Психодрама — это первый в мире метод именно групповой психотерапии. Морено утверждал, что человек в первую очередь существо социальное, поэтому группа может решать его психологические проблемы более эффективно, чем он сам, возлегая на кушетке. Суть метода в том, что человек с помощью группы может исследовать свои жизненные ситуации и конфликты, воспроизводя или отыгрывая их в действии, а не только рассказывая о них.

Регистрируйтесь, пожалуйста, нам необходимо понимание о количестве участников. Спасибо!

Парамонова Наталия — «СКАЗКОТЕРАПИЯ средствами ПСИХОДРАМЫ»

Южная Региональная Ассоциация Психодраматерапевтов (ЮРАП) приглашает коллегу из Москвы поделиться своим многолетним опытом работы в этом интересном, волшебном, эффективном направлении психотерапии!

Обучение включает 4 встречи по 2 дня работы! http://course.pd-skazka.ru .

Семинары будут проходить: 28 — 29 января, 11 — 12 февраля, 1 — 2 апреля, 13 — 14 мая 2017 года.

Работа проводится с опорой на психодраму. Сегодня психодрама – один из ведущих методов групповой работы. Она совмещает серьезность и лёгкость, творчество и логику, конкретику и символизм, и главное – бережное отношение к участникам.

Сказки самодельные, придуманные спонтанно, знакомят клиента с миром его подлинных переживаний и мечтаний. А если их разыграть, материализовать на психодраматической сцене, то можно взглянуть на себя со стороны, порадоваться, ужаснуться, принять и придумать — что же дальше хочется взять от жизни?

Практика составляет большую часть курса. Обучение ориентировано на скорейшее внедрение полученных знаний и навыков в собственную жизнь и практику участников. Действующие психодраматисты смогут мастерски овладеть сказко-действием, а остальные — ещё и познакомятся с психодрамой.

На курс мы приглашаем: коллег, которые хотят научиться профессиональному осознанному применению сказкотерапии в работе с клиентами, а так же всех, кто хочет заглянуть в свой внутренний мир с помощью сказки и бережного профессионального сопровождения Парамоновой Наталии.

[3]

В конце обучения, участники получат сертификат Института психодрамы и психологического консультирования (Москва).

Читайте так же:  Плохое настроение или депрессия

Парамонова Наталия — Москва.

Психодраматерапевт, сказкотерапевт, тренер Федерации психодраматических тренинговых институтов России, тренер Института психодрамы и психологического консультирования, действительный член сообщества сказкотерапевтов, член профессиональной ассоциации психодраматерапевтов.

Волшебный мир психодрамы

ВНУТРЕННИЙ МИР СНАРУЖИ

Теория объектных отношений и психодрама

Перевод с английского Р. Р. Муртазина под редакцией И. М. Кадырова

[2]

Независимая фирма «Класс» 1999

УДК 615.851.84 ББК 53.57 X 85

X 85 Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама/Пер. с англ. Р. Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 74).

ISBN 5–86375–122–3 (РФ)

Главный редактор и издатель серии — Л. М. Кроль

Научный консультант серии — Е. Л. Михайлова

Публикуется на русском языке с разрешения издательства Tavistock/Routledge и его представителя Геллы Якобсон.

ISBN 0–415–05551–4 (Great Britain) © 1992, Paul Holmes

ISBN 5–86375–122–3 (РФ) © 1992, Routlege

© 1999, Независимая фирма «Класс», издание, оформление

© 1999, Р. Р. Муртазин, перевод на русский язык

© 1999, И. М. Кадыров, предисловие

© 1999, В. Э. Королев, обложка

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству «Независимая фирма «Класс». Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах Москвы: Дом книги «Арбат», Торговых домах «Библио-Глобус» и «Молодая гвардия», магазинах № 47 «Медицинская книга» и «Путь к себе».

СЦЕНЫ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ «ТУДА И ОБРАТНО»

Эта книга рассказывает о внутреннем мире человека, о его личном «внутреннем театре», о «героях», «злодеях» и других персонажах, с раннего детства населяющих этот потаенный мир, об их сценической и закулисной жизни. А еще о терапевтическом театре, о возможностях воссоздания сцен внутренней жизни средствами психодрамы и попытке их осмысления при помощи психоаналитической теории объектных отношений. В книге Пола Холмса психодрама и психоанализ, эти психотерапевтические Дионис и Аполлон, извечные соперники и антагонисты, удивительно мирно уживаются под одной обложкой.

Метафора внутреннего театра или сцены представляется довольно естественной применительно к психической жизни человека, а для психотерапии она, по–видимому, является одной из самых первых и плодотворных. Еще в конце прошлого века Анна О. — знаменитая пациентка венских врачей Брейера и Фрейда (для Фрейда это был первый психотерапевтический случай) обозначила свои воспоминания, фантазии и ассоциации как «мой внутренний театр». Публикация в 1895 году случая Анны О. признается сегодня датой рождения психотерапии как научно–практической дисциплины. Молодая девушка на сеансах психотерапии погружалась в особое состояние и воспроизводила перед врачом сцены, представляющие фрагменты ее травматического эмоционального опыта. Благодаря этому она достигала катарсиса и исцеления.

Возможно, глядя на этот «изначальный» случай психотерапии, современный психодраматист заметил бы: «Это еще не психодрама, но очень и очень ее напоминает, это что–то вроде сеансов аутодрамы или монодрамы». Воображаемый психоаналитик, вероятно, сказал бы: «Да, это Брейер и Фрейд, но это еще не настоящий психоанализ. Хотя можно сказать, что почти психоанализ; это лечение разговором (talking cure). Благодаря ассоциациям пациентки удается вскрыть бессознательные корни ее психического недуга, что и приносит ей выздоровление».

Парадоксально, но психотерапия в своем изначальном виде сочетала в себе элементы гипноза, психодрамы и психоанализа — «все в одном флаконе». Лишь с течением времени, с развитием и дифференциацией психотерапии, дороги Гипноса, Диониса и Аполлона радикально разошлись. Сегодня различия психоанализа и психодрамы кажутся фундаментальными. Это разные жанры психотерапии, два разных театра для психической драмы.

А через год Пол Холмс стал координатором и основным инструктором нашей учебной программы по психодраме, и мы начали учиться у этого мастера уже на собственном опыте, поочередно «сменяя роли» протагонистов, дополнительных «я», ассистентов режиссеров и режиссеров. Мы учились, играя. Это были счастливые годы. В 1996 году наша учебная программа успешно завершилась сертификацией первых российских психодрама–терапевтов. А еще через три года издательство «Класс» взяло на себя приятный труд выпустить книгу Пола Холмса «Внутренний мир снаружи» на русском языке, и я испытываю радость и легкую зависть к тем, кто впервые совершит удивительное путешествие «Туда и Обратно».

Я был счастлив в течение двадцати лет своей психотерапевтической практики работать со многими учителями, наставниками, коллегами, терапевтами, пациентами и друзьями — людьми творческими, в высшей степени профессиональными и несущими заряд созидательной энергии. Я многому научился у этих людей, однако считаю неверным и непрофессиональным шагом перечислять здесь их имена. Был у меня и гораздо менее успешный опыт работы с другими учителями, супервизорами и терапевтами. Я потерпел неудачу в работе с некоторыми моими пациентами и студентами. Однако я многому научился и приобрел опыт и зрелость благодаря работе с ними.

Тем не менее, я рад выразить свою благодарность за помощь, которую получил от многих моих друзей за время пребывания в Мехико Сити. Я хотел бы поблагодарить Дэвида и Ровенну Резникофф, Густаво Фуэнтеса и Херминию Лоза, Мануэля Акуну, Грегорио Фритца, Манлио Гуэрреро, Маргариту Гуитарт Падилла, Мойзеса Риуэру Ортиза, Кена Дэви, Джорджа Браво Сото и Лауру Кортес. Я также признателен за дружбу моим психодраматическим «кузену» и «кузине» Юйо Белло и Джейм Винклер и их студентам из Escuela Mexicana de Psicodrama у Sociodrama.

Я хотел бы выразить особую благодарность моим родителям, которые помогли мне организовать визит в Мексику, Эдвине Велхэм, моему редактору из издательства «Тевисток/Рутледж», за то, что она безгранично поддерживала и ободряла меня с самого начала этого проекта, а также поблагодарить Universidad de las Americas A. C. в Мехико Сити, который создал мне все условия для работы на компьютере, когда я в этом особенно нуждался.

Я — мужчина–психодраматист, и в этой книге мною описана психодраматическая сессия с протагонистом–мужчиной. Поэтому на протяжении всей книги я использую по умолчанию мужской род, если только из контекста не следует, что разговор идет о женщине. Однако это ровным счетом ничего не значит, потому что в этой стране большинство психотерапевтов — женщины.

Читайте так же:  Жизнь других

октября, 24-25 ноября, 22-23 декабря, 26-27 января

Проектирования

Москва, 8 903 583 10 86

ПРОГРАММА

«Сказкотерапия средствами психодрамы»

Непослушные дети, нарушающие все разумные наставления взрослых. Дурачок – неизменный Герой и Победитель. Матери, оставляющие детей без присмотра. Отцы, бросающие их в полном одиночестве в дремучих лесах. Трёхголовые монстры.

Такие персонажи населяют сказки, особенно волшебные сказки.

Скажите, да можно ли обо всём этом рассказывать детям? Не опасно ли для юной психики? Кого мы растим-то?

Всё же сказки живут, сказки притягивают и волнуют, сказки манят и чаруют. А мы, – заинтригованные и околдованные ими, — читаем, слушаем, смотрим. И, поражаясь сами себе, – верим им.

Как это получается? – Ясно, что не случайно. Сказка – особый символический язык, мир архетипических образов и паттернов. Сказка – послание коллективного бессознательного к нам. (Очень похоже на сон, с помощью которого с разумом разговаривает индивидуальное бессознательное.)

Поэтому расшифровка сказочных посланий имеет огромный терапевтический эффект.

Но раз речь идёт о коллективном бессознательном, то для разгадки сказочных смыслов лучше всего подходит группа и спонтанное действие. То есть те инструменты, которыми вооружает нас Психодрама.

Сказки самодельные, придуманные спонтанно, знакомят клиента с миром его подлинных переживаний и мечтаний. А если их разыграть, материализовать на психодраматической сцене, то можно взглянуть на себя со стороны, порадоваться, ужаснуться, принять и придумать — что же дальше хочется взять от жизни?

Сказочные образы так сильны в своём воздействии, что не всегда для решения терапевтических задач требуется полная, целая, развёрнутая сказка. Организованное в психодраме взаимодействие с Волшебным зеркальцем, Сапогами-скороходами, Шапкой-невидимкой может оказаться вполне действенным терапевтическим средством.

Психодраматическое переживание себя в образе сказочного героя, «примеривание» его роли – хорошая возможность освоить в жизни новые способы поведения.

Вот только некоторые из терапевтических возможностей сказки. Добавьте к ним творческую атмосферу, командную поддержку, хорошо отработанные инструменты Психодрамы. И станет понятно, зачем Вам этот курс.

«СКАЗКОТЕРАПИЯ средствами ПСИХОДРАМЫ»

Цель курса – формирование теоретических представлений и практических навыков в сказкотерапии средствами психодрамы.

Задачи

1. Дать представление о некоторых областях практического применения сказкотерапии средствами психодрамы и ролевых игр.

2. Обучить слушателей техникам работы со сказками в различных видах практики.

3. Обучить слушателей различным психодраматическим приемам в групповой и индивидуальной работе.

4. Дать участникам собственный психотерапевтический опыт в решении различных проблем.

5. Дать участникам собственный опыт в проведении групповых занятий.

[3]

Основные темы

· Язык сказки – символы, архетипические образы и паттерны. Исследовательская социодрама как инструмент постижения символического языка.

· Волшебные сказки – психологический смысл, структура, методы терапевтической работы с волшебными сказками.

· «Сказочный» ролевой тренинг.

· Авторские сказки и психодраматические приёмы работы с авторской сказкой.

· Психодраматический анализ задач терапевтической работы со сказкой (диагностика, работа с травмирующим опытом, с проблемами в отношениях, разрешении жизненных трудностей)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

© «мешок» инструментов для практической работы (сказочная диагностика, работа с травмой, с проблемами в отношениях, разрешение жизненных трудностей и др.);

© глубокое понимание сказки;

© решение насущных профессиональных задач;

© личный ресурс от общения со сказкой и с группой.

Формат:Курс состоит из четырех сессий (сбб-вскр, 10.00 – 18.00), 1 раз в месяц:

октября, 24-25 ноября, 22-23 декабря, 26-27 января

Cертификат Института Групповой Психотерапии и Социального Проектирования

Возможно получить Удостоверение гособразца о повышении квалификации (72 ч.)

Приглашаю Вас к участию в программе я, Парамонова Наталия– психодраматерапевт, тренер Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России, тренер Института групповой психотерапии и социального проектирования (Москва), действительный член Сообщества Сказкотерапевтов, научный сотрудник Российской Академии Образования.

Волшебный мир психодрамы

Где нет детства, нет и зрелости.

Клуб «Сердечко» — это уютный клуб для всей семьи. Он создан для того, чтобы оказывать комплексную психологическую помощь и поддержку детям и их родителям, а именно: преодолевать жизненные трудности, учиться быть оптимистами, расти и развиваться с позитивными приобретениями, не забывать про самое главное в жизни — любовь и уважение, поддержку, принятие и веру в близкого человека. Подробнее

Виды помощи:

Экстренная психологическая помощь семье и детям;

Консультации родителей по вопросам развития и воспитания ребенка;

Психологическая адаптация ребенка к детскому саду и школе;

Нормализация детско-родительских отношений;

Диагностика эмоционально-волевой сферы;

Коррекция поведения, детского воровства, агрессии;

Как это работает?

Как оказывает помощь детский психолог? Первое, что оказывает терапевтическое влияние — это хороший доверительный контакт психолога и ребенка. Доверяя, ребенок может выразить свои чувства , как позитивные , так и негативные, и если специалист сможет выдержать их и показать ребенку пример позитивного принятия этих чувств, то это может быть основой изменения в .
Подробнее

Я, как и многие, раньше думала – что психолог нужен только «психованным» детям, но когда у моей дочери резко «съехала» успеваемость в школе в разгар нашего развода, я поняла , что надо что-то делать. И сейчас я понимаю, что приняла правильное решение, обратившись за помощью к психологу. Развод был болезненным переживанием для нас всех, и психолог очень …

Волшебный мир психодрамы

В современном мире существует большое количество направлений психотерапии. Перед психологом, который планирует заниматься этой деятельностью стоит выбор, какому же направлению ему учиться. Но также и многие клиенты, выбирая психолога и психотерапевта, зачастую интересуются тем, какими методами он работает. Сегодня я хочу рассказать читателям подробнее о таком направлении психотерапии, как психодрама.

Психодрама – один из основных современных методов психотерапии, демонстрирующий свою эффективность уже более 90 лет. Используется как в групповой работе, так и в индивидуальной (монодрама). Создатель психодрамы – Якоб Морено, австрийский врач. Год рождения психодрамы – 1921, когда Морено был создан проект под названием «Театр Спонтанности», в котором драматические действия и социальные взаимодействия были применены в качестве психотерапевтических средств. Сам Морено определял психодраму, как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».

Читайте так же:  Естественность нынче в моде

Вот как трепетно и поэтично пишет о психодраме Екатерина Михайлова, один из первых отечественных психологов, обучившихся этому направлению терапии: «суть этого весьма почтенного и старого метода групповой работы такова: душа получает возможность действовать не внутри, как ей привычно, а вовне, и любые ситуации, воспоминания, отношения, фантазии могут воплощаться и исследоваться средствами ролевой игры. От этой игры не требуется выразительность, театральность тут совершенно ни при чем, зато она позволяет сразу взять “быка за рога” и не прятаться за словами».

Источники проблем, с которыми работает психолог, делятся на три категории:

  1. Шоковые травмы – реальная или воображаемая угроза жизни или здоровья самому человеку или его близким;
  2. Генограмма – послания от предков;
  3. Детские травмы развития;

Психодрама работает со всеми источниками проблем, она дает возможность отреагировать затаившиеся эмоции, поговорить со своим родом, позволяет «переиграть» в настоящем времени любую сцену из прошлого. Психодраматисты часто говорят: «В психодраме возможно все!», добавляя при этом: «если это соответствует психологической правде». Конечно, невозможно, отменить те события, которые произошли: развод родителей, пережитый опыт насилия, действия и поведения родителей. Но можно добавить в эти ситуации то, чего очень хотелось бы, чтобы там было, но не было. Например, к плачущему маленькому ребенку (который продолжает плакать уже во взрослом человеке) приходит добрая фея и утешает его.

У психодрамы есть и другие возможности: например, смутные противоречивые переживания можно облечь в материальную форму и разыграть – это позволяет многое узнать о себе и разрешить внутренние конфликты.

Приведу в пример несколько структурированных психодраматических техник, помогающих разрешить некоторые эмоциональные трудности

Часто у матерей возникает чувство вины после потери ребенка вследствие аборта или выкидыша. Эта проблема – незавершенное дело, сопровождаемое тоской, горечью, виной, сожалением. В психодраме возможно установление диалога между неродившимся ребенком и матерью. Мать часто в разговоре винит себя, говорит ребенку, что сожалеет о случившемся, рассказывает об обстоятельствах ситуации, которые подтолкнули ее на такой шаг. Вслед за речью матери производится обмен ролями (женщина идет на роль ребенка и «становится» им). Как правило, ребенок говорит о том, что он прощает мать, что там, где он есть ему не плохо и просит помнить о нем. Можно сделать еще один или два обмена ролями и завершать ситуацию.

Человеку предлагают встретиться и поговорить с собой из будущего – через 5, 10 лет, с тем собой, который уже справился с какими-либо трудностями, достиг определенных целей и может оказать поддержку и дать совет себе «прошлому».

Человека просят описать его детскую комнату – очертить ее границы в пространстве, показать как была расположена мебель. А затем предлагают пойти на роль наиболее эмоционально окрашенных объектов в детской комнате (кровать, окно, а может быть люстра) и рассказать от их лица о жизни ребенка, который живет в комнате, об отношении к нему. Техника может быть как ресурсной, человек, вдруг, узнает, что кровать его очень любила и всегда ждала, а может выявить некоторые травматичные ситуации в детстве ребенка, которые необходимо проработать.

Моя статья – короткий экскурс в мир психодрамы, если он вас заинтересовал и хочется узнать о нем побольше, вы можете почитать дополнительную литературу. Я с радостью рекомендую вам две книги: 1. «Играть по-русски», авторы Е.Михайлова и Е.Лопухина и 2. «Я у себя одна», Е. Михайлова. В этих книгах приведены конкретные примеры психодраматических работ.

XVI Московская психодраматическая конференция «Вселенные психодрамы: в поисках новых миров»

Психодраматическая Конференция – прекрасный способ узнать о психотерапии и психодраме в удобном для Вас режиме: зрителем или непосредственным участником, и режим Вы можете переключить в любой момент!

Вас ждет:

  • более 90 увлекательных тематических мастерских
  • около 500 участников: психотерапевтов, коучей, психологов, бизнес-тренеров, специалистов помогающих профессий
  • 13 видов разнообразных активностей: от мастер-классов до лекций и терапевтических групп
  • 4 дня конференции и возможность собрать свою индивидуальную комбинацию посещаемых мероприятий
  • более 100 ведущих практикующих психологов и психотерапевтов

Как участник Вы…

  • Увидите, как устроена психотерапия и как работает психодрама, понравится – попробуете на себе
  • Опробуете разные модели поведения
  • Узнаете больше о себе и своей жизни
  • Зарядитесь энергией и креативом
  • Получите практические знания для реальных изменений в жизни

Как специалист Вы…

  • Поймете, как работает в терапии «игра и спонтанность», зачем нужны «роли» и «сцена»
  • Обогатите свой профессиональный инструментарий психодраматическими техниками
  • Увидите, как сочетать психодраму с другими терапевтическими подходами
  • Узнаете от ведущих психодраматистов о лучших практиках и опыте применения метода

Организаторы конференции:

— Ассоциация психодрамы;
— Московский институт гештальта и психодрамы;
— Институт психодрамы, коучинга и ролевого тренинга;
— Институт групповой и семейной терапии;
— Институт психодрамы и психологического консультирования.

Цель конференции:

— Обмен опытом в психодраматической практике и теории;
— Демонстрация возможных вариантов работы в психодраме с различными аудиториями и форматами;
— Повышение профессионального мастерства начинающих и давно практикующих психодраматерапевтов;
— Интеграция современных направлений практической психологии с психодрамой;
— Популяризация и распространение знаний о психодраме и ее применении;
— Консолидация и объединение сообщества психологов-психодраматерапевтов;
— Стимулирование развития психодрамы в России;

§ 3. Методики психодрамы

При проведении психодрамы используются следующие типичные методики:

1. Представление самого себя (самопрезентация).

3. Дублирование (множественное дублирование).

5. «Пустой» стул и «высокий» стул.

7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций.

9. Идеальный другой.

10. Волшебный магазин.

1. Представление самого себя (самопрезентация). Это одна из самых простых техник. Она состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает само­го себя или кого-то очень важного для себя. В этих действи­ях протагонист является единственным участником и пред­ставление получается абсолютно субъективным.

2. Монолог. Эта техника выглядит как комментирование своих действий в середине сцены, перед ее началом или в конце.

Монолог представляет собой реплику, высказывание чело­века — автора проблемы. В нем он выражает суть проблемы, высказывает свои мысли и чувства. Представляемый актером персонаж обращается не к другим действующим лицам, а к самому себе. Это полезный прием позволяет протагонисту взгля­нуть на свои эмоции как бы со стороны и таким образом проанализировать свои реакции на текущую ситуацию.

Читайте так же:  Самые странные диеты

Монолог особенно эффективен при выявлении расхож­дений между скрываемыми и показными чувствами и мыс­лями. Этот прием предоставляет аудитории информацию о скрытых мыслях протагониста и тенденциях их дальнейше­го развития.

Протагонист представляется «здесь и сейчас». Например, клиент разыгрывает сцену возвращения домой с работы. Он идет от станции метро к своему дому. В реальной жизни он обычно не вербализует свои мысли, будучи наедине с са­мим собой, но думает он о себе. Режиссер предлагает ему воспользоваться техникой монолога: говорить вслух во вре­мя ходьбы все, что он думает и чувствует в момент «здесь и сейчас». Клиент долго ходит по сцене, покачивая головой, постепенно настраиваясь на ситуацию, которая изо дня в День повторяется в жизни. Лицо его хмурится, голова ухо-

дит в плечи, безвольно свешивается на грудь, он в унынии. Тихим голосом, почти шепотом он начинает говорить: «Мне надоела моя жизнь. Правда, у меня хорошая работа, но если бы кто-нибудь мог знать, как мне не хочется по вечерам возвращаться домой. Я заранее знаю, что меня там ждет: моя мать, с ее жалобами на бесконечные боли, которые не может вылечить ни один врач, и моя сестра — угрюмая, несчастная старая дева, вынужденная посвятить свою жизнь матери и испытывающая от этого обиду и негодование. Она чувствует, что жизнь проходит мимо нее, но у нее не хвата­ет мужества сделать какую-нибудь попытку изменить поло­жение вещей, начать новую жизнь. И я — точная копия моей сестры: злящийся на них обеих за то, что вынужден содержать их».

3. Дублирование (множественное дублирование).

Дублирование в психодраме осуществляется двойником, который берет на себя роль автора проблемы, дополняя ее и подчеркивая те или иные моменты в психологии и поведе­нии автора. Двойник может выступать в роли «внутреннего голоса» автора. В таком случае он выражает и высказывает его скрытые мысли и чувства. Двойник может усиливать те или иные моменты поведения автора в проблемной ситуа­ции, изображать их комически, действовать совершенно про­тивоположным образом и т.д.

Двойник, или второе «Я», — участник, способный в лю­бой момент заменить протагониста. Если протагонист не мо­жет развивать действие дальше, то двойник помогает ему. Иногда психодраматическое действие строится так, что двой­ник высказывает тайные чувства и помыслы протагониста, выполняя роль его внутреннего голоса. В некоторых группах участники поочередно вступают в действие, становясь то протагонистом, то двойником. Двойник принимает те же позы, так же себя ведет, помогая тем самым протагонисту исполнять свою роль. Пытаясь выдать скрытые мысли про­тагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным (бесцветным), ироничным, страстным, оппозиционером.

Нейтральный двойник подтверждает или только несколь­ко усиливает чувства протагониста.

Иронический двойник выполняет роль протагониста в иро­ническом, юмористическом ключе, подталкивая его на бо­лее глубокое изучение проблемы.

Страстный двойник усиливает чувства протагониста, де­лает их более яркими и понятными.

Двойник-оппозиционер старается занять позицию, проти­воположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Двойник воспринимает действие протагониста од­новременно и со стороны, и изнутри, это позволяет ему понять протагониста так, как не может никто другой из членов группы.

Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные.

4. Обмен ролями. При обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-нибудь другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Цель обмена ролями состоит в том, чтобы человек, выступаю­щий как вспомогательное «Я», лучше уяснил свою соб­ственную роль, глядя на ее исполнение протагонистом.

В других случаях этот прием используется для того, что­бы одни участники могли достичь эмпатического понима­ния затруднений, которые испытывают другие, взглянуть на мир с их точки зрения.

Эта методика позволяет, с одной стороны, понять зат­руднения протагониста, помочь ему более точно выразить свой замысел, а с другой — дает возможность вспомога­тельному «Я» показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней. Например, при разыгрывании сцены ссоры между супругами, где роль протагониста исполняет жена, а вспомогательного «Я» — муж, их просят поменять­ся ролями. В таком случае, психодраматическое действие может принять совсем другое направление: помочь разрешить кон­фликт или найти адекватную форму поведения в той или иной ситуации.

При этой технике клиент в межличностной ситуации принимает на себя роль другого ее участника. Таким обра­зом, искажение восприятия другого во взаимодействии мо­жет быть обнаружено, понято и проработано в действии, в контексте данной группы.

Обмен ролями эффективно используется в работе с деть­ми младшего и среднего возраста как техника социализации и самоинтеграции. Дети охотно берут на себя роли родите­лей или взрослых и таким образом осваивают новый соци­альный опыт.

Для взрослых обмен ролями — наиболее эффективный и быстрый метод достижения инсайта через действие. Если мать заставить жить по ее собственным требованиям хотя бы не­сколько минут, в течение которых она меняется ролями со

своим ребенком, то это может оказаться достаточным для того, чтобы произвести значительные изменения в ее поведении.

5. «Пустой» стул и «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент может отреагировать через действие свои проблемы, воображая своего антагониста си­дящим на пустом стуле на сцене. Клиент взаимодействует с этим фантомом и даже обменивается с ним ролями, и в роли фантома взаимодействует с воображаемым самим со­бой. Иными словами, клиент, с позиции отсутствующего индивида и его роли, взаимодействует с фантомным инди­видом, условно принявшим роль самого клиента после того, как клиент и отсутствующий или фантомный индивид об­менялись ролями.

При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими (он может встать на стул, чтобы быть выше всех на сцене). Это делает­ся для того, чтобы придать клиенту-протагонисту силу или ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими врагами в психодраматическом дей­ствии или с другими людьми, важными для него, но кото­рые обычно подавляют его в реальной жизни.

Опыт «высокого» стула может помочь клиенту научиться более успешно справляться с угрожающей реальностью.

Читайте так же:  Когда ничего не происходит

6. «Зеркало». Упражнение «Зеркало» по смыслу близко к упражнению «Обмен ролями». «Зеркало» позволяет протаго­нисту понять, как его воспринимают другие. Когда режис­сер чувствует, что пора применить именно этот прием, он предлагает протагонисту отойти в сторону и понаблюдать за тем, как его изображают вспомогательные «Я». Часто прота­гонисты бывают весьма удивлены тем, какое впечатление они производят. «Зеркало» позволяет им взглянуть со сторо­ны на свои действия, а также обрести новый взгляд на свое собственное поведение.

Этот метод используется в группах, где основное внима­ние уделяется выработке умения вести себя в соответствии с ситуацией. «Зеркало» создает визуальную и вербальную обратную связь между протагонистом и его вспомогатель­ными «Я», которые могут утрированно изображать привыч­ки протагониста и показывать ему некоторые возможные альтернативы в его манере поведения.

Техника «Зеркало», как и «Обмен ролями», использует­ся для того, чтобы помочь клиенту понять, как видят его другие и как они склонны реагировать на него.

Когда режиссер считает нужным применить эту техни­ку, клиент отходит в сторону или садится вместе со зрите­лями и наблюдает за тем, как актер-вспомогательное «Я» исполняет его роль, т.е. изображает самого клиента и взаи­модействует с другими вспомогательными «Я» в психодра­матическом представлении ситуации клиента или его пове­дении так, как они сами видят это. Таким образом, клиент может увидеть какую-то часть себя такой, какой ее видят другие, или как другие понимают то, каким он видит са­мого себя. Иными словами, зеркальное изображение себя другим человеком позволяет увидеть самого себя в совер­шенно новом свете, что оказывается очень эффективным при работе с регрессивными или аутентичными клиентами.

7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуа­ций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуа­ция оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разре­шилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, кото­рые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, воз­никновение которых можно предвидеть в будущем. Проиг­рывая эти ситуации заранее протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое поведение.

8. «За спиной». Техника «За спиной» заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая тем самым ему возможность понять, как видят его другие.

[1]

9. Идеальный другой. Использование техники «идеаль­ный другой» помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему воз­можность испытать отношение к себе, которого он так жаж­дет, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. «Другой», изображаемый в психодраме, может яв­ляться одним из супругов, родителей, друзей, в то время как «идеальный другой» — это тот же самый, изображае­мый вспомогательным «Я», который в психодраме стано­вится тем идеальным образом этого человека, т.е. таким, каким его хотел бы видеть клиент в реальной жизни.

Эта техника часто описывалась теми, кто испытал ее на себе, как дающая очень ценный эмоциональный опыт.

10. Волшебный магазин. Одной из наиболее широко при­меняемых в психодраме разминок является игра под назва­нием «Волшебный магазин». Эта техника помогает клиенту

осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», ко­торого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер.

Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются всякие чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т.д. Владелец магази­на предлагает клиенту на выбор все, что он только может пожелать: богатство, успех, счастье, интеллект гения.

Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выме­нять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь должен по­просить «уважение». Режиссер, играющий роль хозяина лав­ки, уточняет: «Сколько нужно уважения», «От кого», «В связи с чем» и т.д.

В то же самое время владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ста­вит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его не­медленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать, что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни. Результа­том взаимодействия клиента и продавца является либо при­нятие сделки, либо отказ от нее, либо, что случается очень часто, неспособность покупателя принять какое-то решение. Разработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. Кроме того, в про­цессе торга может быть найдена тема, подходящая для ра­зыгрывания в психодраме. Но каким бы ни было оконча­тельное решение клиента, важно то, что он в результате непременно узнает что-то новое о самом себе.

Выбор приемов определяется составом группы и готов­ностью ее членов к спонтанным действиям, направленным на достижение общегрупповой цели. Психодрама помогает человеку понять и реализовать себя, создавая для него ус­ловия, допускающие совершение ошибок без риска распла­ты за них и получения негативного подкрепления. Однако в силу именно своей действенности психодрама требует высо­кой компетентности от режиссера.

Несомненным достоинством психодрамы является то, что в активную работу вовлекаются все члены группы, особенно те, кто выбран на роль вспомогательных «Я». Для психодра­мы имеют значения такие аспекты групповой динамики, как групповые нормы, общегрупповые темы, борьба влияний.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Опытный режиссер выборочно применяет различные ме­тодики, управляет с их помощью развитием психодрамати­ческого действия, усиливая и углубляя катарсис и инсайт.

Источники


  1. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. — 928 c.

  2. Ижванова, Е. М. Проблемы детско-родительских отношений / Е.М. Ижванова. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 90 c.

  3. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, Academia, 2013. — 368 c.
Волшебный мир психодрамы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here