Возможности экзистенциального подхода в психологическом консультировании в формировании смыслообразу

Сегодня обсуждаем тему: возможности экзистенциального подхода в психологическом консультировании в формировании смыслообразу с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Возможности экзистенциального подхода в психологическом консультировании в формировании смыслообразующих ценностей

Экзистенциальный подход в консультировании (экзистенция – существование) применим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией. Главная цель – научиться переживать своё существование, как реальное, помочь клиенту понять свои внутренние конфликты, проанализировать механизмы защиты, идентифицировать неадекватные из них.

Методы, используемые в данном направлении консультирования всегда индивидуализированы и могут быть заимствованы из любой теории и практики консультирования.

3 вида мира: внешний, внутренний, совместный. Важно понятие тревоги,бывает:1 Нормальная(есть объективная угроза, не приводит к подавлению личности), невротическая(не соответствует реальной ситуации, разрушительна для личности). Понятие вины: 1. Нормальная(принцип человеческой совести), невротическая, экзистенциальная( в соответствии с 3-мя видами мира:1. Внутренний-«я поступаю неправильно по отношению к себе»,2.Совместный-«по отношению к др.людям»,3.Внешний-«по отношению к окружающему миру»).
В экзистенциональном консультировании используются такие подходы: И. Ялома, Р. Мэя, В.Франкла.
Ялом — каждого пациента должна изобретаться новая психотерапия, т.к. у каждого уникальная история. Основой служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и сейчас» пациента и психотерапевта, на взаимных откровениях.

Экзистенциальный подход в психологическом консультировании широко используется. Мэй особенно подчеркивал уникальность личности, свободный выбор.
Логотерапия Виктора Франкла. Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Следствием экзистенциального вакуума — массовая невротическая триада: депрессия,наркомания, агрессия.
Самотранценденция – выход/стремление за пределы себя. Человек забывает себя ради кого-то/чего-то.
Цель логотерапии — помочь клиентам найти смысл в жизни.

1. Парадоксальная интенция. Клиентам предлагают делать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шутками.
2. Дерефлексия — снятие излишнего самоконтроля.
3. Персональное осмысление – человек, утративший смысл жизни, должен понять, что он нужен др. людям.
4. Сократовский диалог – интеллектуальный поединок между консультантом и клиентом.

Экзистенциальная аутентичность: основополагающая ценность для консультирования (стр. 2 из 3)

Аутентичность означает автономное самотворчество того, кем и чем мы должны стать (Beader, 1995; Taylor, 1991). Источником аутентичности является наша субъективность (Bugental, 1976; 1999). Чтобы стать аутентичными, мы должны преодолеть культуризацию [или — культурные наслоения — Е.М.] (Chessik, 1996) и исследовать себя изнутри. Это, конечно, нелегкая задача, и ни один человек не в состоянии полностью выполнить ее. Здесь нет готовых дорожных карт. Но с точки зрения экзистенциального подхода каждый человек может в своей жизни стать более аутентичным и, благодаря этому, достичь более здоровых взаимоотношений со своим миром (основная и целесообразная задача консультирования).

Ценность и условия того, чтобы быть аутентичным в ходе консультирования

Как отмечалось выше, клиент может быть стимулирован к тому, чтобы принять личностные изменения через терапевтический процесс, ослабляющий сдерживающее влияние, которое оказывают перцепции системы «Я — и — Мир» на выбор в сегодняшней жизни. Важно то, что ограниченные перцепции, которые клиент имеет в отношении своих беспокойств и проблем, являются такой же проблемой, как и сама «проблема». Такой подход меняет природу терапевтических задач. Мы спрашиваем теперь, какие перцепции сдерживают исследование системы «Я — и — Мир» клиента в ее настоящей форме? Воспринимается ли эта форма как сдерживающая выбор или как облегчающая его возможность? От чего надо избавиться клиенту для того, чтобы ослабить «хватку» сдерживающих перцепций системы «Я — и — Мир»? Все эти вопросы основаны на принципе экзистенциальной психологии «изменение — это изменение перцепции » (Bugental, 1987).

Чтобы начать работу над этими и другими важными вопросами, консультант должен принять pou sto (Bugental, 1999), или позицию по отношению к клиента, которая:

Твердо и последовательно требует от клиента взглянуть на себя как на живущий (находящийся в процессе) субъект, а не на объект, который надо объяснить. Это постулирует оценку клиента как свободной, автономной единицы, даже, если он сопротивляется своей истинной субъективности. Бюдженталь (Bugental, 1999) определил эту терапевтическую позицию по отношению к клиенту как «центрированную на опыте». Он утверждает, что это значительно больше дает для самоусиления, нежели объективное (внешнее относительно «Я») объяснение происходящего с клиентом (что типично для большинства других консультативных подходов).

Последовательно требует от клиента расширить свое осознание и стать хозяином каждого своего выбора, в том числе всех тех, которые уже были сделаны явно или косвенно,что подразумевает наличие проблем и борьбы. Это очень серьезный и трудный вызов для клиента, и консультанту не рекомендуется вести это процесс в панибратской или же развязной манере (Bugental, 1987). Необходимо, чтобы клиент отказался от неаутентичного выбора и стал способен достигать более аутентичного выбора в настоящем и в будущем. Клиент лично и непосредственно ставится перед тем, что в этическом плане он существует как автономная единица (Walsh, 1999; Yalom, 1980). Типичной является большая эмоциональная боль, сопряженная с этим процессом, на что консультант должен обращать внимание, но катарсис — это не конец, а скорее изменение перцепции относительно системы «Я — и — Мир» (т.е. большего обладания аутентичным существованием).

Проявляет глубокое уважение к клиенту как к автономной и саморегулируемой личности, которая управляла своей жизнью до сих пор и имеет потенциал для эффективной работы (самостоятельного изменения) с проблемами, представленными в ходе консультации. Хотя речь об иллюзорном всемогуществе здесь не идет, однако в отношении терапевта к клиенту глубоко укоренена четкая и твердая убежденность о существовании у клиента достоинства и сил для изменения своей жизни, по крайней мере, до определенной степени, через собственный выбор.

Считает, что клиент создал и должен создавать значимые структуры «Я — и — Мир», (сравни: Kelly, 1955), которые буквально делают возможной человеческую жизнь. Не должно делаться никаких оценочных суждений относительно того, каковы значимые структуры клиента (адаптивны или малоадаптивны): считается, что какими бы ни были значимые структуры, они представляют собой наиболее адаптивный ответ клиента на неизбежную тревогу существования (экзистенциальную тревогу). Как таковые, существующие значимые структуры «Я — и — Мир» являются мощными детерминантами субъективного психологического опыта клиента и они непременно должны быть идентифицированы и модифицированы, для того, чтобы произошло подлинное терапевтическое изменение как в более общем смысле, так и в отношении представленной картины симптомов и проблем.

[3]

Считает изменение значимых структур «Я — и — Мир» весьма трудной задачей. Такое изменение требует от клиента достичь более полного и глубокого осознания элементов личного выбора и ответственности, связанных с сохранением существующей значимой структуры «Я — и — Мир». Значительная часть работы по консультированию лежит в этой сфере и больше требует тщательной фокусировки на процессе (т.е. как клиент удерживает/переживает данную перцепцию), чем на содержании (т.е. информационных или фактических деталях, которые объясняют или оправдывают перцепцию) (Bugental, 1999).

Читайте так же:  Если ваш ребенок плохо говорит

Признает, что когда ограничения вокруг значимых структур «Я — и — Мир» ослаблены, клиент неизбежно открывает новые пути восприятия себя самого и своего жизненного мира. Через такое изменение в перцепции «Я — и — Мир» клиент фактически спонтанно начинает строить новый, иной способ быть (действовать) в мире и испытывает меньший дистресс, в связи с причинами и симптомами, которые первоначально привели его на консультирование. Этот процесс вкратце описывает характер терапевтических изменений с позиций экзистенциального подхода.

Признает что как консультант, так и консультативные отношения важны для изменения клиента, однако считает, что наиболее существенный процесс всегда был (и есть) полностью и целиком зависим от клиента. Именно изменение в перцепции(ях) «Я — и — Мир» клиента является существенным для терапевтической работы.

Утверждает, что результаты работы могут отличаться от первоначальных целей, поставленных клиентом (напр. уменьшение боли, ослабление симптомов). Такая позиция ни в коей мере не отрицает того, что клиенту требуется или хочется получить от консультирования, включая облегчение проблемы и симптомов (что может произойти). Однако, первоначально желаемые результаты часто могут измениться и меняются в ходе терапевтической работы, когда клиенту предлагается признать экзистенциальные основы причин, приведших его на консультирование.

Негативная интонация, которая часто сопутствует экзистенциальной теории, может быть в значительной мере преодолена позитивной стороной экзистенциализма. Краеугольным камнем позитивного взгляда является концепция экзистенциальной аутентичности. Экзистенциальная аутентичность признает конечную свободу и ответственность человека выбрать, как ему жить в мире. Принятие аутентичности в качестве экзистенциальной ценности для консультирования требует столкнуть клиента с тем, какими способами он играет активную роль в создании и поддержании своих симптомов и проблемных ситуаций. Такой вызов труден и часто встречает сопротивление, но, преодолев это, клиент становится свободнее в том, чтобы управлять своей жизнью и жить более позитивным и адаптивным образом.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Заказать написание уникльной работы

Тема 4. Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании

Гуманистическое направление в теории личности и основанная на нем клиент-центрированная психотерапия и клиент-центрированное консультирование разработаны Карлом Роджерсом. Гуманистическая психология является антагонистическим направлением по отношению к психоанализу и бихевиоризму и вступает в жесткую полемику с принципами этих двух, направлений в теории личности. Гуманистическая теория личности выдвигает следующие теоретические и практические принципы:

Клиент-центрированная психотерапия и консультирование выдвигают следующие практические задачи в работе с клиентом:

  1. создание в процессе консультирования (психотерапии) такой атмосферы или «взаимоотношений» между клиентом и консультантом, которые способствовали бы развитию творческой силы клиента и его движению по пути самоактуализации;
  2. проникновение в мир восприятия клиента и принятие его системы ценностей, его внутренних установок через использование эмпатии, то есть сопереживания, — один из важнейших терапевтических факторов в клиент-центрированной терапии;
  3. помощь клиенту в осознании и переживании важности своего субъективного мира;
  4. помощь в формировании конгруэнтности клиента, то есть осознании своих чувств и того, насколько они соответствуют испытываемому опыту, и если это не так, то помощь в принятии этого несоответствия;
  5. помощь клиенту на основе эмпатии и принятия в расширении своей Я-концепции, то есть интегрировании всех частей своей личности и своего опыта, включая и те, что ранее не осознавались, отрицались, искажались и т.п.;
  6. повышение уровня ответственности клиента за себя и свое развитие.

Экзистенциальное направление, так же как и гуманистическое, явилось «третьей силой», противостоящей теориям личности психодинамического и поведенческого подходов. Идеи и принципы экзистенциальной психотерапии базируются на экзистенциальной философии. Идеологами и пропагандистами экзистенциального подхода в психотерапии выступают Р. Мей, И. Ялом, Дж. Бюдженталь, В. Франка. Экзистенциальная психотерапия выдвигает следующие принципы работы:

[3]

  1. упор на «свободную волю», свободное развитие личности;
  2. ведущая способность человека — это способность познавать свой внутренний мир;
  3. исследование проблемы одиночества и отношений личности с другими, проблемы смерти и ее принятия человеком.

Согласно экзистенциональному направлению:

  1. основой мотивации личности является экзистенциальная тревога, которая ставит перед индивидом задачу поиска уникального личностного смысла в бессмысленном мире и обретения личностного смысла существования;
  2. существует базисная тревога, основанная на переживании индивидом объективной угрозы существованию (смерь, болезнь, угроза своим ценностям и т.п.), и невротическая тревога, для которой свойственна неадекватная реакция подавления на объективную угрозу;
  3. человеку свойственно переживание изоляции, которая может быть:
  4. межличностной, когда человек переживает свое внешнее одиночество;
  5. внутриличностной, когда у индивида заблокированы некоторые части личности и они не осознаются;
  6. экзистенциальной, когда человек ощущает свою отделенность от мира независимо от наличия у него каких-либо социальных контактов;
  7. основой психического здоровья является уникальность каждого человека;
  8. причиной невроза являются не проблемы прошлого опыта (фиксации либидо, незавершенные стадии развития и т.п.), а те проблемы, которые индивид не может решить в настоящий момент.
Читайте так же:  Самые странные диеты

Экзистенциальная психотерапия ставит следующие практические задачи:

  1. подведение к осознанию человеком ответственности за формирование собственного внутреннего мира и выбор своего жизненного пути;
  2. освобождение от невротической тревоги через осознание базисной тревоги;
  3. помощь клиенту в осознании и принятии конечности своего бытия, в примирении с неизбежностью смерти;
  4. развитие творческих сил и потенциала личности;
  5. помощь в осознании и проживании клиентом своей экзистенциальной и личностной изоляции, выработка адекватных способов проживания своей изоляции.

Гештальт-терапия как психотерапевтический подход и теория личности ведут свое начало от гештальт-психологии — немецкого направления в психологии, возникшего в период «открытого» кризиса, идеологами которого были К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин, психоанализа, дзен-буддизма, принципы которых применялись Ф. Перлзом — основателем гештальт-терапии. Гештальт-терапия имеет тесную связь с экзистенциальным направлением в психотерапии. Гештальт-терапия выдвигает следующие теоретические положения:

Гештальт-терапия выдвигает следующие цели и задачи:

  1. помощь клиенту в осознании, проживании и завершении незавершенных в прошлом гештальтов (эмоций, чувств, поступков, потребностей и т.п.);
  2. помощь клиенту в обретении им аутентичности, обретении самого себя и веры в себя, в свои чувства, в обретении собственных границ, в осознании своих потребностей;
  3. помощь клиенту в расширении своего взгляда на мир и своей жизненной позиции, в открытости всему многообразию жизненных выборов и формированию ответственности за себя самого;
  4. личность терапевта, его поведение, реакции, спонтанность, способность к самораскрытию рассматриваются как ключевой терапевтический фактор;
  5. ответственность за изменения, происходящие с клиентом, всегда лежит на нем самом, а задача терапевта — обеспечить условия для развития и изменений и расширить зону осознавания;
  6. задача гештальт-терапии не в том, чтобы выяснить, «почему» возникает проблема, а в том, чтобы понять, «как» она проживается человеком и как воздействует на него.

Заказать написание уникльной работы

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Возможности экзистенциального подхода в психологическом консультировании в формировании смыслообразующих ценностей

ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Костригин Артем Андреевич

студент 4 курса, факультет социальных наук, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Н. Новгород

Стоюхина Наталья Юрьевна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент ННГУ, г. Н. Новгород

В психологическом консультировании и психотерапии существует множество направлений и школ. Среди них: психоанализ, подходы бихевиоризма и необихевиоризма, гештальттерапия, клиент-центрированная терапия и уже современные эклектичные и универсальные подходы (например, Резонансное консультирование С. Петрушина). Что же является главным во всех этих разнообразных психотерапевтических подходах?

Еще со времен А. Адлера психотерапевтам и психологам-консультантам известна следующая формула: «Техника лечения заложена в Вас». Таким образом, главным инструментом в психологическом консультировании является сама личность консультанта. В различных психотерапевтических направлениях личность психолога-консультанта представляется своим специфическим образом. В данной статье мы хотим рассмотреть взгляд на личность психолога-консультанта в экзистенциальном консультировании.

Одним из первых психологов, кто начал развивать экзистенциальный подход в консультировании и психотерапии, был В. Франкл. Он создал логотерапию, позволяющую работать с жизненными смыслами клиентов. Его ученик, А. Лэнгле, на основе идей В. Франкла разработал современную антропологию и углубил методологию, создав экзистенциальный анализ.

Экзистенциальный анализ, по А. Лэнгле — это психотерапевтический подход, соединяющий величайшее уважение к свободе человека принимать решения относительно его собственной жизни с эффективными терапевтическими приемами. Антропологическая концепция А. Лэнгле исходит из представления о том, что человеком движут четыре фундаментальные мотивации, к которым относится [2]:

·возможность принять условия жизни,

·потребность проживать нечто ценное и строить отношения с другими людьми,

·быть аутентичным и

·привносить в мир что-то значимое и имеющее смысл.

Среди требования к психологу-консультанту в экзистенциальном анализе выделяются следующие [2]:

·быть «с» клиентом на понятийном уровне;

·понимать его мотивации (волю к смыслу);

·помогать клиентам устанавливать контакт с самим собой и со своим миром, особенно через изменение отношений.

Одним из методов экзистенциального анализа является логотерапия. Логотерапия постулирует следующее: человек стремится не к получению удовольствия и избежанию боли (как утверждает психоанализ), а к выявлению смысла своего существования. Таким образом, логотерапия стремится побудить пациента к полному осознанию своей ответственности, а это значит, что ему должна быть предоставлена возможность выбора.

С точки зрения логотерапии [5], роль психотерапевта состоит в расширении и прояснении поля зрения пациента с тем, чтобы тот мог увидеть и осознать весь спектр смыслов и ценностей. Логотерапия считает своей задачей помощь пациенту в поисках смысла его жизни.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие представления о личности консультанта в экзистенциальном анализе и логотерапии:

·психолог-консультант рассматривает клиента как личность, ответственную за свою жизнь;

·консультант должен быть «с» клиентом на понятийном уровне;

·консультант должен понимать мотивации клиента (волю к смыслу);

·консультант должен помогать клиентам устанавливать контакт с самим собой и со своим миром, особенно через изменение отношений;

·у консультанта должна быть эмпатическая установка;

·консультант должен иметь уважение к свободе человека принимать решения относительно его собственной жизни.

Следующий автор, которого мы рассмотрим — Р. Мэй. Этот психолог рассматривает психотерапию немного в другом ключе: «она является родом воспитания пациента в духе экзистенциальной философии» [4], и в ее процессе пациент должен понять неподлинность своего существования, осознать свою конечность и выбрать самого себя. Психотерапия должна научить клиента переживать собственные желания, затем осознавать их и, в конечном итоге, принимать решение, осознавая всю полноту ответственности за него. Психологическое консультирование содействует тому, чтобы клиент становился способным изменять, заново создавать свои ценности, цели, установки.

Читайте так же:  Весна - время преображения!

Роль консультанта, по мнению Р. Мэя, заключается в том, чтобы указывать клиентам на необходимость выбора самого себя, призывать к «мужеству творить», реализуя собственную свободу [4]. Психолог-консультант убеждает клиентов в том, что все зависит от их свободного выбора. Чтобы помочь клиенту найти ориентиры в своей жизни, необходимо понять и изучить его внутренний мир. Исходя из этого, Р. Мэй говорит, что консультантам необходимо развивать способность к эмпатии, а также они должны осознавать ответственность за влияние на клиента [3]. В качестве отличительной черты консультанта, Мэй указывает на чувствительность по отношению к людям, их внутренним переживаниям. Это позволяет улавливать малейшие проявления характера и читать его. Но консультанту следует быть осторожным в своих выводах. Также консультант должен направлять переживания клиента в конструктивное русло, а не избавлять от них. Мы видим здесь, что позиция психолога-консультанта у Мэя является активной; она выражается в убеждении, указании на проблемы и направлении клиента в нужном направлении.

Еще несколько характеристик «искусного» консультанта, по Р. Мэю [3]: самоанализ; умение уважать и оценивать людей, не осуждая их; умение мужественно принимать неудачу; умение радоваться процессу жизни и любить людей ради них самих.

Главными камнями преткновения для личности консультанта являются видение людей через призму собственных предрассудков и чрезмерная зацикленность на своей работе [3].

Таким образом, представления о личности психолога-консультанта, по Р. Мэю, сводятся к следующему:

· осознание ответственности за свое влияние на клиента;

· уважение и оценивание людей без осуждения;

· любовь людей ради них самих;

· мужество в принятии неудачи;

· убеждение клиента в свободном выборе самого себя;

· активная позиция в консультировании;

Несколько другую точку зрения имеет другой американский психотерапевт — Дж. Бьюдженталь. Он концентрируется на мире межличностного общения. Для консультанта это и есть мир, где он живет и действует, и от качества бытия в котором зависят результаты консультирования. Дж. Бьюдженталь акцентирует свое внимание на общении консультанта и клиента.

Дж. Бьюдженталь определяет психотерапию как жизнеизменяющую, в процессе которой клиент пытается проанализировать и пересмотреть свой способ ответа на экзистенциальные вопросы [1]. Роль психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту научиться проявлять способность к собственному внутреннему зрению, которое позволит изменять себя. В работе психотерапевта требуется неусыпное внимание к внутреннему миру переживаний клиента [1]. Психотерапевт работает собой, своей собственной субъективностью, взаимодействуя с субъективностью клиента. Это предполагает развитие сензитивных способностей консультанта.

Консультант должен обладать особой чувствительностью к миру межличностного общения, «консультативного пространства». Дж. Бьюдженталь выделил измерения этого пространства, которые «позволяют увидеть его как особый Мир человеческих отношений и понять многие важные аспекты жизнеизменяющей работы» [1]. Среди основных измерений пространства консультирования можно выделить следующие:

· базовое искусство ведения беседы;

· влияние на субъективные процессы;

· достижение большей глубины;

· собственное существование психотерапевта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все эти измерения делятся на более конкретные аспекты процесса межличностного общения, что позволяет лучше понимать процесс психологического консультирования.

Дж. Бьюдженталь признает деятельность психолога-консультанта искусством и сравнивает его с художником. Среди основных характеристик любого искусства он выделяет [1]:

· признание собственного «Я» первичным и главным «инструментом»;

[2]

· открытость-незавершенность процесса творчества;

· высокоразвитые способности к пониманию, эмпатии;

· лично выработанные критерии и оценки.

Дж. Бьюдженталь четко разделяет консультантов на мастеров, которые работают своей личностью, и ремесленников, в основу работы которых составляют процедуры и методики, замещающие и заслоняющие их как личностей. Он называет аутентичность стержневым качеством психолога-консультанта и важнейшей экзистенциальной ценностью.

Сущностью «жизнеизменяющей» работы, по мнению Бьюдженталя, являются атмосфера и глубина общения, уважение и контакт, доверие и сочувствие, точность и тонкость действий, творчество и мужество поиска [1]. Необходимость в консультативной работе опираться на собственный жизненный опыт означает, что искусным консультантом может стать лишь достаточно опытный, зрелый человек. Будучи «мастером», психолог-консультант не должен останавливаться в своем развитии; он всегда должен быть устремлен к саморазвитию.

Таким образом, представления Дж. Бьюдженталя о личности консультанта сводятся к следующему:

· развитие широкого спектра сензитивных способностей, эмпатия;

· признание своей личности в качестве главного инструмента консультирования;

· высокое развитие коммуникативных навыков и способность к глубинному общению;

· пристальное внимание к внутреннему миру клиента;

· наличие жизненного опыта.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что хотя экзистенциальное консультирование находится в рамках гуманистического подхода в консультировании и психотерапии и имеет присущие гуманистической традиции взгляды на психолога-консультанта (аутентичность, эмпатия, безусловное уважение к клиенту), все-таки оно имеет и собственную специфику: ориентация на мотивации и смыслы клиента, способность к глубинному общению, мужество в принятии неудачи, наличие жизненного опыта и осознание своей ответственности за влияние на клиента. Это говорит о том, что экзистенциальное консультирование и экзистенциальные консультанты имеют свой самостоятельный статус.

Список литературы:

  1. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Дж. Бюджентала. — М.: Смысл, 2001. — 197 с.
  2. Лэнгле А., Ушакова Е. Экзистенциально-аналитическая психотерапия//Развитие личности. — 2003. — № 1. — С. 162—171.
  3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
  4. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 1998. — 238 с.
  5. Франкл В. Доктор и душа. — СПб.: Ювента, 1997. — 242 с.

Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.

Основные положение подхода в работах В. Франкла, Р. Мэй и И. Ялома. Экзистенциально-философские корни подхода: Ф.М. Достоевский, С. Кьергегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Бубер.

Ключевые понятия подхода: сознание и самосознание, свобода и ответственность, стремление к сохранению и проявлению своей идентичности и к глубоким отношениям с другими, поиск смысла, тревога как атрибут человеческого существования, осознание неизбежности смерти.

Читайте так же:  Феноменология прокрастинации

Построение консультативного процесса: цели, функции, процедуры.

Идеи и принципы экзистенциальной психотерапии базируются на экзистен­циальной философии.

Идеологами и пропагандистами экзистенциального подхода в психотерапии выступают Р. Мей, И. Ялом, Дж. Бюдженталь, В. Франкл. Экзистенииальная психотерапия выдвигает следую­щие принципы работы:

ведущая способность человека — это способность познавать свой внутренний мир;

исследование проблемы одиночества и отношений личностис другими,проблемы смерти и ее принятия человеком.

основой мотивации личности является экзистенциальная тревога, которая ставит перед индивидом задачу поиска уникального личностного смысла в бессмысленном мире и обретениялично­стного смысла существования;

существует базисная тревога, основанная на переживании индивидом объективной угрозы существованию (смерь, болезнь,угроза своим ценностям и т. п.), иневротическая тревога, для которой свойственна неадекватная реакцияподавления на объективную угрозу;

Ялом (Yalom, 1980) выделил четыре предельных экзистенциальных беспокойства, они связаны:со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

• человеку свойственно переживание изоляции, которая может быть:

межличностной, когда человек переживает свое внешнее оди­ночество;

внутриличностной, когда у индивида заблокированы некоторые части личности и они не осознаются;

экзистенциальной, когда человек ощущает свою отделенность от миранезависимо от наличия у него каких-либо социальных контактов;

основой психического здоровья является уникальность каждого человека;

причиной невроза являются не проблемы прошлого опыта (фиксации либидо, незавершенные стадии развития и т. п.),а те проблемы, которые индивид не может решить в настоящий момент.

Экзистенииалъная психотерапия ставит следующие задачи:

подведение к осознанию человеком ответственности за форми­рование собственного мира и выбор своего жизненного пути;

освобождение от невротической тревоги через осознание базис­ной тревоги;

помощь клиенту в осознании и принятии конечности своего бы­тия, в примирении снеизбежностью смерти;

развитие творческих сил и потенциала личности;

помощь в осознании и проживании клиентом своей экзистен­циальной и личностной изоляции, выработка адекватных спосо­бов проживания своей изоляции.

Экзистенциально-филосовские корни подхода.

Основа данного направления — философские идеи экзистенциализма (Ф.М.Достоевского, С.Кьергегора, Ф.Ницще, М. Хайдеггер, П. Сартр). Соответ­ственно, главный акцент ставится на изучение проблемы_времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существова­ния.Спецификой очерченного круга проблем являет­ся уникальность несводимого к общим схемам лично­го опыта конкретного человека, а его центром — ре­шение проблемы восстановления аутентичности лич­ности — соответствие ее бытия в мире ее внутрен­ней природе.

Великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881).

В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия.

Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи («идееносные герои» романов Достоевского).

Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.

Серен Кьеркегор (1813-1855) — датский теолог, философ, представитель философии жизни, и писатель.

Кьеркегор выдвинул идею «экзистенциального мышления». В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не «затронутому» человеческой субъективностью.

Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет» и т.д. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является «бессилие мысли», подлинный «скандал для рассудка», а отсюда переход к мифу.

Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия.

Кьеркегор остро критиковал традиционное понимание задач философии за то, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону.

Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».

В основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии.

Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.

По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью.

Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Мартин Хайдеггер (1880-1976) — немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования».

Перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом.

[1]

По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а «вечное ограничение настоящим» приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность.

Читайте так же:  Как проходит личная беседа с психологом

Такие идеи, как «забота», «страх», «вина» и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность.

Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека — на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.

Жан Поль Сартр (1905-1980) — французский философ и писатель, представитель экзистенциализма.

Основные проблемы его философских размышленийсуверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и «событийности истории» и мира.

Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО? Экзистенциальная модель механизмов защиты. Люди разрабатывают как сознатель­ные, так и подсознательные психологические мех-змы защиты, чтобы справиться с тревогой, порождаемой основными экзистенциальными беспокойствами.Выделяют два типа пси­хологических механизмов защиты. 1)имеются обычные ме­ханизмы защиты, такие как проекция, которые работают независимо от источника тре­воги. 2)существуют специфические механизмы защиты от каждого из четы­рех основных беспокойств(смерть, свобода, изоляция, бессмысленность).Эти механизмы не только помогают защититься отдельным клиентам, они поддерживаются целыми культурами.

Экзистенциальная модель механизмов защиты,при осознании индивидом на некотором уровне внутреннего конфлик­та, обусловленного какой-либо из основных проблем. Они обеспечивают психологическую безопасностьпосредством ограниче­ния потенциала развития человека и индуцирования экзистенциальной вины.

Виды защиты от тревоги, связанной со смертью. Детские способы справиться с осознанием и ужасом смерти включа­ют в себя отрицание.И у детей, и у взрослых Ялом (Yalom, 1980) выделил два главных механизма защиты от тревоги, связанной со смертью:

— это вера в свою осо­бенность.В таких случаях часто имеют местоманиакаль­ный героизм, превращение в «трудоголика», не слышащего сигналов времени, само­влюбленность, стремление к власти и контролю.

Вера в спасителя, который придет на помощь в последний момент— главный механизм защиты от тревоги, связанной со смертью.Люди, использующие данный меха­низм защиты; могут ограничивать свою жизнь, обслуживая определенного «доминиру­ющего другого».Большинство людей не сознают свою систему веры до тех пор, пока эта система не перестает служить своей цели, например, когда у человека обнаружи­вается неизлечимая болезнь или когда «доминирующий другой» умирает или психоло­гически отдаляется.

Виды защиты от тревоги, связанной со свободой, помогают индивидуумам избежать осознания своей ответственности за собственную жизнь

1.Компульсивность — один из видов защиты от осознания ответственности. Ялом приводит следующий пример. У Бернарда, 25-летнего продавца, имели место компульсивные побуждения в сферах секса, работы и досуга. Его компульсивность заблокировала способность выбора, одна­ко Бернард все же был ответственен как за создание, так и за сохранение своей компульсивности.

2.перенос ответственности на других людей, в том числе на консультантов;

3. отрица­ние ответственности посредством изображения себя невинной жертвой или посред­ством утраты контроля;

Виды защиты от тревоги, связанной с изоляцией

1.Защищаясь от тревоги, люди не относятся к другим как к самим по себе, а используют их для защиты себя. Одним из видовзащиты людей от оди­ночества является попытка утвердить себя в глазах других. Такие люди существуют на­столько, насколько они являются частью сознания других и получают их одобрение.

2.Слияние с другим индивидуумом или группой . Вместо того чтобы противостоять своей изоляции или мириться с нею, люди чувствуют и думают, что они не одни, потому что они — часть других.

3.Кроме того, видом защиты от тревоги, связанной с изоляцией, является компульсивная сексуаль­ность. Сексуально компульсивные люди обращаются со своими партнерами скорее как с объектами, чем как с людьми.Им не требуется время для того, чтобы близко сойтись с кем-либо.

Виды защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью

1.Компульсивная деятельностьИндивидуумы с маниакальным упорством прибегают к ка­кой-либо деятельности, это их реакция на глубокое чувство бесцельности. Рано или по­здно многие индивидуумы, которые с маниакальным упорством добивались денег, удо­вольствия, власти, признания, статуса, начинают сомневаться в ценности приобретен­ного.Участие в различных кампаниях также является видом компульсивной деятельно­сти — люди разыскивают проблемы, которые они могут обратить в поглощающие время и энергию крестовые походы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2.Нигилизм. Люди, проповедующие нигилизм, избегают встречаться лицом к лицу с бессмысленностью, относясь с пренебрежением ко всем источникам смысла, ко­торые другие находят в своей жизни, например к любви или служению.

Источники


  1. Супружество как точная наука. — М.: Слово, 2009. — 480 c.

  2. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 200 c.

  3. Хочу замуж! Как не ошибиться в выборе, притереться характерами и все такое. — М.: Феникс, 2005. — 288 c.
Возможности экзистенциального подхода в психологическом консультировании в формировании смыслообразу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here