Возрастные кризисы биологические и социальные аспекты

Сегодня обсуждаем тему: возрастные кризисы биологические и социальные аспекты с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Возрастные кризисы: биологические и социальные аспекты

Понимание кризиса, рассмотренное в предыдущем параграфе, может создать впечатление, что психологические кризисы часто становятся следствием внешних событий, иногда неожиданных, непредсказуемых, а потому в известном смысле случайных. Однако это относится лишь к части возможных критических ситуаций.

В общем жизненном цикле человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых – переходные периоды – может происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Эти моменты называются кризисными точками, или возрастными кризисами человека.

Сущность этих возрастных кризисов подчиняется известному закону перехода количества в качество – постепенно происходящие изменения в психических и личностных образованиях порождают новое качество, причем этот переход может иметь резкий, скачкообразный характер. Например, ребенок, с трудом выговаривающий отдельные слова, речь которого во многом еще напоминает лепет, «вдруг» начинает говорить, подобно тому как он «вдруг» начал ходить, а позже начнет читать. Нередко этот переход в новое качество носит довольно болезненный характер. Так, выражение «трудности переходного возраста» стало устойчивым штампом обыденной речи, используемым для проблем подросткового периода. Известный психолог К. Левин называл подростка человеком, вышедшим из мира детства и не пришедшим в мир взрослых. В этом образе отчетливо видна и «переходность» подростка, и сущность его психологических проблемы: он уже не хочет быть ребенком, но еще не может быть взрослым в глазах окружающих, да и своих собственных. Именно это главное противоречие подросткового периода развития и приводит к типичным переживаемым в это время трудностям, прежде всего к проблемам в отношениях со взрослыми, к неадекватным поступкам вплоть до девиантного поведения, направленного на подтверждение своей взрослости.

Подростковый период как «трудный» возраст четко выделяется не только в научных исследованиях, но и в обыденном сознании, поскольку через его проблемы и сопутствующие психологические переживания проходит большинство людей. Таким образом, помимо индивидуальных особенностей человека или событий его индивидуальной жизни психологический кризис может быть спровоцирован или вызван критическими точками возрастных стадий его жизненного цикла, и, следовательно, существуют такие моменты перехода от одной стадии к другой, когда возникновение кризиса более вероятно (хотя, конечно, не обязательно).

Различные возрастные периоды отличаются (помимо особенностей психического и личностного развития) тем, что именно является центральной проблемой этого периода и какие, следовательно, типичные трудности, критические ситуации или кризисы могут переживаться в этом возрасте человеком.

Например, если взять типично различаемые периоды детства, юности, взрослости и старости, то основной проблемой детства является несамостоятельность, зависимость от взрослых, в том числе и эмоциональная; юности – противоречие между потребностью во взрослости, самоопределении, формирующейся концепцией взрослого «Я» и несоответствующими им потенциалами подростка; взрослости – экзистенциальное осмысление своего жизненного пути и самореализации; старости – ослабление физических потенций и грядущий уход из жизни. Соответственно и типичные психологические кризисы в этих возрастных периодах будут возникать вокруг этих проблем (и переживаться с присущими этому возрасту особенностями).

Наиболее детальная и признанная в психологии периодизация возрастных кризисов принадлежит американскому ученому Эрику Эриксону, который выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий.

Те же процессы, но уже на основе других кризисов, разворачиваются и на последующих возрастных стадиях.

На стадии раннего детства (от года до трех лет) возникает кризис, связанный с потребностью ребенка в самостоятельности, в развитии у него чувства собственной автономии; в возрасте от 3 до 6 лет («возраст игры», по Эриксону) главное противоречие касается развития у ребенка инициативности, активности. Следующий, «школьный» возраст длится от 8 до 12 лет и предполагает появление у ребенка чувства трудолюбия в противовес некомпетентности, чувству собственной несостоятельности или неполноценности; наконец, следующая, очень важная, как уже отмечалось, в развитии стадия – это подростковый возраст, или юность, возраст самоопределения, формирования тождественности «Я», чувства личной идентичности, своего целостного и ценного «Я». Успешное прохождение кризисов этих стадий способствует появлению у человека таких важных качеств, как (соответственно стадиям) сила воли, целеустремленность, компетентность, верность (в значении, по Эриксону, быть верным самому себе, своим обязательствам, привязанностям, представлениям).

Следующие три стадии жизни человека Эриксон называет зрелостью. На стадии ранней зрелости, длящейся примерно от 20 до 25 лет, основной проблемой человека является поиск своего места в межличностных отношениях между полюсами интимности – изоляции. При этом под интимностью в психологии понимают способность к близости с другими людьми, включающую в том числе способность к эмоциональному сопереживанию другим, собственную открытость и способность вверять себя кому-либо. А это фактически означает появление у человека такого важнейшего качества здоровой личности, как любовь, предполагающую установление отношений взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

На стадии средней зрелости, продолжающейся, по Эриксону, почти 40 лет (от 26 до 64 лет), содержание кризиса связано с формированием продуктивного, творческого отношения к жизни в противовес инертности, застою. Это время самореализации личности, ее самоактуализации, взлета ее социальных и творческих возможностей. Для здоровой личности характерен выход за пределы собственных нужд, ощущение своей ответственности за этот мир, своей способности и обязанности заботиться о других. Чувство заботы, по Эриксону, психологически противоположно апатии, безразличию, поглощенности собой, характерным для необретших чувства собственной продуктивности.

Последняя стадия, которую Эриксон уважительно называет «поздняя зрелость», начинающаяся с 65 лет и завершающая жизнь человека, обращает его к прожитой жизни, ее анализу, оценке, которые, как и прошлый опыт, интересуют его больше будущих планов. Позитивным итогом этого анализа оказывается чувство мудрости, включающее как ощущение полноценно и разумно прожитой жизни, так и спокойное отношение к смерти; в противоположном случае прожитая жизнь воспринимается как череда ошибок или нереализованных возможностей, сожаление о том, что нельзя начать сначала, и отсутствие времени для этого усиливают страх смерти в явном или скрытом виде (например, боязнь возможных будущих несчастий).

Читайте так же:  Духовный волонтариат

Тема 3: Жизненный цикл и возрастные кризисы человека.

1. Индивидуальное развитие: жизненный путь человека.

2. Понятие критических и возрастных кризисов.

3. Периодизация жизненного цикла человека.

Основные понятия: возрастные стадии развития, время жизни, жизненный цикл, жизненный путь, эпигенетический ландшафт, новообразование, нормативные кризисы развития

Традиционное понимание кризиса может создать впечатление, что психологические кризисы становятся следствием внешних событий, иногда неожиданных, непредсказуемых, а потому случайных. Но это относится лишь к части возможных критических ситуаций. В общем жизненном цикле различаются отдельные возрастные стадии, их смена может происходить достаточно бурно, сопровождаются трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Эти моменты называют кризисными точками или возрастными кризисами человека.

Периодизация индивидуального развития человека основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства. То и другое обобщается в понятии возрастных стадий(фаз, этапов, периодов). Для описания индивидуального развития в его целом принято использовать три основных термина время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.

Время жизни, или протяженность, пространство жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью индивида. Продолжительность времени жизни имеет важные социальные и психологические последствия: так, от нее зависит длительность сосуществования поколений и продолжительность социализации детей.

Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни подчинен определенной закономерности, а его этапы представляют собой постоянный круговорот.

Наиболее емкий и употребительный термин для описания индивидуального развития – жизненный путь. Он характеризует процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и одновременно пластичной структуры личности.

Современная наука уделяет много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии. В биологии и психофизиологии это критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью к определенным внешним или внутренним факторам, воздействия которых именно в данной точке развития имеют особенно важные необратимые последствия. В социологии этому соответствует понятие социальный переходиндивида или группы людей из одного социального состояния в другое. Психология развития выработала особое понятие возрастных кризисов. Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей, перестройки мотивационной сферы личности и т. д. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то эти кризисы называются «нормативными»(предложено Э. Эриксоном).

Ж. Пиаже в качестве метафоры для процесса развития заимствовал биологическое понятиеэпигенетического ландшафта.

[3]

Л. С. Выготский в своей периодизации развития предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах(младенчество, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, и т. д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критическиепериоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатаный кризис, кризис 17-ти лет) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. НовообразованияЛ.С. Выготский определял как качественно новый тип личности взаимодействия человека с окружающей действительностью, отсутствующий на предыдущих этапах развития. К скачку в развитии и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и толкающие развитие вперед. Это противоречия между уровнем развития ребенка и социальной ситуацией развития, складывающейся к началу каждого нового этапа.

В настоящее время жизненный цикл человекатрадиционно разделяется на четыре больших периода: пренатальный (внутриутробный), детство, отрочество, зрелость, старение (по Ж. Годфруа, 1992г.).

1. Пренатальныйпериод длится 266 дней. Он состоит из стадии зародыша (от 0 до14 дней), стадии эмбриона (от 14 дней до 5 недель), стадии плода (от 5 недель до момента родов). На стадии пренатального развития так же выделяют сенситивные и критические периоды, когда плод особенно восприимчив к влиянию тератогенов (вредоносных веществ, вызывающих отклонения в развитии и уродства).

2. Детство и отрочество. Этот период начинается с кризиса рожденияребенка. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом, как для матери, так и для ребенка. Родовой стресс ведет к тому, что ребенок рождается бодрствующим и готовым самостоятельно дышать. Уровень гормонов в крови так же способствует установлению привязанности между матерью и ребенком.

Одна из известных периодизаций возраста детства и отрочествапринадлежит Л.С. Выготскому. Он выделял следующие кризисы детства

— кризис рождения и новорожденности;

— кризис первого года жизни;

— кризис трех лет;

3. Период зрелости. В зрелом возрасте становятся особенно заметными индивидуальные вариации развития, затрудняющие типологические обобщения, усиливается расхождение между паспортным, биологическим и психологическим возрастом. Психологи часто избегают точных возрастных обозначений кризисов взрослой жизни, предпочитая им содержательные описания. И тем не менее, примерно можно выделить несколько периодов зрелого возраста:

— Ранняя взрослостьили этап вхождения. Происходит профессиональная адаптация, освоение профессиональных ролей, как правило, складывается семья, налаживаются межличностные взаимоотношения между людьми. Период характеризуется сильным эмоциональным напряжением.

— Средняя взрослостьили возраст коррекции.

· в 30 – 33 года происходит нормативный биографический кризис, обусловленный рассогласованием между жизненными планами юноши и реальной возможностью их осуществления.

· стабильный период 33 – 40 лет характеризуется тем, что человек ставит перед собой реальные цели и добивается их осуществления.

· период 40 – 45 лет – кризис середины жизни. Субъективно переживается как потеря смысла жизни, ощущение бессмысленности своей деятельности, привычных занятий, целей и т. д.

· период 45 – 50 лет рассматривается как относительно стабильный. Человек достигает реальной зрелости, уравновешивает свои потребности и возможности их осуществления.

Тема 1.6. Формирование и развитие личности

Содержание учебного материала

· Понятия «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные кризисы».

· Принципы развития личности.

· Теория развития личности Э. Эриксона.Этапы психического развития.

Читайте так же:  Что нужно знать о своей роли в отношениях или кто вы в треугольнике судьбы

· Особенности ухода за пациентами разного возраста.

1. Понятия «развитие», «возраст»

(психологический, биологический, социальный), «возрастные кризисы».

«Развитие» определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Кризисы возрастного развития.

Возрастные кризисы это некие временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Они длятся не долго, от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии человека.

Длительность этих кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий в которых находится человек в тот или иной период времени. Под условиями понимается как семья, так и социальное окружение (на работе, в компании, клубы по интересам. ).

Мнения психологов по поводу возрастных кризисов расходятся. Одни считают, что кризис — это результат неправильного воспитания, что развитие должно проходить плавно и гармонично. Другие считают, что кризис — это нормальный процесс перехода на более сложный возрастной этап. Некоторые психологи считают, что человек, не переживший кризис не будет развиваться дальше.

Отечественными психологами выделяются стабильные и кризисные периоды развития. Они чередуются между собой и являются закономерным процессом развития ребенка. Проявляются явные сдвиги в развитии, ребенок сильно меняется в поведении (может быть крайне эмоционален), конфликты со взрослыми (не только с близкими). Теряется интерес к занятиям. Это наблюдается не только в школе, но и в кружках. У некоторых детей возникают неосознанные переживания, внутренние конфликты.

Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин говорил: «К каждой точке своего развития р-к подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после кот. идет развитие той стороны, кот. отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Теперь рассмотрим кризисы по возрастным параметрам:

кризис новорожденности

Связан с изменением жизненных условий. Ребенок из привычной среды попадает совсем в другие условия. Все девять месяцев он находился в утробе матери. Во-первых это водная среда. Там тепло. Питался и дышал он через пуповину не прилагая никаких усилий. При рождении все резко изменилось. Из водной среды ребенок попадает в воздушную. Дышать и питаться нужно самостоятельно. Идет адаптация к новым условиям.

кризис одного года

В этот период у ребенка появляются новые потребности.

Это возраст проявления самостоятельности, и различные эмоциональные и аффективные проявления — результат или если хотите ответная реакция ребенка на непонимание взрослых. Как раз в этот период проявляется детская речь. Она достаточно своеобразна, отлична от взрослой, но в то же время она соответствует ситуации и эмоционально окрашена.

Читайте так же:  Условная ценность или о нарциссах

кризис трех лет

Кризис трех лет предшествует кризису семилетнего возраста и является одним из наиболее сложных жизненных периодов ребенка. Ребенок выделяет свое «Я», отдаляется от взрослых и пытается построить с ними другие «более взрослые» отношения. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский выделяет 7 характеристик кризиса трехлетнего возраста.

Негативизм. Негативная реакция ребенка на просьбу или требование взрослого. Эта реакция не направлена против самого действия, которое требуется от ребенка. Она направлена на саму просьбу. Главное, что движет ребенком в этот момент — сделать наоборот.

Проявление упрямства. Ребенок настаивает на чем-то не потому что ему этого очень хочется, а потому что он требует чтобы с его мнением считались.

Очень четко прослеживаются линия проявления самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам.

В общем-то это хорошо. Но все хорошо в меру. Гипертрофированное проявление самостоятельности нередко не соответствует возможностям ребенка. Что может привести к внутреннему конфликту с самим собой, и конфликту со взрослыми.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Бывает, что конфликты детей со взрослыми становятся как-бы системой отношений. Складывается впечатление, что они постоянно находятся в состоянии войны. В таких случаях можно говорить о протесте-бунте. В семьях, где ребенок один, может проявиться деспотизм. В семьях, где много детей, вместо деспотизма может проявиться ревность по отношению к другим детям. Ревность в данном случае будет расцениваться как тенденция к власти и нетерпимого отношения к младшим.

Обесценивание старых правил и норм поведения, привязанностей к тем или иным вещам и игрушкам. В психологическом плане ребенок отдаляется от близких взрослых и осознает себя как самостоятельного субъекта.

кризис семи лет

Кризис семи лет может проявиться в промежутке приблизительно от 6 до 8 лет. Так как в этом возрасте практически все дети идут в школу, то данный период связан с открытием для себя новой социальной позиции — позиции школьника. В этом возрасте самосознание ребенка меняется, соответственно происходит переоценка ценностей.

По мнению Л.С.Выготского на данном возрастном этапе появляется — обобщение переживаний. Проявил себя ребенок успешно или потерпел неудачу в любых из сфер своей деятельности (будь то учеба или общение со сверстниками, занятия в кружках или спортом. ) — формируется: или чувство собственной значимости, исключительности или чувство неполноценности. Эти переживания ведут к образованию внутренней жизни ребенка. Возникает разграничение на внешнюю и внутреннюю жизнь ребенка, что ведет к изменению его поведения. Здесь появляется смысловая основа поступка. Ребенок задумывается прежде чем что-либо сделать — попытка оценить будущий поступок с точки зрения возможных последствий или разворачивающихся действий. Вследствие того, что появляется смысловая основа действий — из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Ребенок пытается продумать свои шаги, начинает скрывать свои переживания.

Одним из проявлений кризиса семи лет является кривляние, натянутость поведения вследствие разграничения внутренней и внешней жизни. Все эти проявления проходят, когда ребенок вступает в следующий возрастной этап.

кризис подросткового возраста (пубертат — 11-15 лет)

[2]

Этот кризис связан с половым созреванием ребенка. Активизация половых гормонов и гормонов роста свойственна на этом возрастном этапе. Быстрый рост организма, появление вторичных половых признаков. Из-за быстрого роста могут возникнуть проблемы с сердечно-сосудистой деятельностью, с работой легких и т.д. Эмоционально-нестабильный фон в этом возрасте усиливает сексуальное возбуждение, которое сопровождает половое созревание.

Подростки ориентируются в поведении на образцы мужественности или женственности. Следовательно повышается интерес к своей внешности и формируется некое новое видение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своей неидеальной внешности.

Одно из важнейших новообразований — ощущение взрослости. В подростковом возрасте возникает сильное желание — быть или хотя-бы казаться взрослым и самостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией о личной жизни, часто возникают ссоры и конфликты со взрослыми. Главный круг общения в данный период — это сверстники. Интимно-личностное общение занимает главное место в жизни подростка. Также данному возрасту свойственно объединяться в неформальные группы.

Возрастные кризисы взрослости

Кризис среднего возраста. Кризис среднего возраста – самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится наибольшее число суицидов.

В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или поз­же) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анали­за аутентичности образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношения­ми, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви.

Этот психологический феномен называют кризисом середины жизни (термин введен Левинсоном)[18]. Люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно».

Кризис среднего возраста связан со страхом старения и осознания того, что достигнутое иногда значительно меньше, чем предполага­лось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует по­степенное уменьшение физической силы и остроты ума. Человеку при­суща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения ста­новятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все это и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно. Кроме того, у человека появляется и растет беспокойство, что он может ока­заться на шаг позади нового поколения, получившего профессиональ­ную подготовку в соответствии с новыми стандартами, энергичного, обладающего новыми идеями и готовностью согласиться, по крайней мере на первых порах, на значительно меньшую зарплату.

Читайте так же:  Консультация психолога с метафорическими ассоциативными картами

В результате доминирующими в общем фоне настроений становится депрессивные состояния, чувство усталости от надоевшей действительности, от которых человек либо прячется в мечтах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. В этот период человек пересматривает свою жизнь и задает себе вопрос, который иногда очень страшен, но всегда приносит облегчение: «Кто я, отдельно от своей биографии и ролей, которые я исполняю?» Если он открывает, что жил, формируя и укрепляя ложное «я» – тогда он открывает для себя возможность второго взросления. Этот кризис – возможность переопределения и переориентации личности, переходный ритуал между продолжением подросткового периода на стадии «первой взрослости» и неизбежным наступлением старости и близости смерти. Те, кто сознательно проходят через этот кризис, ощущают, что их жизнь стала более значимой. Этот период открывает перспективу обретения нового взгляда на свое «я», которая, правда, зачастую связана с весьма болезненными ощущениями.

Кризис начинается с давления со стороны бессознательного. Ощущение «я», приобретенное человеком в результате социализации, вместе с сформировавшимся у него восприятием и совокупностью комплексов, вместе с его защитами своего внутреннего ребенка, начинает скрипеть и скрежетать в борьбе с самостью, которая ищет возможности для выражения. До осознания наступившего кризиса человек направляет свои усилия на преодоление, игнорирование или избежание воздействия глубинного давления (например, с помощью алкоголя).

«Узелковый период». Кризис старости. В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуман­ной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из под­текста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Тем не менее, старение, смертельные болезни и умирание воспри­нимаются не как составные части процесса жизни, а как полное пора­жение и болезненное непонимание ограниченности возможно­стей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий являет­ся потерпевшим поражение.

Сейчас наша социальная структура, равно как и философия, рели­гия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как прави­ло, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смыс­ла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух веду­щих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обре­менять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, пере­живают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одно­временно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

В научном труде «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс[19] подчеркивает важность открытого и честного общения с умирающими, готовность последних обсуждать любые психологически близкие им темы. В ре­зультате подобного подхода они могут научить остающихся в живых важным вещам, относящимся не только к заключительным фазам жиз­ни, но и проблемам работы человеческого сознания, а также к некото­рым редким аспектам нашего существования вообще. Кроме того, дан­ный процесс обогатит его участников и, возможно, снизит уровень их тревоги относительно собственной смерти.

В связи с этим важным представляется осмысление социально-пси­хологических механизмов адаптации человека к феномену смерти. Речь идет и о системе психологической защиты, определенных моделях сим­волического бессмертия, и о социальной апробации смерти – культе предков, поминальных обрядах, похоронных и мемориальных службах и о просветительских программах пропедевтического характера, в кото­рых феномен смерти становится темой раздумий и духовных поисков.

Культура сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры как личности, так и об­щества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственно­го состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не толь­ко условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспо­собности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягае­мости для старших поколений.

Заключение

Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза — открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза — мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза — дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом – трудновоспитуемостью.

Таким образом, понятие «возрастной кризис» возникает как следствие развития основных положений культурно-исторической теории. Это не означает, что в других исследовательских парадигмах это понятие не может возникнуть. Может. Но тогда следует провести такую же подробную работу «выведения» этого понятия как следствия исходных исследовательских позиций. Например, при двухфакторной (средовой и биологической) модели обусловленности развития кризис есть момент в жизненном цикле организма, когда средовой фактор способен вызвать эффект, т. е. момент своеобразной синхронизации средовых и биологических влияний.

Читайте так же:  Глубинные чувства

Сложность определения понятия «возрастной кризис» связана с особенностями психологического знания, которое никогда не может быть простым описанием реально существующих явлений. Чем более тонкие, собственно человеческие аспекты мы изучаем, тем важнее обнаружить одновременно и исследовательскую позицию, и само исследуемое явление.

Словарь

Кризисы возрастные(англ. age crises)- условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами. [16]

Периодизация психического развития(англ. levels of human mental development)- принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе,основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов)[16].

Кризис, или критический период, – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. (Л.С. Выготский) [3]

Развитие — внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов (Л.С. Выготский) [3]

Критический период – неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую. (А.Н. Леонтьев) [15]

Кризис — как переход от одной системы к другой (от овладения мотивационно-потребностной сферой к операционально-технической и наоборот). (Д.Б.Эльконин) [1]

Кризис — конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду.(Э.Эриксон) [1]

Критический период — единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект. (Г.Крайг) [2]

Стадия развития — на начальном этапе исследования стадию развития можно считать лишь эмпирическим обобщением некоторых наблюдаемых характеристик поведения детей. (Я. Боом) [2]

Развитие — регулярная последовательность стабильных и переходных стадий. (Д.Левинсон) [2]

Список литературы

1. А.Г. Маклаков «Общая психология». Серия «Учебник нового века». 2001.

2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.

4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. — М.; Воронеж, 1995.

6. ЭльконинД. Б. Детская психология. — М., 1960.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.

8. Бершедова Л. И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дисс. докт. психол. н. — М., 1999.

9. Д.Холлис «Перевал в середине пути: кризис среднего возраста»2002.

10. Элизабет Кюблер-Росс. О смерти и умирании. Пер. с анг. — К.: «София», 2001.

11. И.Г. Малкина-Пых. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

12. Э.Эриксон. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

13. Обухова Л.Ф. возрастная психология/ российское педагогическое агентство, 2004.

14. Абрамова Г.С. возрастная психология / эксмо, 2003.

15. В.С.Мухина. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- Москва. ACADEMIA 1999.

16. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.

[1] Божович Л. И.Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. — М.; Воронеж, 1995

[3]

[2] А.Г. Маклаков «Общая психология». Серия «Учебник нового века». 2001.

[3] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000

[4] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000

[5] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000

[6] Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4

[7] Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4

[8] Валлон А.Психическое развитие ребенка. — М., 1967

[9] Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4

[10] Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4

[11] Божович Л. И.Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. — М.; Воронеж, 1995

[12] Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4

[1]

[13] Божович Л. И.Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. — М.; Воронеж, 1995

[14] ЭльконинД. Б.Детская психология. — М., 1960

[15] Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4

[16] Кон И. С.Психология ранней юности. — М., 1989

[17] Бершедова Л. И.Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дисс. докт. психол. н. — М., 1999

[18] Д.Холлис «Перевал в середине пути: кризис среднего возраста»2002

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[19] Элизабет Кюблер-Росс. О смерти и умирании. Пер. с анг. — К.: «София», 2001.

Источники


  1. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.

  2. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.

  3. Психология. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2016. — 406 c.
Возрастные кризисы биологические и социальные аспекты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here