Время реформ или кризис середины жизни

Сегодня обсуждаем тему: время реформ или кризис середины жизни с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Кризиc «середины жизни». Понятие. Условия и предпосылки возникновения кризиса взрослости

Кризис 40 лет или кризис «середины жизни». Этот термин был введен Левинсом и стал популярным и общеупотребимым.

Само понимание греческого слова «кризис» для многих людей имеет уничижительный оттенок и включает в себя личную неудачу, слабость, неспособность противостоять внешним событиям, которые вызывают стресс, дискомфорт, ощущение утраты. Эту позицию разделяют Г. Крайг в своей книге «Психология развития». Говоря о кризисном протекании «середины жизни», когда критически переосмысливается и анализируется жизнь, люди начинают утрачивать иллюзии, болезненно реагируя на всяческие изменения этого периода, включая работу, семейные отношения и физические изменения, происходящие с ними. Все чаще задается вопрос типа: «А стоило ли тратить столько усилий для достижения какой — то цели, когда остается не так уж много времени?»

Совсем по другому рассматривает кризис Э. Эриксон. Кризис — это не катастрофа, а переломный момент, период, связанный с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом.

Однако он считал, что в процессе прохождения через кризис человек преодолевает критические точки. «Критическая точка» характеризует моменты принятия прогрессивных или регрессивных решений. В этих точках человек добивается достижений или терпит неудачу, получая будущее несколько лучше или несколько хуже, но в любом случае измененное.

Эриксон описал три ступени зрелости. Он определил центральный вопрос в каждый период как основу, которую личность может обрести или оперять. На первой ступени главным вопрос является интимность (близость), а альтернативным — уединение. Главным вопросом на второй ступени зрелости является производительность, процесс при котором человек становится творческой личностью в новом смысле, принимая на себя добровольное обязательства передавать опыт новому поколению. Главным вопросом на третьей ступени зрелости является цельность, на этой ступени кризис среднего возраста может быть удачно разрешен.

Российские психологи В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман в своем теоретическом исследовании описывают взрослость два событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуется кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект реальности, при вступлении во вторую — кризис разрыва личного и общечеловеческого смыслов жизни, являющийся по сути экзистенциальным кризисом.

В кульминационной точке общности происходит кризис развития. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой — мировоззрение, во второй — личность (собственная позиция в культуре и истории).

Практически каждый человек проходит через кризис 40 лет, но к сожалению не каждый находит достойный выход из него.

Середина жизни встречает нас сильнейшими ударами судьбы и потрясениями. Перед нами встают вопросы, которые накапливаются годами, но решать нужно именно «здесь и сейчас», причем разом и нет совсем время на обдумывание, но нет и сил все это разом разрешить. Так что же является провокацией таких изменений?

В первую очередь — это внешние и внутренние аспекты, которые составляют жизнь личности. Так как мы живем не изолированно от окружающего мира, а каждый день взаимодействуем с ним, то было бы глупо думать, что действительность не влияет на нас. Окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы — это знаменательные, вековые события жизни человека, прямо или опосредованно определяют изменения личности в такие переходные моменты. Личность обладает скрытой тенденцией к изменениям, которая реализуется в периоды значимых событий. Они пробивают ту защитную структуру, окружающую человека в стабильные периоды и заставляют вновь адаптироваться в условиях перехода, изменений.

Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цепи и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем скорректировать, а какие только подавляем? Как мы себя ощущаем в данный момент? Внутренний аспект работает в том же режиме, что и внешний. Он выбивает человека из состояния равновесия, делая сигналы о необходимости изменений. Такие перемены происходят в жизни повсеместно. Но, люди не всегда признаются себе в том, что именно внутренняя система, внутренние механизмы их жизни сподвигли их на какие — изменения. Они будут искать любую другую причину, которая более заметна внешне — смена деятельности, переезд на другое место жительства и т.д. И лишь незначительная часть людей не увязывает перемены, руководствуясь внешними причинами. Они чувствуют, что внутри их идут болезненные изменения, но пройти через них необходимо.

[2]

В переходный момент наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:

первое измерение — внутреннее ощущение себя по отношению к другим;

второе измерение — чувство безопасности и опасности;

третье измерение — наше восприятие времени достаточно ли у нас времени или мы начинаем ощущать его недостаток?;

Четвертое измерение — ощущение физического спада.

Все эти ощущения задают основной том жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям. Мы должны изменить что — то в жизни, чтобы начать развиваться и перейти на новый этап.

Еще одной предпосылкой кризиса сорока лет является неразрешенный тридцатилетний кризис, который нередко называют кризисом смысла жизни и выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса тому, что раньше было в жизни главным и значимым, а в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Согласно мнению А.В. Толстых на границе третьего десятилетия человек оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и внешне благополучной жизни несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено «напрасно», насколько мало он реализовал свои способности и возможности. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий «Возрастная психология», с.394-395).

В тридцать лет, человек видит, что уже не может сделать все используя все имеющиеся у него возможности, не может повернуть развитие своей личности в произвольном направлении, он должен найти себя в новых обстоятельствах жизни, соизмеряя в данном случае особенности своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только сейчас. В случае нереализованности человеком себя в жизни наступает кризис жизненного замысла, где ошибочной оказалась сама жизненная цель, наступает экзистенциальный вакуум, когда в окружающем человека мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Человек обретает способность быть самим собой, в согласи с миром только в сущностных сторонах жизни, когда любовь, привязанность, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.

В жизни возможны две трагедии. Первая невыполнение желания, идущего от сердца, другая выполнение этого желания. Неважно, насколько близок человек к осуществлению своей мечты, все равно все желания выполнить невозможно. Какое разочарование он будет испытывать от того, когда мечта начнет воплощаться, происходить крушение волшебных надежд, связанных с мечтой.

Человек начинает чувствовать себя центром мира, получившего возможность управлять своей судьбой когда, как ему кажется, он ухватил «журавля в небе» достигнув колоссального успеха. Но никакой успех не приносит всемогущества, т.к. будет кто-то сильнее нас. Лишь внутренняя работа над собой, прислушивание и согласие со своим внутренним «Я» приведет к согласию с самим собой и дальнейшему развитию.

Читайте так же:  Игра как способ коммуникации

Особенности переживания личностью кризиса середины жизни

В настоящее время существует много психологических теорий (З. Фрейд, Л. Выготский, Э. Эриксон, Л Божович и т.д.), авторы которых утверждают, что полноценно функционирующая личность формируется путем прохождения некоторых стадий в своем развитии. И каждая стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни человека, который возникает при переходе на следующую стадию психосоциального развития. Форма, длительность и острота кризиса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.

При чем часть авторов (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец) видят в кризисах негативное, девиантное проявление. Считают, что нормальное развитие человека вполне возможно без прохождения кризисов.

Однако ряд авторов считают кризисы необходимым и обязательным условием для дальнейшего развития человека. Так Э. Эриксон пишет «кризис означает не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник силы. «.

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивные и негативные компоненты. Так, если человеку не удается разрешить кризис, то это наносит вред личности и появляются негативные качества, например (по Эриксону) — базальное недоверие или чувство вины. Если человек разрешает кризисную ситуацию (благоприятно ее преодолевает), то он приобретает нечто новое, то, чего не было на предыдущих стадиях (базальное доверие или инициативность), становиться более зрелой и адаптивной личностью.

В основном хорошо исследованы детские и подростковые кризисы, а кризисы зрелых периодов жизни и старости значительно менее изучены. А ведь именно к середине жизни люди достигают определенного общественного положения, власти, получают возможность распоряжаться другими людьми. Средний возраст глав государств во всем мире около 50 лет.

Известно, что во взрослом возрасте такие поворотные моменты возникают несколько реже; а перестройка сознания и переориентация на новые жизненные цели и ценности происходят, как правило, более скрыто. Основные исследования в этой области проводились: Э Эриксоном, Ш. Бюллером, П. Жане, Б. Ливерхудом.

Ближе к середине жизненного пути человек начинает ощущать расхождение между своими идеальными планами и существующей реальностью. И человек вдруг понимает, что уже очень много не успеет, не сможет сделать, что многие задумки не удастся реализовать. Результатом кризиса средних лет является выработка нового «я» — образа, переосмысление жизненных целей, коррекция привычного мировоззрения. Достижением человека, преодолевшего кризис середины жизни, является — зрелость.

Зрелость — это период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.

Так Ливехуд считает, что в развитии человека — основная цель — его переход к зрелости. Он рассматривает три основных свойства зрелого человека:

· — ум созрел в мудрость;

· — способность к контактам в мягкость, снисходительность;

· — самосознание в доверие.

Зрелый человек — это тот, кто чувствует ответственность за других людей, будущие поколение, испытывает потребность в заботе о других людях, способен к активному участию в общественной жизни, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному разрешению жизненных проблем и наиболее полной самореализации.

Учитывая все вышесказанное можно заключить: в середине жизненного пути человек проходит сложный, переломный этап, в течение которого ему предстоит серьезная внутренняя работа, переосмысление жизненных позиций, коррекция сложившегося отношения к миру и самому себе. Некоторые люди нуждаются в помощи для преодоления критической ситуации. Но, практически всем необходимы знания об этом возрасте и сопутствующем ему кризисе. Очень важно, чтобы человек понимал, что с ним происходит и какие ему предоставлены возможности для дальнейшего развития. Как говорит восточная мудрость: тот, кто не способен оценить всех достоинств своего возраста, обречен испытывать все его недостатки.

Платонова Д. (МПГУ) Особенности переживания личностью кризиса середины жизни

Кризис середины X в. и реформы Ольги

Наследником Олега стал Игорь, которого летопись называет сыном Рюрика. Игорь в качестве предка киевских князей упоминается не только в летописи, но и у ранних писателей XI в. При нем Русь совершила большой поход на Константинополь, о котором пишут и арабские, и византийские источники. Поход был неудачным, и через три года Игорь решил совершить новый, для чего собрал большой флот и заключил союз с печенегами. Греки, узнав об этом, направили посольство, и в результате был заключен новый русско-византийский договор, текст которого сохранился. В нем, помимо чисто торговых статей, содержатся и политические, в частности, относительно безопасности византийских владений в Крыму и обязательства Киева не пропускать туда причерноморских булгар.

В эти же годы, согласно восточным источникам, состоялся большой поход русов в Закавказье. Вопреки мнению некоторых авторов, русы и на сей раз должны были пройти мимо столицы Хазарин, очевидно, получив сравнительно легко на это разрешение. Но направление похода не было аналогичным предшествующему. Русы оставили свои суда на реке Куре, а сами продвинулись дальше по ее притоку Тертеру и захватили богатейший город Бердаа, столицу Кавказской Албании. Затем они предприняли попытку продвинуться на юго-запад в сторону города Марага (современный Иран). О результатах похода трудно судить, хотя мы имеем его подробное описание, исходящее от современников. В лагере русов началась эпидемия, произошли столкновения с местными жителями, и, несмотря на победы над местными феодалами, в конечном счете русы ушли с добычей на родину. Можно предполагать, что поход был связан с византийско-арабскими отношениями той поры.

Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них подробно, очевидно, на основании преданий, так повествует русская летопись. Дружинники Игоря пожаловались князю на то, что отроки Свенельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь по настоянию дружины туда направился и князь. Ему удалось собрать дань, но при возвращении Игорю и какой-то части дружины показалось, что эта дань невелика. Князь отпустил большую часть дружины, а с оставшимися пошел по дань вторично. Очевидно, он нарушил пакт (ряд) о сборе полюдья, и на сей раз древляне не выдержали и, напав на князя, перебили его и его спутников. Согласно византийским источникам, древляне привязали Игоря к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их, и князь был разорван на части.

[1]

Этот весьма колоритный рассказ сопровождается продолжением о так называемой мести Ольги. Вдова убитого князя жестоко отомстила убийцам. Истребив сначала послов древлян (их закопали живьем в землю или сожгли в бане), она предприняла поход на центр Древлянской земли — Искоростень (современный Коростень), хитростью овладела им и покарала жителей, частью убив, частью обложив тяжелой данью.

Согласно летописи, Ольга вроде бы стала править за своего малолетнего сына Святослава, который, по Константину Багрянородному, сидел в 40-х годах в Новгороде. Однако ряд фактов заставляет усомниться в части известий летописи. Ольга, судя по имени (Константин Багрянородный приводит и его скандинавскую форму — Хельга), была варяжка из Пскова. ПВЛ датирует ее замужество 903 г ., и, следовательно, во время гибели мужа это была старая женщина, которая никак не могла родить Святослава, ибо тот, по данным ПВЛ, в 40-х годах был совсем маленьким. И здесь опять приходится признать неточность летописной хронологии даже для первой половины X в. Тем более, что в некоторых поздних вариантах летописи указывается, что Святослав родился в 920 г ., и это, вероятно, точнее и лучше соответствует реальной биографии этого князя (у него в момент гибели были вполне взрослые сыновья), а также описанию Святослава греческими очевидцами во время его свидания с императором Иоанном Цимисхием.

[3]

Скорее всего, Ольга сумела прийти к власти благодаря недовольству неудачными внешнеполитическими мероприятиями покойного Игоря (массовой гибели людей в восточном и византийском походах) и, кроме того, возможно, благодаря отсутствию в ту пору обязательного наследования от отца к сыну. Кстати, личные отношения Ольги со Святославом были вполне нормальными.

Читайте так же:  Как грамотно задать вопрос психологу

Так или иначе, власть после гибели Игоря перешла к его вдове, и она оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная — административно-налоговая: есть основания полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно распространенная прежде, была отменена и заменена систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах (погостах) специальными чиновниками правительства (тиунами). Кроме того, Ольга прекратила внешние походы, стоившие потерь людьми, а самый буйный элемент, заинтересованный в таких походах (прежде всего наемных варягов), отправляла в качестве вспомогательных отрядов в Византию, где они сражались с арабами и прочими врагами империи. Наконец, Ольга приняла христианство, но только лично, а не в качестве государственной религии. По всей вероятности, княгиня рассчитывала, что ее примеру последуют сын и другие знатные люди. Но этого не случилось. Святослав, любивший мать, наотрез отказался креститься, сославшись на свою дружину, которая в массе была языческой, хотя среди дружинников были и христиане.

Ольга ездила в Константинополь, возможно дважды, и описание ее поездки сохранил Константин Багрянородный. Приняв христианство из Византии, княгиня, однако, имела отношения и с западной церковью, которая в ту пору еще не порвала с Константинополем, но была на пути к этому.

Возможно, такого рода новаторские действия привели к тому, что, согласно летописи, в 964 г . Святослав «возмужал» и отстранил мать от власти.

Святослав — князь-воитель

Из летописной характеристики Святослава: «. легко ходил в походах, как барс, и воевал много. В походах не брал с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или дичь, или говядину, зажарив ее на углях, ел. Не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, и таковы же были его воины. Посылал он в чужие земли, объявляя: хочу на вас идти». Византийский историк Лев Диакон, лично видевший князя, так обрисовал его: «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода, крепкий затылок и широкая грудь. одежда его была белая и отличалась от одежды приближенных только чистотой. он сидел на веслах и греб вместе с приближенными».

Обращает внимание в этой характеристике не только стремление не отделять себя от воинов, но и привычность Святослава к степным походам, верхом на коне. Между тем известно, что русы той поры предпочитали сражаться пешими и ходили в походы на ладьях. Следовательно, Святослав приобрел эти необычайные привычки скорее всего в то время, когда он, пока его мать занималась государственными делами, «мужал» в степных походах. Тем самым он заранее подготовил себя к политическим актам, к которым приступил сразу после отстранения Ольги от власти.

Его устремления были направлены в степь, на восток, где еще господствовали хазары, взимая дань со славян-вятичей. В течение двух лет Святослав не только освободил вятичей от хазарской дани, но и разгромил войско хазарского кагана, занял столицу Хазарин Семендер и другие города, заставив хазарского кагана бежать в Хорезм, взял хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу) на Дону, а затем воевал в Подонье и Прикубанье с ясами (аланами) и касогами (адыгами). Очевидно, в эти годы (965—966) он захватил Тмутаракань, крепость на Таманском полуострове, закрывавшую вход в Азовское море.

Однако такие действия не понравились и византийцам, которые к тому же рассчитывали использовать воинственного князя в своих интересах на Балканах. В Киев прибыло посольство во главе с уроженцем Крыма Калокиром, предложившее Святославу выступить в поход против дунайских булгар, с которыми греки сами справиться не могли. Святослав разгромил булгар, но. сам решил закрепиться на Балканах, перенеся центр своего государства на Дунай. Такой поворот событий, разумеется, не пришелся грекам по вкусу, и они натравили на Киев печенегов. Кочевники обложили русскую столицу, где находилась престарелая Ольга с внуками. С большим трудом удалось дать весть воинственному князю о грозящей его семье опасности. Святослав вернулся, разбил печенегов и некоторое время пребывал в Киеве, где его мать находилась при смерти.

Есть основания полагать, что по крайней мере Нижнее Поволжье какое-то время находилось под контролем Руси (до смерти Святослава?). Однако сам князь, похоронив мать, опять ушел на Балканы. Эта вторая война Святослава длилась более трех лет и, несмотря на доблесть русского войска, закономерно закончилась его поражением. Русские войска оказались далеко от родины, во враждебной среде (болгары большей частью оказались на стороне Византии). К тому же новый византийский император Иоанн Цимисхий оказался опытным полководцем, сумевшим собрать все военные силы империи (он был армянин и в составе его войска были отряды соотечественников императора). В конечном счете Святослав был вынужден заключить почетный мир, который обеспечивал ему право увести остатки войска на родину. При возвращении князь не внял совету опытного Свенельда и с частью дружины решил пробираться на Русь по Днепру (Свенельд конным строем шел более западным путем). У днепровских порогов Святослава подстерегли печенеги, убили князя, а из его черепа печенежский предводитель Куря сделал себе, по обычаю кочевников, чашу и пил из нее на пирах. Так закончил свою жизнь князь-воитель, каковым выглядит Святослав (972 или 973).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

1.4 Особенности кризиса середины жизни

Предпосылки и протекание кризиса

Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира — изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным, или напротив, отталкивающим. Кризис «идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным.

По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил — жестокий удар по самооценке и Я — концепции.

Это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40—45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате доминирующими в общем фоне настроений становятся депрессивные состояния.

Как считал К. Юнг, чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципы поведения. Однако слишком часто социальное утверждение происходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной ее стороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости. Поэтому в 35—40 лет учащаются депрессии, те или иные невротические расстройства, которые и свидетельствуют о наступлении кризиса. По мнению Юнга, сущностью этого кризиса является встреча человека со своим бессознательным. Но для того чтобы человек мог встретиться со своим бессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной позиции к интенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство — к концентрации внимания на своей самости. Тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть слова Юнга о том, что душа человека второй половины жизни глубинно, удивительно изменяется. Но, к сожалению, пишет Юнг, большинство умных и образованных людей не подозревают о возможности этих изменений и вследствие этого вступают во вторую половину жизни неподготовленными (Юнг, 1993).

Читайте так же:  Эмоциональная устойчивость или мастерами кунг-фу не рождаются

Близкие взгляды насущность кризиса «середины жизни» высказывал Б. Ливехуд. Он называл возраст 35—45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей — это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой — продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится «к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом» (Ливехуд, 1994).

Видео (кликните для воспроизведения).

Большое значение кризису «середины жизни» придавал Э. Эриксон. Возраст 30—40 лет он называл «десятилетием роковой черты», главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то 40 лет — это время исполнения данных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия. Человек может начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы был собственным ребенком (Эриксон, 1996).

М. Пек (Пек, 1996) обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причину этого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычными методами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, по мнению Пека, не хотят или не способны выдерживать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис. Страх изменений затрудняет или даже делает невозможным успешное разрешение кризиса.

В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.

По мнению лиц, придерживающихся этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость — это надежды, то середина жизни — это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоваться в этой жизни.

Убывание физических сил и привлекательности — одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек и в годы кризиса среднего возраста, и позже. Для тех, кто в молодости полагался на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.

Второй главный вопрос среднего возраста — это сексуальность. У человека среднего возраста часто изменяются сексуальные интересы, потребности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной «эмоциональной гибкости» — способности изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и разными видами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но в среднем возрасте, по мере того как умирают родители, подрастают и покидают дом дети, она становится особенно важной (Крайг, 2003).

Другой, тоже необходимый, вид гибкости — это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует тенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость следует преодолеть, иначе она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг(а), друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Все более усиливается тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых скорее всего никогда не удастся достичь.

В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи.

Модели поведения мужчин

В работе (Farrell, Rosenberg, 1981) приведены результаты исследований того, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. В целом существуют 4 главных пути развития мужчины в среднем возрасте, отражающих его мотивационную направленность.

Трансцендентно-генеративный мужчина проходит мотивационный кризис практически незаметно, так как большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для такого человека середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения новых целей.

Псевдоразвитый мужчина внешне справляется со своими проблемами и делает вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.

Мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии соответствовать предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот кризис может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.

Обездоленный судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами (Крайг, 2003).

Фаррелл и Розенберг отмечают, что общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем возникает у мужчин в середине жизни как раз из-за того, что им приходится свыкнуться с мыслью, что они не соответствуют этому образцу, или из-за того, что они вынуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему. Лишь немногим мужчинам удается в это время избежать ощущения неудачи, внутреннего разлада или потери самоуважения.

Модели поведения женщин

[3]

Кризис середины жизни у женщин также отличается своими особенностями. Этот важный переходный период примерно для трети женщин приходится на постродительский отрезок жизни, когда дети уже выросли.

Читайте так же:  Сексуальность и сексапильность как приковывать к себе мужские взгляды

Анализ структуры мотивационной сферы женщин среднего возраста показывает изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, а не с предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднего возраста — их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.

Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до сорока лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере; и, напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно определившихся, возможно, уже вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.

Возрастные изменения не являются столь определяющими в формировании мотивационной структуры женщины, как семья и работа. Тем не менее для нее они представляются более значимыми, чем для мужчины. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после сорока лет (Крайг, 2003).

Кризис «середины жизни», как и другие возрастные кризисы, сопровождают те или иные депрессивные переживания. Это может быть снижение интереса ко всем событиям или удовольствия от них, апатия; человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни.

Часто можно встретить проекцию внутриличностного кризиса на свое окружение: социальную обстановку в стране, семейную ситуацию. Естественно, что проекция кризиса на окружение приводит к попыткам, часто хаотичным, изменить именно окружение: страну, семью, работу. Некоторые женщины в этот период заполняют внутреннюю пустоту рождением еще одного ребенка. При достаточно высоком уровне развития рефлексии люди пытаются осмыслить свое состояние, понимают, что причина кроется не в окружении, а в них самих. В этом случае характерны размышления о собственных достижениях, сожаления о том, что не получилось, но что хотелось бы иметь. Иногда происходит переоценка ценностей.

В некоторых случаях переживание кризиса происходит настолько остро, что может послужить причиной суицида. Как отмечал Э. Гроллман, для тех, кого опустошают отсутствие истинного самоопределения, разлука с детством и страх перед грядущей старостью, «кто испытывает муку утраты собственного «Я», смерть может показаться освобождением». И действительно, по его данным, уровень самоубийств в 40—45 лет повышается (Су-ицидология. 2001).

Будь здоров!

Кризис середины жизни

Поиск смысла жизни в том виде, как он изображен в «Исповеди», есть одна из самых главных и высших задач для каж­дого человека. Описанное выше состояние очень близко тем, кото­рые в психологии получили название «кризис середи­ны жизни» или, «кризис среднего возраста».

Однако последние связаны не столько с утратой смысла жизни, сколько с осознанием суще­ственного расхождения между мечтами и жизненными целями и действительной их реализацией.

Как считают американские психологи первая стадия этого кризиса начинается в возрасте около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию иногда еще называют «десятилетием роко­вой черты». Поскольку человеческие мечты и планы поч­ти всегда имеют некоторые несбыточные пункты, оцен­ка их расхождения с реальным положением дел в этот период жизни окрашена, как правило, в отрицатель­ные и эмоционально-тягостные тона.

Время уходит, и делает разрыв между мечтами и действительностью еще более угнетающим. В 20 и 30 лет человек еще может числиться в «подающих надежды», но после 40 так говорить уже не принято — это время исполнения обещаний. Освобож­дение от иллюзий, сопровождающих человека в юные и молодые годы, может оказаться для него неожидан­но тяжелым.

Показателен в этом смысле анализ жизни и творчества художников и артистов. Почти в каждом случае обнаруживаются те или иные драматические события в возрасте где-то около 35 лет. Некоторые из них, как, например, Гоген, именно в это время начи­нают творческую работу. Другие, наоборот, около 35 лет утрачивают свои творческие способности, мно­гие из них в связи с этим не выдерживают жизнен­ных испытаний. Те же, кто переживает это «роковое десятилетие», обычно обнаруживают значительные из­менения в характере творчества.

Причины

Можно думать, что одна из причин «кризиса сере­дины жизни» у артистов и художников заключается в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. А это обстоятельство при­водит к тому, что в 35 или в 40 лет такой человек должен снижать темп своей жизни и не так «выклады­ваться», как прежде.

Второй причиной «кризиса сере­дины жизни» является снижение внешней привлека­тельности. Особенно это заметно для тех, кто в моло­дости пользовался успехом за счет броской внешности. Истории красивых мужчин и очаровательных женщин, подвижнически борющихся с убывающей красотой, с разрушительным действием времени, достаточно часто встречаются в литературе.

Профилактика

Хорошо продуманная программа оздоровительных мероприятий (физические нагрузки, диета и т. д.) спо­собна оказать свое положительное действие. Людям в этом возрасте необходимо пересмотреть прежний стиль жизни, все больше и больше полагаться на свои «мозги», умение работать, общаться, а не на свою «внешность».

Успешное разрешение «кризиса середины жизни» должно включать сознательную корректировку жизнен­ных целей и задач в рамках более реального учета складывающихся жизненных обстоятельств, осознания ограниченности времени, которым располагает каж­дый человек.

Это предполагает и выработку умения философски подходить к жизни, довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего, никогда не удастся достичь. Иногда по зрелому размышлению человек неожиданно для себя делает вывод о том, что его положение вполне приличное и задача состоит вовсе не в том, чтобы его менять, а лишь в том, — чтобы упрочить.

Как сказал Сенека: Расспроси самого себя: «А вдруг я терзаюсь и горюю без причины, и считаю бедою то, что вовсе не беда?»

2. Кризиc «середины жизни». Понятие. Условия и предпосылки возникновения кризиса взрослости

Кризис 40 лет или кризис «середины жизни». Этот термин был введен Левинсом и стал популярным и общеупотребимым.

Само понимание греческого слова «кризис» для многих людей имеет уничижительный оттенок и включает в себя личную неудачу, слабость, неспособность противостоять внешним событиям, которые вызывают стресс, дискомфорт, ощущение утраты. Эту позицию разделяют Г. Крайг в своей книге «Психология развития». Говоря о кризисном протекании «середины жизни», когда критически переосмысливается и анализируется жизнь, люди начинают утрачивать иллюзии, болезненно реагируя на всяческие изменения этого периода, включая работу, семейные отношения и физические изменения, происходящие с ними. Все чаще задается вопрос типа: «А стоило ли тратить столько усилий для достижения какой — то цели, когда остается не так уж много времени?»

Совсем по другому рассматривает кризис Э. Эриксон. Кризис — это не катастрофа, а переломный момент, период, связанный с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом.

Читайте так же:  Слово - не воробей

Однако он считал, что в процессе прохождения через кризис человек преодолевает критические точки. «Критическая точка» характеризует моменты принятия прогрессивных или регрессивных решений. В этих точках человек добивается достижений или терпит неудачу, получая будущее несколько лучше или несколько хуже, но в любом случае измененное.

Эриксон описал три ступени зрелости. Он определил центральный вопрос в каждый период как основу, которую личность может обрести или оперять. На первой ступени главным вопрос является интимность (близость), а альтернативным — уединение. Главным вопросом на второй ступени зрелости является производительность, процесс при котором человек становится творческой личностью в новом смысле, принимая на себя добровольное обязательства передавать опыт новому поколению. Главным вопросом на третьей ступени зрелости является цельность, на этой ступени кризис среднего возраста может быть удачно разрешен.

Российские психологи В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман в своем теоретическом исследовании описывают взрослость два событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуется кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект реальности, при вступлении во вторую — кризис разрыва личного и общечеловеческого смыслов жизни, являющийся по сути экзистенциальным кризисом.

В кульминационной точке общности происходит кризис развития. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой — мировоззрение, во второй — личность (собственная позиция в культуре и истории).

Практически каждый человек проходит через кризис 40 лет, но к сожалению не каждый находит достойный выход из него.

Середина жизни встречает нас сильнейшими ударами судьбы и потрясениями. Перед нами встают вопросы, которые накапливаются годами, но решать нужно именно «здесь и сейчас», причем разом и нет совсем время на обдумывание, но нет и сил все это разом разрешить. Так что же является провокацией таких изменений?

В первую очередь — это внешние и внутренние аспекты, которые составляют жизнь личности. Так как мы живем не изолированно от окружающего мира, а каждый день взаимодействуем с ним, то было бы глупо думать, что действительность не влияет на нас. Окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы — это знаменательные, вековые события жизни человека, прямо или опосредованно определяют изменения личности в такие переходные моменты. Личность обладает скрытой тенденцией к изменениям, которая реализуется в периоды значимых событий. Они пробивают ту защитную структуру, окружающую человека в стабильные периоды и заставляют вновь адаптироваться в условиях перехода, изменений.

Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цепи и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем скорректировать, а какие только подавляем? Как мы себя ощущаем в данный момент? Внутренний аспект работает в том же режиме, что и внешний. Он выбивает человека из состояния равновесия, делая сигналы о необходимости изменений. Такие перемены происходят в жизни повсеместно. Но, люди не всегда признаются себе в том, что именно внутренняя система, внутренние механизмы их жизни сподвигли их на какие — изменения. Они будут искать любую другую причину, которая более заметна внешне — смена деятельности, переезд на другое место жительства и т.д. И лишь незначительная часть людей не увязывает перемены, руководствуясь внешними причинами. Они чувствуют, что внутри их идут болезненные изменения, но пройти через них необходимо.

В переходный момент наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:

первое измерение — внутреннее ощущение себя по отношению к другим;

второе измерение — чувство безопасности и опасности;

третье измерение — наше восприятие времени достаточно ли у нас времени или мы начинаем ощущать его недостаток?;

Четвертое измерение — ощущение физического спада.

Все эти ощущения задают основной том жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям. Мы должны изменить что — то в жизни, чтобы начать развиваться и перейти на новый этап.

Еще одной предпосылкой кризиса сорока лет является неразрешенный тридцатилетний кризис, который нередко называют кризисом смысла жизни и выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса тому, что раньше было в жизни главным и значимым, а в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Согласно мнению А.В. Толстых на границе третьего десятилетия человек оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и внешне благополучной жизни несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено «напрасно», насколько мало он реализовал свои способности и возможности. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий «Возрастная психология», с.394-395).

В тридцать лет, человек видит, что уже не может сделать все используя все имеющиеся у него возможности, не может повернуть развитие своей личности в произвольном направлении, он должен найти себя в новых обстоятельствах жизни, соизмеряя в данном случае особенности своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только сейчас. В случае нереализованности человеком себя в жизни наступает кризис жизненного замысла, где ошибочной оказалась сама жизненная цель, наступает экзистенциальный вакуум, когда в окружающем человека мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Человек обретает способность быть самим собой, в согласи с миром только в сущностных сторонах жизни, когда любовь, привязанность, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.

В жизни возможны две трагедии. Первая невыполнение желания, идущего от сердца, другая выполнение этого желания. Неважно, насколько близок человек к осуществлению своей мечты, все равно все желания выполнить невозможно. Какое разочарование он будет испытывать от того, когда мечта начнет воплощаться, происходить крушение волшебных надежд, связанных с мечтой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Человек начинает чувствовать себя центром мира, получившего возможность управлять своей судьбой когда, как ему кажется, он ухватил «журавля в небе» достигнув колоссального успеха. Но никакой успех не приносит всемогущества, т.к. будет кто-то сильнее нас. Лишь внутренняя работа над собой, прислушивание и согласие со своим внутренним «Я» приведет к согласию с самим собой и дальнейшему развитию.

Источники


  1. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2013. — 320 c.

  2. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.

  3. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для начального профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2013. — 852 c.
Время реформ или кризис середины жизни
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here