Выбор будущей профессии! как не ошибиться

Сегодня обсуждаем тему: выбор будущей профессии! как не ошибиться с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Выбор будущей профессии! Как не ошибиться?

Вопрос о выборе будущей профессии встает ещё в подростковом периоде. Подростки – это люди, которые живут уже по своим законам. Врачи называют такой период самым сложным в физиологическом и психологическом плане. Будущую профессию нужно выбирать ещё в школе, но сделать такой выбор достаточно непросто.

Подросток не имеет важного жизненного опыта, не прислушивается к советам взрослых и ещё не способен правильно расставлять приоритеты. Также большую роль играют друзья и знакомые, с которыми хочется учиться вместе. Для того чтобы не ошибиться в выборе будущей профессии стоит понять одну вещь: профессия – это способ самореализации человека, поэтому поступать в ВУЗ только из-за того что туда идут ваши друзья очень глупо!

Можно выделить несколько советов, которые помогут правильно определить престижную и высокооплачиваемую профессию:

1. Проанализировать рынок труда и определить, какая специальность на данный момент более востребована.

2. Определится, чем вы хотите заниматься. Если работа не будет нравиться, то производительность труда будет совсем низкой.

3. Не секрет, что человек работает для того чтобы получить вознаграждение. Поэтому следует изучить средний уровень оплаты труда выбранной профессии.

4. Найти престижный ВУЗ, который сможет дать максимальное количество знаний по выбранной специальности. Тут важно учитывать сразу несколько критериев: техническое обеспечение, наличие грамотного педагогического персонала, общие условия обучения.

Выбирая профессию, также важно прислушиваться к советам более опытных и взрослых людей. Не нужно воспринимать их в штыки, родители и близкие люди никогда не посоветуют плохого.

8 самых частых ошибок при выборе профессии или Как НЕ нужно выбирать специальность

Почему так не надо выбирать профессию

Известный писатель Бернард Шоу сказал: «Постарайтесь получить то, что любите, иначе придётся полюбить то, что получили». В этой статье профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии» Фёдор Булатов рассказывает о самых частых ошибках, которые допускают выпускники школ при выборе профессии.

1. Куда возьмут, туда и пойду учиться.
Вот такое решение и приводит ко всем этим печальным данным статистики: высокий процент устроенных не по специальности, низкая удовлетворённость трудом. Действительно, о каком профессиональном росте можно говорить, если работа вызывает одни негативные эмоции? Один мой знакомый отучился на геодезиста, а в итоге пошёл работать эвент-менеджером и ведущим свадеб. Разве не лучше было раньше понять, что интерес вызывает работа не в безлюдном поле и в одиночестве за компьютером, а на публике? В итоге несколько лет жизни были потрачены на приобретение абсолютно ненужных компетенций.
Профессию надо выбирать осознанно. Возможно, вы выбираете дело всей вашей жизни. Ошибка здесь может обойтись очень дорого.

2. Я хочу стать инженером, но там же надо физику сдавать!
Отдельная группа «карьерных неудачников» — люди, которые до ужаса боятся экзаменов. Простите, вы это серьёзно? Думаете, что проектировать здания проще, чем выучить школьный курс физики? Поймите: школьная программа относительно несложная. Если у вас совершенно не идёт какой-то предмет, то, возможно, причина в неудачной подаче материала. Обратитесь к репетитору, который поработает с вами индивидуально. А если дело в тревоге и неуверенности в своих силах, вы можете посетить психологические консультации или пройти тематический тренинг.
Экзамены – это не приговор, а испытание. Преодолеть его или сдаться и плыть по течению – вот выбор, который стоит перед вами. Не надо приносить работу мечты в жертву своим страхам.

3. Стану экономистом, потому что люблю общаться с людьми.
Одна из самых частых ошибок. Школьники выбирают профессию, совершенно не представляя себе, как именно она выглядит. Как практикующий профконсультант могу сказать, что чуть ли не каждую неделю ко мне на консультации приходят юноши и девушки, заверяющие меня в пламенной любви к работе экономиста. Но ненавидящие математику. А ведь это тот редкий случай, когда работа действительно очень похожа на школьный предмет. Бухгалтеры, аудиторы, финансовые консультанты – все они, в первую очередь, занимаются расчётами. Да, общаться с людьми им тоже приходится, но главное содержание их работы – математика. Можно сказать, что они в этом смысле «обратны» менеджерам по продажам: для менеджеров по продажам главное – общение с людьми, и параллельно с этим им периодически приходится делать кое-какие расчёты.
Выбор профессии вслепую или по образам из фильмов – одна из самых частых и грубых ошибок.

4. Где больше платят, туда и пойду.
Ещё одно распространённое заблуждение. Можно ли сказать, что айтишникам платят больше, чем психологам? В среднем – безусловно. Но вы – не «среднее», ваша жизнь – это отдельный, конкретный случай. И востребованные психологи зарабатывают больше программистов. Важно понимать, что людям платят не за диплом и название специальности – им платят за их квалификацию. Программист, который ненавидит свою профессию, не будет учиться, не будет пытаться решать новые, более сложные задачи – и не будет интересен работодателям. Психолог, который реально может решать проблемы своих клиентов, стремится развиваться и расти как профессионал, всегда найдёт себе клиентов – и будет финансово успешен тоже. А может, решит найти новую нишу для применения своих специальных познаний – например, в работе с юзабилити. Особенно важным саморазвитие становится сегодня, в связи с бурным технологическим развитием и постоянным изменением мира профессий.
Нет неоплачиваемых профессий – есть недостаточно хорошие работники.

5. Я мужчина, а значит, должен стать инженером или военным.
Можно многое говорить о различиях мужчин и женщин, но надо смотреть правде в глаза: мужских и женских профессий сегодня не существует. Раньше – в Новое Время, в Средние Века, в Античности – ряд профессий (например, военный, кузнец) были закрыты для женщин по очень простой причине: в среднем женщины физически слабее мужчин. Но сейчас. Какая разница, сильная или слабая рука жмёт на курок? Опыт армии Израиля показывает, что разницы нет. Кто стоит за станком? Трудовой подвиг женщин СССР во время Второй Мировой говорит сам за себя. Кто выступает на публике и издаёт указы? Женщина-политик в наши дни вызывает осуждение лишь у убеждённых шовинистов и радикальных исламистов. Опять же – кто сказал, что не мужское это дело заниматься дизайном? Изучать языки, быть писателем или журналистом?
Стереотипы годятся только для одного: плодить человеческое несчастье. И мужчины и женщины имеют только один профессиональный долг: дело, которым они будут заниматься, должно быть любимым.

Читайте так же:  Сильные эмоции

6. Какая специальность? Да всё равно, лишь бы только в МГУ отучиться.
К счастью, в последние годы эта ошибка становится всё более и более редкой. Да, дипломы разных вузов имеют разную ценность на рынке труда. Но куда больше ценятся знания и навыки. Для того, чтобы стать геодезистом, целесообразнее отучиться в МИИГАиК или даже в колледже, а не на биологическом факультете МГУ. Да, при прочих равных экономиста из ВШЭ охотнее возьмут на работу аудитором, чем экономиста из МАДИ; но если на позицию аудитора будут соревноваться рекламщик из ВШЭ и тот же экономист из МАДИ, высокий рейтинг вуза не спасёт выпускника ВШЭ.
Выбор профессии по названию вуза – почти то же самое, что выбор по принципу «куда возьмут».

7. Пойду учиться на политолога! Хочу стать политиком.
Чем-то эта ошибка похожа на третью. Политики явно связаны с политологией, дипломаты – с иностранными языками. Но для того, чтобы стать политиком, недостаточно отучиться на политолога. Больше того, политику совершенно не обязательно учиться на политолога. Для того, чтобы стать политиком, надо вообще заниматься другими делами: вступать в политические и общественные движения, в открытые комитеты, заводить знакомства. Надо входить в мир политики, а не просто читать о нём. К той же работе в дипломатической сфере куда лучше подготовит Академия ФСБ, чем романо-германское отделение филологического факультета. Экономика не обязательна для занятия бизнесом.
Помните: если вы хотите делать карьеру в сфере управления, нужно развивать в себе очень разные навыки. Не стоит жёстко привязывать такую карьеру к определённому образованию. Изучите биографии успешных людей в той сфере, к которой вы стремитесь. Посмотрите, какие шаги они делали, какие навыки им помогли – и учитесь у реальных профессионалов.

8. Я пойду учиться на психолога, чтобы разобраться в себе.
Напоследок небольшой совет от психолога – совет для тех, кто считает, что поступать ему нужно именно на психфак. Если вы хотите разобраться в себе, то вам нужно – внимание! – не учиться на психолога, а обратиться к психологу. Поверьте, тогда личная проблема будет решена намного быстрее и намного дешевле. Даже если вам понадобится сотня сеансов, это всё равно отнимет всего лишь сто часов и (средняя цена за психологические консультации в Москве – 1,5 тысячи рублей) сто пятьдесят тысяч рублей. Один семестр изучения психологии обойдётся намного дороже и отнимет в разы больше времени. Только чтобы получить степень бакалавра, студенту дневного отделения нужно отучиться восемь семестров.
Конечно же, это касается и других специальностей. Не стоит учиться на юриста, только чтобы решить юридические проблемы своей семьи. Или на строителя – только чтобы построить себе дом.

При выборе профессии, постарайтесь избежать скоропалительных решений. Это дело не менее серьёзное, чем, например, выбор супруга. Выбирать профессию по вступительным экзаменам или по тому, как показывают представителей этой профессии в фильмах, так же нецелесообразно, как выбирать спутника жизни исключительно по цвету волос и звучанию имени. Чтобы определиться с будущей специальностью, пройдите профориентацию, всё взвесьте, и тогда ваша будущая деятельность будет только в радость.

Автор: Фёдор Владимирович Булатов, психолог, профконсультант Центра «Гуманитарные технологии»

Как не ошибиться в выборе профессии

В конце июня выпускники сдадут ЕГЭ, получать заветные аттестаты и будут определяться с выбором ВУЗа и профессии, т.е. будут решать первую серьезную взрослую задачу, с которой сталкиваются старшеклассники — выбор будущей профессии.

Вопрос «Кем мне стать?» задает себе каждый выпускник школы. Самое сложное для старшеклассника понять, что он хочет от профессии, в какой сфере деятельности ему было бы интересно работа, кокой образ жизни он планирует вести, насколько важна для него высокая заработная плата. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на старшеклассника при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение, но безусловно, все зависит от индивидуальных особенностей каждого старшеклассника. Точка зрения значимых, для молодых людей, лиц (учителей, родителей) на выбор профессии, давление с их стороны исключает свободу выбора профессий и форм образования.

Соответствие и несоответствие экономического, политического, общественного положения молодых людей, выбираемым профессиям, а также их обзорное, поверхностное представление о мире профессий, приводит к ошибочному делению их молодыми людьми на субъективно подходящие и не подходящие. Старшеклассник, оказавшийся в ситуации выбора и давления со стороны близких и значимых лиц, чаще всего не способен найти адекватный выход без специальной психологической помощи. Именно профориентация помогает старшеклассникам сделать правильный выбор, найти ответ на вопрос «Кем быть?».

Основная задача, которую ставит перед собой профориентация, заключается в том, чтобы помочь человеку ответить на три вопроса, так называемые «три кита» профориентации (хочу-могу-надо):

— что хочет человек, выбирая профессию («хочу»);

— что может человек, выбирая профессию («могу»);

[1]

— что пользуется спросом на рынке труда («надо»).

«Хочу» — это те занятия, которые вы делаете с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время). Если выбранное дело нравится, то Вы охотнее будете работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счёте, больше зарабатывать

«Хочу» часто является ошибочным, так как большинство старшеклассников имеют недостаточные знания о мире профессий, ошибочное представление о содержании профессий. Часть молодежи желает получить престижные профессии (менеджер, брокер и т. д.), не задумываясь о том, какие требования предъявляют эти профессии к человеку.

Понятие «могу» включает в себя:

— образовательный уровень и качество знаний;

— состояние здоровья и медицинскую пригодность к профессии;

— темперамент, характер человека и их соответствие выбранной профессии;

— специальные способности (технические, математические, педагогические, музыкальные и др.);

— психофизиологические особенности (координация движений, особенности внимания, мышления, памяти).

При ответе на вопрос, что может человек, выбирая профессию целесообразно обратиться к специалистам и пройти так называемое профориентационное тестирование. Психолог на встрече со старшеклассником может использовать несколько вариантов работы – это и заполнение несколько диагностических методик с последующей их интерпретацией (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; Опросник профессиональных предпочтений, методика «Мотивы выбора профессии»), и беседа, и написание сочинения.

Читайте так же:  Влечение к смерти – зачем оно

Понятие «надо» — это знание потребностей рынка труда (причем в той местности, в которой человек собирается в дальнейшем работать), включающее следующую информацию:

— о наличии и устойчивости спроса на данную профессию на предприятиях различных форм собственности;

— об уровне конкуренции специалистов данного профиля на рынке труда;

— о возможностях обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях (в вузах, техникумах, профтехучилищах, учебно-курсовых комбинатах, на курсах и т. д.);

— об особенностях выбранной профессии: условиях труда и оплаты, положительных и отрицательных сторонах данной профессиональной деятельности.

«Надо» — это знание о перспективных специальностях, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Следует учитывать, что получение статуса безработного — невыигрышное начало трудовой карьеры.

К типичным ошибкам, которые совершают старшеклассники при выборе профессии, относятся:

— отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование;

— предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными;

— выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей;

— перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию;

— увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии;

— низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии;

— влияние престижности, популярности профессии;

— несамостоятельность выбора профессии;

— отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией;

— устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального);

— неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки);

— незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Учитесь на «чужих» ошибках и делайте правильный выбор!

Как не ошибиться с выбором будущей профессии?

Один из наиболее важнейших вопросов для выпускников — выбор будущей профессии. В старших классах стоит определиться с будущей профессией, да и, кроме этого, найти свое место в жизни. Как не ошибиться? Куда пойти учиться заочно?

Самая известная ошибка при выборе профессии — это спрашивать у себя, какая работа вам будет максимально интересна — самая распространенная ошибка при выборе будущей профессии. Суть логики такого рассуждения заключается в следующем: мне надо подыскать работу поинтересней, чтобы в последствии не было жалко зря потраченного времени. В данном случае нужно капнуть глубже, ради чего, непосредственно, вы хотите трудиться — ради интереса либо ради денег. Если ради финансов, то в таком случае здесь нужно говорить не о том, какая профессия интересна для вас, а о том, какая профессия будет интересна для общества. Чем лучше вы будете делать подобную работу, тем лучше она будет оплачиваться.

Еще одна ошибка при выборе профессии — учитывать веяния моды и престижа и отдавать предпочтение той специальности, которая имеет максимальную востребованность. Положившись на СМИ , можно сделать вывод, что надо в обязательном порядке идти в менеджеры, пиарщики или же брокеры. Однако уже минуя год учебы вы убедитесь, что пресса поет оды прочим профессиям. Времена меняются, а также постоянно меняются и тенденции на рынке труда. В случае, если вы выбрали профессию, пользующуюся серьезным спросом на данный момент, то через пять лет этой степени спроса уже не будет.

И тем не менее , куда пойти учиться дистанционно? Выбирать профессию нужно по следующим правилам:

• ваша профессия должна нравиться и вам, потому что лишь от этого будет зависеть результативность вашего труда;

• ваша будущая специальность должна интересовать тех, кому вы ее предлагаете. Размер вашего дохода будет зависеть от того, как хорошо вы будете выполнять свои прямые обязанности, а также важности ваших навыков для людей.

Выбирая работу , совсем не нужно думать о какой-либо конкретной профессии. Нужно быть готовым ко многому. Как ни печально, не так много счастливчиков с отчетливо выраженными склонностями, интересами и способностями, однако не может не радовать то, что они как никак есть. Это превосходно — воплощать свои цели и возможности в занятии любимым делом. Работа, которая нравится, постоянно делается хорошо, да еще и проблемы преодолеваются значительно легче. Множеству определиться с будущей профессией позволяют элективные курсы, но многим учащимся трудновато сделать выбор, так как они не имеют своего собственного опыта. В данном случае необходимо отдавать предпочтение отличному, сложному образованию, которое наиболее полно развивает способности к деятельности и критическое мышление. Вы сумеете выстраивать всякие профессионально ориентированные траектории, имея опыт самостоятельного обучения, решения нетиповых задач. Не важно, какой профессии вы отдали предпочтение, самое главное — отлично делать свое дело, а тогда удача вам гарантирована.

Как правильно выбрать профессию и не ошибиться?

Рано или поздно, перед любым человеком становится необходимость выбора профессии. Вопрос как правильно выбрать профессию относится к категории первостепенной важности, потому что работа, какой бы она не была, накладывает серьезный отпечаток на остальные аспекты жизни.

Есть несколько основных моментов, на которые необходимо обратить внимание при выборе профессии и сферы будущей деятельности. Именно от них, а не от мнения других людей, пусть даже и уважаемых, необходимо отталкиваться, выбирая, кем станешь в будущем. Рассмотрим эти критерии более детально.

Как правильно выбрать профессию

Выбор профессии должен соответствовать жизненным целям и ценностям.

Если жизненные ценности и работа не совпадают, то рано или поздно произойдет «выгорание». То есть несмотря на все преимущества, которые дает даже самая престижная работа чувство того, что занимаешься нелюбимым делом в лучшем случае приведет к равнодушию и механическому выполнению своих обязанностей, в худшем к депрессии, разочарованию и возможному краху карьеры. Поэтому выбирать профессию необходимо только в соответствии с индивидуальными жизненными ценностями.

Расхожее утверждение о том, что лучше работать на нелюбимой работе и получать больше благ, чем заниматься тем, что действительно нравится, не вполне соответствует действительности. Часто это всего лишь отговорка. Если работа нравится и приносит удовольствие, а выбор профессии сделан правильно и осознанно, то приложив усилия можно добиться успеха в любом деле и получить соответствующее вознаграждение.

Выбор профессии должен сочетаться с навыками и склонностями.

Поможет правильно определить внутреннюю склонность к той или иной работе тест на профориентацию бесплатно пройти который можно в интернете. Психологический тест на профпригодность – один из самых точных инструментов, который поможет правильно выбрать профессию. Кроме того, при выборе профессии стоит продумать и определить насколько нюансы будущей работы соответствуют наклонностям и существующему положению дел.

Читайте так же:  Новый взгляд на ваши счастливые отношения с партнером

Приведу небольшой пример – профессия программист, востребованная, популярная и хорошо оплачиваемая. Но если у вас не аналитический склад ума или посредственные знания математики и логики, то желаемых результатов вы не достигнете. Вы не построите успешную карьеру по одной простой причине – нехватка базовых знаний и возможностей.

Именно поэтому вопрос, как правильно выбрать профессию чтобы потом не кусать локти, стоит задать себе заранее перед непосредственным поступлением на учебу или кардинальной сменой действительности. В этом случае будет достаточно времени, чтобы улучшить базовые знания и навыки, необходимые для выбранной профессии. Поэтому настоятельно рекомендуем пройти онлайн тест на профпригодность и уже на основе полученных данных разработать план действий, который поможет не только правильно выбрать профессию, но и успешно двигаться по карьерной лестнице.

Выбор профессии должен осуществляться с учетом ее востребованности.

Кроме определения какие виды деятельности соответствуют жизненным ценностям и прохождения тестов на профориентацию, перед тем как окончательно остановиться на той или иной профессии необходимо сделать анализ востребованности будущей специальности. Причем сделать это лучше в двух направлениях: востребованность профессий на данный момент и востребованность профессий на ближайшее будущее, например 4-5 лет. Результаты такого анализа помогут двигаться в правильном направлении. Сделать это совсем не сложно. Достаточно подключить здравый смысл и данные по востребованности профессий, которые можно найти в свободном доступе на различных интернет ресурсах.

На этом мы и закончим. Теперь вы знаете как правильно выбрать профессию и что для этого нужно сделать чтобы потом не жалеть.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если кому статья понравилась и стала полезной, то можете ей поделиться с друзьями в соц сетях!

Статьи. Выбор профессии

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Статьи о профориентации для подростков и взрослых

В этом разделе мы собрали статьи о профориентации. Они помогут вам узнать, как построить свой план профессионального самоопределения, какие тесты на профессию лучше пройти и как в итоге сделать осознанный выбор профессии в любом возрасте.
Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессия принесет и удовольствие, и финансовое благополучие? Подростку трудно ответить на эти вопросы, потому что он не знаком с миром профессий и еще ни разу в жизни не работал. Взрослому человеку бывает еще труднее найти свое призвание, кардинально изменить свою жизнь, если выбор специальности в подростковом возрасте оказался неудачным.

Осознанно выбрать будущую профессию для школьника, для студента или уже взрослого человека помогает профориентация.

Что такое профориентация?
Говоря научным языком, профориентация – это комплекс мероприятий, направленных на выбор подходящей профессии. То есть, профориентация не ограничивается тестами на выбор профессии. В профориентационный комплекс входит несколько ступеней, которые помогают прийти к профессиональной самореализации.

Золотые правила выбора профессии:
✔ На выбор профессии требуется время.
Самостоятельное и осознанное решение чаще приводит к профессиональной самореализации и успеху.
✔ Более счастливы представители тех профессий, которые своей работой приносят пользу людям.

Как выбрать профессию? 3 основных этапа профориентации:

Профориентация помогает сделать выбор не только осознанным, но и объективным. После прохождения всех 3-х этапов подросток или взрослый человек сможет точно определить свои предпочтения в профессиях и выбрать направление профессионального развития. Чтобы найти свое призвание, читайте наши статьи о выборе профессии и записывайтесь на профориентацию онлайн или в нашем Центре.

Ниже представлены статьи по данной теме.

[3]

Ошибки при выборе профессии

Что не нужно делать при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.

2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться — но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей — и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он — рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика — это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены — они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

Читайте так же:  Как тебе не стыдно

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства.

[3]

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики — сердце.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы решения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план — список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Источник: Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников

Дата публикации: 30.07.2015 2015-07-30

Статья просмотрена: 9386 раз

Библиографическое описание:

Урутина Т. М., Агеева Л. Г. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 555-558. — URL https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 07.08.2019).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Читайте так же:  А в чем суть вашего характера

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

— во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

— во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

— в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

[2]

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

Источники


  1. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.

  2. Маркова, Надежда Как стать лучшей мамой на свете. Мамочка, пожалуйста. Источник любви. Теория и практика «семейных расстановок» / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 784 c.

  3. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум / А.Г. Лидерс. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. — 552 c.
Выбор будущей профессии! как не ошибиться
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here