Взрослеющие дети

Сегодня обсуждаем тему: взрослеющие дети с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Взрослеющие дети

Над «предками» смеются,
покорности не жди:
домашних революций
взлелеяны вожди,
свободные, как боги –
нет выше никого.

Уходят три дороги
из сердца моего.
Им вдаль – вперёд и выше,
но – от м е н я разбег,
а всё, что Детство слышит,
запомнится навек.

Сгибаюсь я вопросом
на горестный Итог,
а нынешние слёзы
кивают на исток,

и вновь зовут к ответу
на дальний разворот,
где маленькие дети
ещё мне смотрят в рот.

Дети взрослеют

Дети взрослеют, становятся дальше,
К груди их своей не прижмёшь так, как раньше.
Им за руку больше держаться не надо,
Они повзрослели и редко так рядом.

У них свои планы, мечты и желанья
И нас разделяют порой расстоянья.
Всё реже и реже мы вместе, чем раньше
И в памяти детство всплывает всё чаще.

Счастливое время, заботы, пелёнки.
А первые зубки, коленки в зелёнке.
Как ручки тянули, просили вниманья
И сладким каким было их щебетанье.

А сколько вопросов они задавали,
Ведь мама всё знает, они так считали.
А первый шажок, а первое слово.
Всё это уже не вернётся к нам снова.

Всё так и должно быть и это нормально,
Заложено всё это в нас изначально.
Нам дети даны на короткое время,
Так жило до нас не одно поколенье.

Да, дети взрослеют, становятся старше,
А мы как деревья, с листвою опавшей.
Тоскливо и грустно на сердце невольно,
Хоть это нормально, но всё же, как больно.

Взрослеющие дети

«Мы в свое время такими не были», — любят повторять люди старшего поколения. И они правы — каждое поколение отличается от предыдущего. Ученые уверены: сегодня дети взрослеют быстрее своих родителей.

Люди растут

Напротив, культурная среда в развитых странах развивается подчас быстрее физиологических процессов, о которых мы упомянули ранее. Поэтому быстро взрослеющие индивиды вписываются в социальный контекст гораздо быстрее своих сверстников, живших на полстолетия раньше.

С этим связан ряд неожиданных следствий. Например, в странах Европы и Северной Америки возраст вступления в брак сдвинулся на 5-7 лет, что объясняется более ранним возрастом начала половой жизни у подростков и большей свободой действия в связи с этим. Правила брачного поведения больше не диктуются безальтернативной религиозной истиной – и люди не боятся следовать гедонистическим позывам.

Теорий на этот счет немало, и сложно выделить среди них ведущую. Скорее, акселерацию следует объяснять синергетической совокупностью ряда факторов.

Отечественные и зарубежные ученые-медики и антропологи склонны выделять три главные причины ускоренного развития человека в последние полтора столетия: изменение состава атмосферы вкупе с влиянием электромагнитного поля, изменение рациона питания и урбанизация.

Сторонник первой обозначенной теории, Т. Трейбер утверждает, что радиоактивное загрязнение среды обитания человека, на первых порах ведет к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда. Загрязнение окружающей среды и атмосферы ведет к снижению уровня содержания в воздухе кислорода, что ведет к расширению объемов легких и неизбежно приводит к увеличению массы тела.

Адепты теории урбанизации связывают акселерацию с феноменом разнокачественного скрещивания. Исторически в города переселялись более развитые и способные к адаптации индивиды, часто различающиеся по национальному и расовому признаку.

Городская среда в большей степени, чем сельская, подразумевает борьбу за выживание, чем стимулирует селекцию наиболее активных и развитых членов человеческого общежития.

Нутрицевтическая теория, связывающая акселерацию с изменением в питании людей ХХ века, сводится к тому, что люди в развитых странах получили доступ к разнообразной пище, богатой углеводами и витаминами, что также ведет к увеличению массы тела.

Однако эта теория выглядит весьма спорно на фоне появления в это же время генномодифицированных продуктов и массового производства химикатов, употребляемых людьми в пищу регулярно.

Как бы то ни было, какая бы теория в конечном итоге ни оказалась верна, процессы акселерации представляются закономерными в отношении развития человеческого вида.

Эволюция неизбежна, она не знает финала – она может лишь ускорять или замедлять свой темп. Ошибочно было бы полагать, что то ускорение, которые мы наблюдаем сейчас, — первый случай в истории нашего вида. Скорее первый, зафиксированный наукой, которой еще 200 лет назад не были доступны методы и техники, которыми она располагает сегодня.

Ускорение времени

По терминологии ведущего британского историка Эрика Хобсбаума, модерн, берущий свое начало в Новом Времени, принадлежит к эпохам «быстрой» (или «короткой») истории, когда возрастает скорость во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности: в труде и его интенсивности, в перемещении в пространстве, в усвоении информации, наконец, в чередовании циклов – экономических, социально-политических, войны и мира, и прочего.

Хобсбаум проводит последовательный анализ исторического развития человеческого общества и делает заключение, ставшее в гуманитарной науке крылатым: каждая последующая эпоха короче предыдущей.

По мнению ученого, время постоянно ускоряется – человечество успевает произвести, написать, разрушить и построить заново больше за меньший промежуток времени.

В пользу теории ускоренного времени говорит и постоянное насыщение информационного поля человека. По данным исследовательского института Массачусетса, в 1986 году на каждого жителя Земли приходилось лишь 0,16 Мбайта переданной через коммуникационные устройства информации, а в 2007 году — уже 27 Мбайт. Т.е. за 25 лет человечество стало общаться почти в 170 раз более информационно насыщенно.

Трудно себе представить, чтобы такие изменения не повлияли на психическое развитие новых поколений. Маршалл Маклюэн, занимавшийся теорией коммуникации, отмечал, что в связи с небывалыми объемами информации, которые в условиях современного мира обрабатывает человеческий мозг, скорость мышления людей в развитых странах за последнее столетие удвоилась и продолжает расти.

В бытовом плане этот процесс очевидно наблюдается на детях, рожденных в цифровую эпоху: умение пользоваться сложной компьютерной техникой развивается у них параллельно с развитием речевых навыков, а иногда и опережая последние. Чем это грозит нам в будущем – можно лишь гадать, но изменения в психосоциальном устройстве общества неизбежны.

Заметки человека и психотерапевта. О жизни, об отношениях, о психотерапии.

Сына уехал. Приезжал на один денёк, а теперь уехал. И я грущу.

Помню как сложно было отпускать сына во взрослую жизнь, когда он впервые уехал надолго из дома — поступил учиться в другой город. Помню, что даже кошмары всякие снились по ночам: то он с компанией дурной связался, то заболел, а ему некому помочь, то всякие другие страшные страхи.

Что помогло справиться?

Доверие. Доверие себе. Доверие сыну. И доверие миру, жизни.

Доверие себе — это о том, что я смогу справиться со своими тревогами и переживаниями. И доверие себе, как маме, что за все те годы, что сын был рядом, я уже дала ему многое из того, что поможет ему в его теперешней взрослой жизни.

Читайте так же:  Как изменить своё настроение при помощи тела

Доверие сыну — это о том, что он уже достаточно взрослый и может сам определять, «что такое хорошо и что такое плохо» — для него, прежде всего. Не для меня. Что он в состоянии сам справляться со своей жизнью.

Доверие жизни — это о том, что жизнь взаимодействует с каждым из живущих, посылая всякие «сигналы», и я и сын — мы достаточно чувствующие и знающие, чтобы эти «знаки» распознавать. Это о том, что опасно, а что безопасно, например. А ещё о том, что вокруг него есть живые люди, которые придут на помощь, если что. «Мир не без добрых людей».

Когда в очередной раз накатывала тревога о сыне, забирая мою энергию жизни, то я вместо того, чтобы трезвонить ему каждые полчаса и требовать отчёт о его жизни, для собственного успокоения — молилась какими-то моими материнскими молитвами о том, чтобы с сыном всё было хорошо. Или делилась своей тревогой с близким мне человеком — разделяя её. И тогда волна «тревога»-«страх»-«ужас-ужас-ужас» превращалась из разрушительной в более мягкую «тревога»-«самопомощь»-«вера в лучшее».

А ещё помогло справиться «переключение» на свою жизнь. На своё тело, на свою работу, на свои отношения с мужем и на другие дружеские и близкие отношения в моей жизни. На то, что ещё имело смысл для меня не только как для мамы, но и как для женщины, как для человека, как для профессионала. Уж поверьте, в собственной жизни всегда есть куда приложить энергию)

Когда сын уезжал сегодня, то нам с мужем хотелось побольше «напихать» в его рюкзак всяких вкусностей) А он не всё хотел брать. И мы даже придумали обижаться, что он отказывается.

Подумалось, что так часто вообще во взаимодействии с детьми бывает. В их «рюкзак», с которым они идут в жизнь — мы-родители — хотим положить какие-то свои «пирожки»- ценности. А потом ещё обижаемся, что не берут. Но правда в том, что дети — могут выбирать: что брать, а что нет. И это нормально.

Думаю, что самое важное, что можно дать понять взрослеющим детям — это то, что они сами вправе выбирать дорогу, по которой будут идти. Они вправе воспользоваться или нет нашими подсказками. Но это — точно их собственный путь.

А ещё, очень здорово дать им почувствовать, что они всегда могут вернуться. Мне думается, что им самим тогда легче уходить. Во всяком случае в моём взрослении так было. Я всегда знала, что у меня есть дом, где меня поддержат и примут, если мне это будет нужно.

Воспользуются они такой возможностью или нет — это уже второе дело. Просто с таким знанием легче идти по жизни.

И даже если в вашем детстве такого не было, то вы можете это дать своим детям. Вы же взрослые — и можете вполне сами создавать свои ценности. И предлагать своим детям.

Где «предлагать» — точно не равно «навязывать». Хотя, соглашусь, что с этим не всегда легко справиться. Мы же из любви, из лучшего, из благих намерений.. из того, в чём мы сами испытывали дефицит в своё время.

Мы с мужем по такому принципу «заваливали» сына игрушками и книжками в детстве, а сейчас вот, когда вырос — всё ещё пытаемся «нагрузить» чем-то своим: от солёных огурчиков и варенья в баночках до советов как ему лучше обходиться с собственной жизнью.

Длинный текст получился. О себе, о сыне, об отношениях и отношении. О жизни. Но грусти от расставания точно стало меньше, а больше тепла от того, что в моей жизни есть такой человек — мой сын.

И много благодарности от того, что встреча с этим человеком состоялась в моей жизни 25 лет назад и всё ещё продолжает случаться. Встреча меня с ним. И во многом благодаря ему — новые встречи меня с собой.

Взрослеющие дети

«Мы в свое время такими не были», — любят повторять люди старшего поколения. И они правы — каждое поколение отличается от предыдущего. Ученые уверены: сегодня дети взрослеют быстрее своих родителей.

Люди растут

Напротив, культурная среда в развитых странах развивается подчас быстрее физиологических процессов, о которых мы упомянули ранее. Поэтому быстро взрослеющие индивиды вписываются в социальный контекст гораздо быстрее своих сверстников, живших на полстолетия раньше.

С этим связан ряд неожиданных следствий. Например, в странах Европы и Северной Америки возраст вступления в брак сдвинулся на 5-7 лет, что объясняется более ранним возрастом начала половой жизни у подростков и большей свободой действия в связи с этим. Правила брачного поведения больше не диктуются безальтернативной религиозной истиной – и люди не боятся следовать гедонистическим позывам.

Теорий на этот счет немало, и сложно выделить среди них ведущую. Скорее, акселерацию следует объяснять синергетической совокупностью ряда факторов.

Отечественные и зарубежные ученые-медики и антропологи склонны выделять три главные причины ускоренного развития человека в последние полтора столетия: изменение состава атмосферы вкупе с влиянием электромагнитного поля, изменение рациона питания и урбанизация.

Сторонник первой обозначенной теории, Т. Трейбер утверждает, что радиоактивное загрязнение среды обитания человека, на первых порах ведет к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда. Загрязнение окружающей среды и атмосферы ведет к снижению уровня содержания в воздухе кислорода, что ведет к расширению объемов легких и неизбежно приводит к увеличению массы тела.

Адепты теории урбанизации связывают акселерацию с феноменом разнокачественного скрещивания. Исторически в города переселялись более развитые и способные к адаптации индивиды, часто различающиеся по национальному и расовому признаку.

Городская среда в большей степени, чем сельская, подразумевает борьбу за выживание, чем стимулирует селекцию наиболее активных и развитых членов человеческого общежития.

Нутрицевтическая теория, связывающая акселерацию с изменением в питании людей ХХ века, сводится к тому, что люди в развитых странах получили доступ к разнообразной пище, богатой углеводами и витаминами, что также ведет к увеличению массы тела.

Однако эта теория выглядит весьма спорно на фоне появления в это же время генномодифицированных продуктов и массового производства химикатов, употребляемых людьми в пищу регулярно.

Как бы то ни было, какая бы теория в конечном итоге ни оказалась верна, процессы акселерации представляются закономерными в отношении развития человеческого вида.

Эволюция неизбежна, она не знает финала – она может лишь ускорять или замедлять свой темп. Ошибочно было бы полагать, что то ускорение, которые мы наблюдаем сейчас, — первый случай в истории нашего вида. Скорее первый, зафиксированный наукой, которой еще 200 лет назад не были доступны методы и техники, которыми она располагает сегодня.

Читайте так же:  Закормить до смерти – или закормить смертью

Ускорение времени

По терминологии ведущего британского историка Эрика Хобсбаума, модерн, берущий свое начало в Новом Времени, принадлежит к эпохам «быстрой» (или «короткой») истории, когда возрастает скорость во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности: в труде и его интенсивности, в перемещении в пространстве, в усвоении информации, наконец, в чередовании циклов – экономических, социально-политических, войны и мира, и прочего.

[3]

Хобсбаум проводит последовательный анализ исторического развития человеческого общества и делает заключение, ставшее в гуманитарной науке крылатым: каждая последующая эпоха короче предыдущей.

По мнению ученого, время постоянно ускоряется – человечество успевает произвести, написать, разрушить и построить заново больше за меньший промежуток времени.

В пользу теории ускоренного времени говорит и постоянное насыщение информационного поля человека. По данным исследовательского института Массачусетса, в 1986 году на каждого жителя Земли приходилось лишь 0,16 Мбайта переданной через коммуникационные устройства информации, а в 2007 году — уже 27 Мбайт. Т.е. за 25 лет человечество стало общаться почти в 170 раз более информационно насыщенно.

Трудно себе представить, чтобы такие изменения не повлияли на психическое развитие новых поколений. Маршалл Маклюэн, занимавшийся теорией коммуникации, отмечал, что в связи с небывалыми объемами информации, которые в условиях современного мира обрабатывает человеческий мозг, скорость мышления людей в развитых странах за последнее столетие удвоилась и продолжает расти.

В бытовом плане этот процесс очевидно наблюдается на детях, рожденных в цифровую эпоху: умение пользоваться сложной компьютерной техникой развивается у них параллельно с развитием речевых навыков, а иногда и опережая последние. Чем это грозит нам в будущем – можно лишь гадать, но изменения в психосоциальном устройстве общества неизбежны.

[3]

Когда повзрослеет «вечный» ребенок?

Инфантилизм — это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?

Мария Дробот, детский психолог:

Ко мне на консультацию пришла Татьяна Ковалева, мама десятилетнего Павлика. Я выслушала ее — история оказалась не такой уж необычной.

Поначалу родители радовались, что их ребенок так легко общается со всеми, но потом стали замечать, что его непосредственность переходит всякие границы. На улице он мог подойти к незнакомому человеку и вдруг начать ему что-то рассказывать. «Нам прямо страшно стало, люди ведь всякие бывают, столько ужасных историй вокруг. Объясняли ему, что не надо так делать. Как будто не слышал, хотя головой кивал», — объясняла встревоженная мама.

Гораздо больше проблем появилось, когда сын пошел в школу. Он совершенно не мог внимательно слушать учительницу, начинал громко разговаривать посреди ее объяснения, а то и вообще мог встать и начать ходить по классу среди урока. Домашние задания его совершенно не интересуют. Когда его спрашивают, почему он не делает уроки, тут же горько плачет.

Эта история, на мой взгляд, весьма типична и прекрасно иллюстрирует проблему, довольно часто наблюдаемую сегодня психологами, — детский инфантилизм. Многие родители отмечают странное нежелание своих детей взрослеть, выполнять поручения, пусть элементарные, брать на себя ответственность за учебу.

Зачастую заботливые папы и мамы объясняют это явление сложностью современной жизни, пугающей нынешних детей, желанием отсидеться за родительской спиной. Родители или умиляются: «Пусть подольше побудет ребенком, успеет повзрослеть еще!», или начинают излишне драматизировать ситуацию, выясняя у врачей, нет ли у ребенка задержки в развитии. Крайняя мера — бесконечные походы по врачам и попытки вылечить ребенка непонятно от чего. И первое и второе объяснение приводит к неправильным поступкам, зачастую травмирующим ребенка.

Попробуем разобраться, что происходит с ребенком, каковы причины, проявления и последствия инфантилизма и каковы должны быть действия родителей.

Феномен инфантилизма

Дело в том, что некоторые дети взрослеют медленнее, чем их сверстники. Имеется в виду не их физический рост и размер обуви, а то, что психические качества формируются у них с опозданием. Термин «инфантилизм» используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоционально-волевых качеств.

Вызвано это может быть наследственностью, внутриутробными патологиями и травмами, детскими инфекциями, недостаточной функцией щитовидной железы, изменениями в гипофизе. В этом врачи и психологи пока до конца не определились. Но все же чаще всего причинами инфантилизма становится сочетание этих факторов с неверными родительскими усилиями. Это гиперопека — одна из распространенных ошибок в воспитании, когда родители руководят каждым шагом ребенка. И тогда наряду с инфантильностью становятся очень заметны эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание с физическими наказаниями и постоянными запретами также способствует снижению инициативы, проявлению несамостоятельности, нерешительности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако стоит отметить, что психический инфантилизм не имеет никакого отношения к задержке умственного развития, как нередко ошибочно думают многие. Инфантильные дети в плане развития умений и навыков ничем не отличаются от других.

Эмоциональность или неадекватность?

Инфантильные дети отличаются от сверстников наивностью, беспечностью, над всеми интересами у них преобладает стремление к игре и удовольствиям. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками.

Зачастую они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У них часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию и обратно. Вот еще один пример из практики.

Во время перемены учительница увидела горько плачущего восьмилетнего Юру, привела его в класс, пытаясь понять причину слез, утешить. Оказывается, старшие мальчики назвали его «почтальон Печкин» из-за сумки, которую Юра носит через плечо. Жалуясь на обидчиков, Юра вдруг улыбнулся, его лицо внезапно озарилось — он вспомнил о какой-то девочке, которая когда-то назвала его Юрием Гагариным. Мальчик тут же засмеялся, утирая мокрые ресницы.

Такое быстрое эмоциональное переключение, выразительность мимики и впечатлительность подкупает и умиляет взрослых. И часто за такой детскостью им не заметна очевидная поверхностность чувств, в общем-то неадекватная реакция и эмоциональная несдержанность ребенка.

Этот пример не столь безобиден, как кажется на первый взгляд. Во-первых, такое поведение ребенка в детском саду или школе нарушает правила поведения в коллективе, что вполне может привести к тому, что такой ребенок станет предметом насмешек и издевательств со стороны сверстников. Во-вторых, сильно осложняет работу воспитателей и учителей, которые вынуждены уделять все внимание такому инфантильному ребенку, в то время как остальные дети остаются без присмотра.

Родителей, воспитателей детских садов и учителей смущают непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность детей к реальности. Отсутствие представлений о том, что можно и чего нельзя, рождает манеру вольного и даже бесцеремонного отношения со взрослыми.

Читайте так же:  Психологические аспекты обновленной школьной программы в казахстане

Еще пример из школьной жизни, подтверждающий это.

Девятилетняя Наташа подошла к маме своей одноклассницы и, пока та разговаривала с учительницей, открыла сумку женщины и стала с интересом выкладывать оттуда содержимое, разглядывая его. Когда мама наконец обернулась, она с изумлением обнаружила свои разложенные на школьной парте телефон, ключи, косметику и документы.

Конечно, эта ситуация хоть и выходит за рамки элементарных приличий, но опять-таки может умилить кого-то детской непосредственностью. Однако вполне вероятны и более опасные варианты такой доверчивости инфантильных детей в отношении незнакомых взрослых: ребенок способен подойти на улице к кому угодно и начать разговор, пойти за незнакомцем, который может использовать эту детскую открытость в своих целях, далеко не всегда благородных. Так что инфантилизм в определенных случаях чреват серьезными последствиями.

Неусидчивость или неспособность к учебе?

Учатся инфантильные дети чаще всего плохо, но не из-за отсутствия способностей. Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, — это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он даже не пытается ее выполнять, невпопад задает вопросы, не имеющие отношения к делу. Причем часто такое поведение сочетается с искренним желанием ребенка соответствовать собственным представлениям о «хорошем ученике». Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, в школе отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке.

Почему так происходит, постараемся понять. Для инфантильного ребенка сама ситуация общения со взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили. Когда учитель его вызывает, он встает, гордый тем, что его вызвали, и, радостно улыбаясь, молчит. Оказывается, вопрос уже забыт, но ребенок и не думает об этом, ведь его «вызвали»!

От заданий такого ребенка отвлекают и посторонние звуки, и внезапно нахлынувшие воспоминания, и шаги в коридоре, и фломастеры соседа, что, естественно, затрудняет его обучение, а педагоги отмечают, что он постоянно отвлекается. Инфантильные дети, как правило, неистощимы в фантазиях и играх, но в учебе быстро устают и пресыщаются. Необходимость упорного, систематического труда вызывает у такого ребенка пассивный протест.

Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: «вечно маленький» ребенок может быть способным и талантливым. Особенно в таких сферах человеческой деятельности, как музыка, изобретательство, сочинительство, актерство. Ведь высокие достижения в этих областях возможны именно вследствие яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения.

Инфантильный возраст

Положительных изменений в развитии инфантильных детей можно ожидать к 10-12-летнему возрасту. И здесь родителям стоит быть особенно внимательными: так происходит не всегда. В ряде случаев темп созревания бывает настолько медленным, что и в этот период — младший подростковый возраст — инфантильные ребята рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, попадают в разные авантюрные истории.

Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода молодой человек опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Так что последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее.

Ситуация вполне подвергается коррекции. Помочь в этом может психолог, который при необходимости посоветует проконсультироваться у других специалистов. Родителям детей, склонных к инфантильности, лучше начать действовать как можно раньше, не дожидаясь подросткового возраста. Родители Павлика, обратившиеся ко мне за помощью, когда ребенку было 10 лет, сумели изменить поведение своего ребенка вовремя. Возможно, их опыт и мои рекомендации помогут и другим семьям.

Программа для родителей

Во-первых, покажите ребенка психоневрологу, возможно, ему требуется небольшое медикаментозное лечение. Оно может улучшить память, внимание, работоспособность, помочь ребенку в учебе. Однако только таблетками помощь не исчерпывается. Таким детям необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.

Во-вторых, система общения с инфантильным ребенком ни в коем случае не должна строиться на насильственном внушении ему определенных правил и запретах. Наоборот, лучше воздействовать на него ненавязчиво, учитывая интересы и пристрастия.

Ребенок любит играть, значит, воздействие на него может быть через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в «детский сад», в «больницу», «транспорт», причем в каждой игре он должен выступать в роли сильного, положительного героя, кого-то спасающего или кем-то руководящего. В такой игре подспудно высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и так далее. А ребенок учится действовать соответственно обстановке.

Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, предоставляйте ему возможность пообщаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите сотрудничать с другими детьми, прощать обиды, улаживать конфликты. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте ребенка преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам.

Продумайте и установите для ребенка ряд посильных ежедневных обязанностей, которые он будет четко знать. Также объясните ему, что последует за их невыполнением. Ребенок должен хорошо усвоить эту логическую связь.

Избегайте так называемого отрицательного внимания — окриков, высмеивания, угроз, наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими эмоциональными формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.

Внимательно следите за ребенком. Инфантильные дети — личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия — спорт, туризм, чтение.

Поощряйте любое стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этом процессе отца, особенно при воспитании мальчиков.

Если вы вовремя заметили, что ребенок не готов к школе к семи годам, лучше задержите его на год и в восемь лет отправьте в школу с уже сформировавшейся позицией школьника. Неплохо начать с подготовительных индивидуальных занятий, во время которых сначала на легком, доступном материале будет постепенно формироваться желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность. Успех пробуждает у ребенка веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

И помните, для таких детей особенно вредны расхождения в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи, безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых. Не проглядите собственного ребенка, помогите ему повзрослеть.

Психотерапевтическая группа «Взрослеющие дети»

«Взрослеющие дети». это словосочетание всегда ассоциируется с определёнными проблемами и переживаниями, как для детей — но возможно даже в первую очередь — для их родителей.

Почему же проблема «взрослеющих детей» оказывается такой с одной стороны «универсальной», то есть «знакомой всем», а с другой — такой порой болезненной? Дело в том, что семья — это сложная «система», со своими правилами развитии. В так называемый естественный жизненный цикл семьи входят различные события — такие, как «знакомство будущих супругов», рождение детей, их отделение (сепарация от родителей) и смерть одного из супругов». Как ни печально об этом порой думать — но это — жизнь. Можно говорить и о других важных событиях, но всё-таки «самым большим испытанием» как правило является «вылет птенцов из родительского гнезда». И супруги, привыкшие жить 16-18-20-25 лет (и более) в одной системе ценностей и взаимоотношений — вынуждены перестраивать эту самую систему отношений.
Порой так непросто «давать детям самостоятельность», отпускать их в их собственное «плавание», в «самостоятельный полёт». А иногда получается, что «действия из лучших побуждений» могут наоборот восприниматься как весьма неприятное, «насильственное» «выталкивание из гнезда». И подростки / молодые люди на самом деле очень страдают, ведь пора отделения от семьи — это хотя и необходимый, но в то же время и болезненный этап.

Читайте так же:  Лишний вес и сенсорный голод

Как помочь детям, которые повзрослели? Как помочь себе? Как строить отношения с супругом/супругой, с другими людьми? Как менять жизненные интересы, которые возможно во многом концентрировались раньше вокруг детей?

Ведь нередко в последнее время можно встретить ситуацию, когда вообщем-то любящие друг друга люди, прожившие немало лет вместе — вдруг не могут пережить этот непростой этап — и вначале начинают отдаляться — и расходятся.

В Москве организуется психотерапевтическая группа, проводимая в групп-аналитическом формате — «Взрослеющие дети«. Во многом, а может быть даже в первую очередь эта группа будет посвящена вопросам — «чего делать и как устраивать свою жизнь, когда дети взрослеют». Как искать себя, как заполнять ту пустоту, которая появляется?

На эти вопросы участники смогут искать свои собственные ответы, опираясь на поддержку и разделяя различный — как положительный, так и болезненный опыт с другими участниками группы. Также важно иметь возможность обращаться к собственному опыту взросления и отделения от собственной родительской семьи, ведь зачастую у родителей «оживляются» свои собственные психотравмы, связанные с отделением («сепарацией от родителей«), особенно тогда, если когда давным давно у самих «что-то пошло / прошло не совсем так, как этого хотелось бы».

Причём всё это может касаться по-сути любого этапа «сепарации от родителей» — не только «вылет из родительского гнезда», но и изменение «дистанции» — например поход ребёнка, с которым до этого мама сидела постоянно дома — в садик или школу, или другое «увеличение дистанции». Переживания в этих случаях могут быть во многом схожи.

Проводится группа будет в утренние часы по вторникам, еженедельно, с 9:00 до 10:30, таким образом, чтобы работающие участники группы могли успевать на работу. Своего рода как «регулярное посещение спортзала / плавательного бассейна для поддержания здоровья», только речь здесь идёт о «психическом благополучии и внутреннем спокойствии и уверенности». Такая работа может помочь найти ответы на возникающие вопросы и дать поддержку родителям на протяжении всего периода участия в работе в группе.

Стоимость одной групповой встречи — 1000 руб.
По существующим на сегодняшний день в Москве расценкам на психотерапию это очень выгодное предложение.

Ведущий — Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, автор этого сайта.
На саму идею проведения такой группы меня подтолкнул большой опыт работы с ситуацией «взрослеющих детей» — как в работе с подростками и молодыми людьми, которым либо не хватало поддержки — либо не удавалось «вырваться из под тотального и лишь усиливающегося контроля» — так и с родителями / взрослыми детьми, жалующимися на чувства покинутости и находящимся на определённом «жизненном перепутье».

Если вы заинтересованы в том, чтобы принять участие в работе этой психотерапевтической группы, вам необходимо связаться с её ведущим по электронной почте или по телефону 8-916-586-80-29 и провести несколько индивидуальных предварительных встреч.

Более подробно о групп-аналитическом подходе вы можете почитать например в статье по групп-анализу. Также можно принять участие в работе других психотерапевтических групп-аналитических групп («групп личностного роста») которые ведёт автор.

Про взрослеющих детей.

Если бы обществом поддерживалось стремление подростков в самовыражении, это поддержало бы их в трудный период роста. (Французский психоаналитик, врач-практик Франсуаза Дольто)

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Что дают нам дети?

— дети избавляют нас от скуки;

— они вынуждают взрослых осваивать всё новые и новые формы поведения и не дают привязаться к стереотипам;

— они заставляют нас смеяться;

-они не позволяют взрослым постоянно чувствовать себя очень важными персонами;

-они демонстрируют нам, что в жизни есть нечто гораздо более важное, чем профессиональный успех.

Мудрые слова подросткам

1. Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили. Дилетант строил Ноев ковчег, а «Титаник» строили высококвалифицированные профессионалы! Это не аналогия.

2. Упал – начни сначала.

[2]

3. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни.

4. В поисках истины свойственно ушибаться!

5. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться.

6. Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их!

7. Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо.

8. Если прислушаться к самому себе – можно услышать других.

9. Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает.

10. Если человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс.

11. Всем людям свойственно ошибаться!

* Дети редко слушают взрослых, но всегда берут с них пример.
* Зрелость – это не отсутствие проблем, а умение их успешно решать и отвечать за их последствия.
* Можно иметь свою точку зрения, но не стоит на неё садиться.
* Собственный опыт дорог, чужой – бесценен.
* Умный человек не совершает все ошибки в одиночку,он и другим даёт шанс.

Как пережить взросление ребенка?

Практикующий психолог, ведущая авторских семинаров по семейной психологии. Неидеальная мама.

«Я брала интервью у женщины, когда та находилась в большой кухне своего дома, — пишет в своей книге Бетти Фридан. — Она замешивала тесто для своего знаменитого домашнего хлеба: платье, которое она шила для дочери, было наполовину закончено и лежало на швейной машине; в углу стоял ручной ткацкий станок. Детские предметы ручного труда и их игрушки были разбросаны по всему дому, от входной двери до камина: в этих дорогих современных домах открытой планировки совсем не было дверей между кухней и жилой комнатой… Ее счастье было полным, говорила она, проводя все дни с детьми. Возможно, это была счастливая домохозяйка. Но незадолго до того, как мне уйти, я сказала, как бы в продолжение своих мыслей, что догадалась, что она шутила, когда говорила о ненависти к своей соседке — профессиональному дизайнеру и вместе с тем матери троих детей.
Читайте так же:  Рэкетные чувства или почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь

«Нет, я не шутила». И добавила: «Я ужасно ее ненавижу. Она знает, чего хочет. Я не знаю. И никогда не знала. Когда я беременна и дети маленькие, я — кто-то, в конце концов, мать. Но они растут. А я не могу все время рожать детей».

Первый прикорм, превый зуб, первый шаг… Сколько всего первого мама переживает вместе с ребенком! Только «мы покушали» плавно стало превращаться в «он поел», как вдруг — «впервые отпустить» (к другу, в лагерь, в ночной клуб). А там уже и до того момента, как «выпорхнет птенчик из гнезда», недалеко. Даже название родилось созвучное для этого явления: синдром опустевшего гнезда. В этот период ребенок переживает важный этап сепарации, то есть отделения от родителей. Быть может, он уезжает учиться в другой город, а может, начинает самостоятельную жизнь со своей подругой. Мама (а иногда даже папа или бабушка) в этот момент может ощутить пустоту, чувство покинутости, одиночество.

Теперь небольшое исследование, которое поможет нам пролить свет на это явление. А главное, на то, как пережить это время. И вообще — необходимо ли его переживать?

[1]

Оказывается, сегодня синдром опустевшего гнезда теряет былую остроту. К такому выводу пришла профессор социологии Барбара Митчелл из Университета Саймона Фрейзера. Она исследовала более 300 семей с подрастающими детьми и выяснила, что данный синдром начал ослабевать к 60-м годам XX века. Исследователи связывают этот феномен с тем, что женщины стали выходить на работу. Канадская исследовательница обратила внимание на то, что «когда дети покидают дома по причинам, не вписывающимся в традиционные представления, родители воспринимают это весьма тяжело» (по материалам demoscope.ru).

Это исследование — первая серьезная подсказка о том, как уже сейчас (пока ребенок находится в нашем гнездышке) подготовить себя к процессу его отделения. То есть найти для себя иные смыслы жизни. Это может быть карьера, хобби, социальная и благотворительная деятельность.

Давайте сделаем небольшое упражнение. Прямо сейчас ответим на вопрос «Кто я?». Нам нужно написать или придумать не менее пяти наших ролей, увлечений, интересов. Ответы запишите в столбик: «Я — …». Готово?

Тогда давайте посмотрим на результаты. Обычно первой строчкой идет: «Я — жена» и «Я — мама». А дальше могут начаться сложности. Если же ниже мы видим: «бескомпромиссный юрист», «любительница Зинаиды Гиппиус», «президент клуба по сюрреалистическому расследованию нормальных явлений» и еще не меньше десятка ролей, — скорее всего, потеря смысла нам не грозит. Помните, каждая новая роль — это шаг к познанию себя.

Еще один подводный камень на пути перестройки семейной системы в это период — это отношения с супругом. Или же осознание, что таковых нет. Быть может, раньше ребенок замещал эту роль, а сейчас оказалось, что там тоже пустота. Когда-то мужу и жене, мужчине и женщине, нужно было принять роли родителей. Теперь необходимо вспомнить, что вы еще и муж и жена (читай — мужчина и женщина). В этот период происходит вторая волна разводов (первый мощный кризис — рождение ребенка). Ведь быть мамой и папой может оказаться привычнее. В этот момент семья находится в точке выбора: найти опору друг в друге, в новых интересах, карьере — или же пытаться по-прежнему «жить ради детей», а потом и внуков. Но готовы ли они взять на себя роль подпорки для прохудившихся отношений родителей?

Чем же так притягательна родительская роль? Возможно, супруги уже и забыли, как это — спорить, отстаивать свои позиции. А значит, и говорить об отношениях, примиряться, быть гибкими. Ведь «тише, дети услышат», «надо жить ради детей». Женщине, быть может, удобнее быть «просто мамой», ведь здесь правила игры понятны: приготовь повкуснее, устрой праздник повеселее, сходи на собрание. То есть жизнь интересами лишь семьи чревата «окукливанием», когда выйти из привычного кокона невыносимо трудно.

Мужчине тоже может быть привычнее редко бывать дома, «отстреливаясь» за отсутствие подарками («совершил грех — купи жене мех», вспомнилось из недавней консультации). Получается, что существуют накатанные рельсы, по которым привычно движется (то есть функционирует) семейная система. А тут необходима перестройка. Чем раньше она начнется, тем больше шансов не только сохранить семейное тепло, но и открыть новые грани друг друга. Рецепт здесь легок и сложен одновременно: чаще будьте мужчиной и женщиной. Отдыхайте только вдвоем (или в компании взрослых), обсуждайте работу, интересы друг друга. Ведь наверняка есть масса нерассказанных историй, непросмотренных фильмов и нехоженых троп…

В завершение вернемся к книге Бетти Фридан «Загадка женственности». Она вышла в далеком 1963 году в Америке. В те годы активно популяризировалась «американская мечта»: многодетная мама в накрахмаленном фартуке, с голливудской улыбкой, свежим пирогом в духовке и уборкой дома, возведенной в священный ритуал. Тогда журналистка Бетти Фридан взорвала «потребительский рай» тысяч американских семей. Она задала вопрос, который давно повис в воздухе: почему этих женщин терзали депрессия и внутреннее неудовлетворение? Об этом было не принято говорить. Да и как сформулировать, почему тебя что-то не устраивает, если вроде «все есть».

Видео (кликните для воспроизведения).

Возможно, эта внутренняя пустота — крик о помощи других частей нашей многогранной души? Ведь женщина — это не только мама и домохозяйка. Женщина — в первую очередь личность. Уникальная, со своими талантами, знаниями, желаниями. Быть может, ответ в том, чтобы услышать другие части себя, наконец дать им право голоса?

Источники


  1. Ричард, Витфилд. Анни Лайоннет Как выйти замуж и остаться там. Великолепные отношения. Управление эмоциями. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись (комплект из 4 книг) / Ричард Витфилд. Анни Лайоннет, И. А. Удилова. И. И. Петрова Петрова, Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 658 c.

  2. Немов, Р. С. Общая психология. Учебник и практикум. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 1. Ощущения и восприятие / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

  3. Морозова, Е. А. Диалоги о семье и браке / Е.А. Морозова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 608 c.
Взрослеющие дети
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here