Заметки психолога

Сегодня обсуждаем тему: заметки психолога с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Содержание

Как легко и спокойно сдать ЕГЭ. Заметки психолога.

Многие знают, что психологические и душевные проблемы обостряются осенью и весной. В этом же году с приближением лета количество обращающихся за психологической помощью продолжает расти. И связано это со сдачей пресловутого ЕГЭ.

Когда вводили этот эксперимент, одним из плюсов подобной аттестации приводился аргумент, что дети, сдавая устные экзамены по билетам, сильно нервничают, а письменная сдача в виде тестов вызывает меньшую нагрузку на неокрепшую нервную систему молодого поколения.

Что получается в реальности? Экзамены все ближе, нервная система все чаще дает сбои. Но на практике за помощью к психологу обращаются тогда, когда проблема зашла слишком далеко: подросток перестает посещать школу, а то и вовсе выходить из дома, замыкается в себе; или производит массу ритуалов, прежде чем переступить порог дома; плачет от слабости и безнадежности; теряет аппетит и спокойный сон…

Вместе с детьми страдают и родители.

Встречаются и другие крайности. Обратилась женщина с жалобой на свою «непробиваемую» дочь:

— Представляете, скоро экзамены, а она совсем не волнуется!

— Для чего вам надо, чтоб она волновалась?

— Так положено волноваться! Все волнуются!

Кем положено? Для чего положено? И кто такие «все»? Как эта привычка волноваться поможет в сдаче экзаменов? Она дает расширение знаний в голове или от волнения доступ к этим знаниям оказывается затрудненным и человек делает больше ошибок, чем обычно? А, возможно, за этим волнением стоит родительская установка, что «все хорошее достигается через преодоление трудностей», и если «я волнуюсь, то я стараюсь» и этим доказываю в очередной раз, что я выполняю мамино предписание «Старайся!» и тогда я – «хорошая дочь». Но эти все старания и волнения никак не способствуют повышению вожделенных баллов.

В форме игры можно так перенастроить психику, что экзамен вместо страха будет внушать уверенность и уважение к себе. Предлагаю немножко поиграть с образом экзамена:

Это был пример некой игры, но очень действенной и эффективной. Есть много других приемов на программирование успеха, программирование получения высокого балла, на позитивный исход любого мероприятия. И все это можно сделать в кабинете психолога за 1-2 часа!

Родители, не доводите ситуацию ожидания ЕГЭ, ОГЭ и других экзаменов до страха, ужаса и нервного срыва, когда требуется уже медицинская поддержка. Помогите своим детям легко и уверенно пройти период экзаменов, чтобы в их памяти это время осталось одним из приятных воспоминаний юности, одной из побед на пути к благополучной жизни. Обратитесь к психологу!

Надежда Любимова, психотерапевт, гипнотерапевт, детский и подростковый психолог. +7-915-678-35-52, скайп: frauln27.

Заметки психологов

Где – то на белом свете, в одном обычном городе, жили — не тужили обычные люди. Город этот был небольшим не маленьким, не богатым и бедным, и жители в этом городе были разные.

Понятие аутентичности (подлинности) связано со способностью взрослого человека жить собственной жизнью, быть верным себе, не надевать масок и соответствовать своему «Я». В этом «круглом столе» мы обсудим как в условиях современности оставаться собой, как связаны между собой аутентичность и полноценная счастливая жизнь и многое другое.

Очень важно научиться ориентироваться в многообразии доступной информации, не попасть в тупиковые направления, захватывающие сознание в порочный круг «практик ради практик», выбрать для себя наиболее эффективный и глубокий путь развития.

Жизнь каждого человека наполнена разными событиями, и кроме радостных и счастливых дней порой приходится испытать неприятные чувства, боль и обиду. Многие не понаслышке знают, что такое измена и предательство. В этом «круглом столе» мы попросим специалистов рассказать о том, как
справиться с чувством несправедливости и обиды, как перестать бояться отношений, как пережить эту ситуацию.

Фраза взятая в заголовок этого круглого стола много лет подряд успешно комбинирует в себе одновременно и поздравление и пожелание. В этот раз, поддавшись предновогоднему настроению, хотелось бы отойти от серьезных психологических тем и с особой душевностью порассуждать с нашими психологами о СЧАСТЬЕ.

Родители изо всех сил пытаются научить детей тому, как жить. Защищаться от всевозможных указаний и наставлений ребенок еще не может, поскольку основные директивы получает в раннем возрасте. Естественно что родительские программы-послания звучат в нем и дальше, зачастую — всю его жизнь. Мы обсудим со специалистами каким должен быть бережный подход к воспитанию, как не ошибиться в выборе слов при общении с ребенком, как сгладить последствия подавляющей педагогики в школах и детских садах и как может помочь психотерапия родителям и их детям в этих вопросах.

В преддверии профессионального праздника всех психологов мы открываем нестандартный круглый стол в виде опросника, давая возможность психологам Челябинска представиться нашим читателям и ответить на некоторые вопросы о своей профессии.

Уважаемые психологи! В этом круглом столе обсуждаем что такое уверенность в себе и как она проявляется в повседневной жизни? А также: причины неуверенности в себе: неуверенными рождаются или становятся? С чего начинается обретение уверенности в себе? Как ее развить?
Как строится ваша работа с неуверенностью у клиентов? Ваш любимый лайфхак уверенности в себе для начинающих.

Уважаемые психологи! Давайте поразмышляем (а может помечтаем) какой для вас «идеальный клиент»? В кавычках, потому что мы понимаем — идеальных не бывает. Каждый клиент по-своему сложен и, быть может, в чем-то даже неудобен. С кем вам интереснее работать более всего? Какими качествами обладает тот самый идеальный клиент? Что его отличает? И напротив — кого вы не готовы будете взять в терапию? Доля юмора и случаи из практики не возбраняются.

Читайте так же:  Грабли в семейном огороде или как сохранить счастливые отношения

Психологические заметки

Анти-психологические заметки 3

Вначале я хотел назвать эту главу как-нибудь вроде «О глобальной нестабильности нашего психического здоровья» или «К вопросу об изменчивости количества мозговых извилин в неизменной по объему черепной коробке», но потом решил выбрать более эпическое и монументальное – «О тестах». О них самых и пойдет речь.

Есть конечно и краш-тесты, где всякий Ненужный Хлам разбивают твердыми предметами до состояния Абсолютно Ненужного Хлама, еще есть и тесты на беременность, где разноцветные симпатичные.

Анти-психологические Заметки 5

Мы всегда можем найти в себе что-либо, что мы не прочь изменить, над чем можно поработать. Существует целая куча разнообразных техник и методик, претендующих на то, что они помогут нам сгладить свои личностные недостатки или развить те наши черты, которыми мы гордимся.

Некоторые из них не работают, некоторые работают не очень хорошо, а некоторые – очень даже неплохо. Хотелось бы внести и свои пять копеек в кладовую бесполезной человеческой мысли.

Согласитесь, что как бы Вам не хотелось.

Анти-психологические Заметки 6

Анти-психологические заметки 1

Где-то я слышал, что если прошлый век был «веком технологий», то век нынешний обещает стать «веком психологии». И правда — на каждом углу теперь можно услышать «это у тебя от комплекса неполноценности», «ты такой злой, потому, что в детстве у тебя были деревянные игрушки», «твое поведение вызвало у меня глубокие личностные деструкции», «не надо на меня давить, Я — Личность!» и т.п. забавные вещи.

Популяризация психологических знаний достигла просто фантастических пределов. При этом мало кто.

Анти-психологические заметки 2

В прошлый раз мы с Вами остановились на всеми обожаемой популярной психологии. С нее и продолжим. Итак, поп-психологию мы так любим за две вещи:

1. Она объясняет все простым и понятным языком, по-приятельски нам сообщает, отчего именно у нас проблемы и что с нами происходит, не углубляясь в дебри научных изысканий и сколько-нибудь внятных доказательств своих заявлений.

2. Она не ограничивается «описанием» проблемы или явления, в отличие от ленивой классической психологии, она предлагает.

Анти-психологические Заметки 4

Наверняка все знакомы с тем, что представляет собой «бинарная система восприятия мира». Ну вроде: «Инь и Ян», «Огонь и вода», «Добро и зло», «разговор с начальником и выигрыш ста миллионов долларов в лотерею» и т.д.

Как ни странно, такие во всем замечательные вещи, как эмоции и интеллект, также находятся в той самой бинарной структуре и являют собой полные противоположности друг-другу.

Давайте разбираться, как все это работает и какую выгоду из этого мы можем извлечь.

Психологическое насилие

Уважаемые психологи Дома Солнца! Дайте, пожалуйста, совет! После развода усыновитель удерживает моего сына 12-ти лет уже пол года. Не даёт возможности с ним общаться, видится ни мне, ни моим родителям. Есть решение суда об отмене установлении, но он подал новое заявление об восстановлении усыновления.

Используя своё служебное положение, водит моего сына по разным инстанциям и принуждает ребёнка писать заявления, что он не хочет меня видеть, а хочет жить только с ним.

Может быть есть какие.

Психологическая боль

Суть психологической боли проста: несогласие с происходящим, вызванное привязкой к определённым ментальным шаблонам. Как следствие — попытка силой удержать стабильность этих шаблонов — что приводит к мощнейшему перенапряжению мозга.

Если рисовать картинку, то попытка удержать привычные психошаблоны на фоне изменений реальности — это всё равно, как попытка удержать проносящийся мимо поезд, хватаясь за него крюком.

Как всё происходит…

Человек живёт образами. Он создаёт некий набор.

Психологические проблемы в управлении временем

Помимо технических и внешних факторов, в процессе управления своим временем большую роль играют психологические барьеры. Наш внутренний настрой на работу и способы ее выполнения эмоционально окрашивают весь рабочий процесс.

Это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Попробуем разобраться в этом подробнее.

Вы не умеете отказывать и другие этим пользуются. Как следствие, вы перегружены физически и эмоционально. Постоянно внутренне переживаете эту несправедливость. Но если.

Психологическая помощь при депрессии

Отчего мне так плохо? Этот вопрос многие из нас часто задают себе. Все мы – живые люди, испытывающие массу эмоций, ежедневно подвергающиеся испытанию для психики в виде различных сильных раздражителей. Мы беспокоимся, переживаем, плачем.

Мы испытываем гнетущее чувство беспомощности. Страдаем, мучаемся, не спим ночами. Нам кажется, что мир вокруг – чужой и агрессивный по отношению к нам.

Мы подвержены низкой самооценке, мешающей строить взаимоотношения с окружающими нас людьми. Потеря.

Заметки психолога. «тыжпсихолог»

Как же я обожаю людей, которые все сводят к профессии человека. Если человек работает врачом, к нему часто обращаются примерно так: «Хэй! Тыжеврач! Так почему у тебя насморк уже две недели, вылечить не можешь, не знаешь как?» или «ТЫЖЕВРАЧ. НЕУЖЕЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО КУРИТЬ ВРЕДНО. «.
Вот и с психологами так же.
Это началось ещё в институте.
-привет, красотка, учишься/работаешь?
-учусь
-на кого?
-психолог
-оооооооо! Ну ка расскажи обо мне? А почему у меня с телками не клеится? А как мне реагировать на шестого мужа моей мамы? А шизиков ты видела, правда что они среди нас? А как мне справится с гневом? Ну вот что мне делать если моя племянница не слушается?
-Эм.. не знаю.
-КАК ЭТО ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ. ТЫЖПСИХОЛОГ. Ой, лучше пойду Джек Дэниэлс куплю, он лучше, чем ты! (упрек, что алкоголь лучший психолог, все ещё актуален, но я и не спорю)

Когда я закончила ВУЗ(высшее учебное заведение), все стало ещё хуже:
«А чего это ты нервничаешь? Тебе нельзя, ТЫЖПСИХОЛОГ», «Почему ты так часто плачешь? Неужели ещё причину этому не нашла? ТЫЖПСИХОЛОГ. «, «Как это проблемы с парнем? ВЫ ЖЕ ОБА ПСИХОЛОГИ, ВЫ ВООБЩЕ ССОРИТЬСЯ НЕ ДОЛЖНЫ!».

К сожалению, на работе я сталкиваюсь с тем же. Если я высказываю свое недовольство по условиям работы, зп(заработная плата) , указываю на не совсем верные поступки коллег, в ответ я слышу примерно одно и тоже: «тыжпсихолог, ты должна уметь терпеть, скрывать и контролировать эмоции, не ругаться!».

Ребят, психологи тоже люди, они ошибаются, расстраиваются, забывают про чувства других, поступают эгоистично, некоторые, даже, забывают расшифровать понятие ЗПР (задержка психического развития), иногда очень сильно могут постараться и напечатать психиатОр, у них мб (может быть) тройка по русскому языку за время обучения в школе, и при этом, они могут иметь красный диплом ВО(высшего образования) а некоторые не могут устроить свою личную жизнь, найти друзей и тд (так далее).

P. S. Нужно больше расшифровок и аббревиатур! БОЛЬШЕ!
Ну и автора бомбануло на работе от очередного «тыжпсихолог».
И да, автор все ещё чукча.

[3]

Ежик в тумане, или Заметки начинающего психолога

Идешь по улице, ловишь на себе случайные взгляды прохожих и с гордостью думаешь: «Да-да, я психолог!»

Потом живо представляешь, как, уже окончив институт, идешь на работу. На очень хорошую, интересную, высокооплачиваемую работу. Заходишь в свой офис, здороваешься с коллегами, снимаешь пальто, садишься за стол и… Тут в мечтах возникает загвоздка — от недостатка информации. Ну правда, а чего делать-то, после того как пальто снял?

После школы я гордо заявлял: иду учиться на психолога, чтобы разобраться в людях и в себе. На первом курсе судорожно пытался учиться (немного мешал страх перед предстоящей первой сессией, новые люди, новое здание, местные порядки и беспорядки — во всем этом тоже необходимо было разобраться); на втором — судорожно пытался веселиться, забыв про учебу. На третьем курсе о людях стало понятно все, что нужно; а им, в свою очередь, стало понятно все о тебе. Да, теперь я на третьем.

Ходят слухи, что психолог должен быть наглым, уверенным в себе, артистичным, решительным, без комплексов, без жалости и т.п. Но очень редко ходят слухи о том, что же все-таки делает такой человек, чья профессия связана с наукой психологией.

Читайте так же:  Как выявить вторичные выгоды лишнего веса

Недавно на лекции по социальной психологии Е.П.Белинская, которая у нас ее ведет, ненавязчиво обрисовала перспективу профессиональной жизни (примеры мои, но аналогичные рассказанным). Очень похоже на то, как «дембеля практической психологии», побывавшие ТАМ, рассказывают растерянным новобранцам о предстоящей службе. А потом утешительно добавляют: «Да не боись, хорошо служить будете, мы ж служили…»

Не существует абстрактных тренингов «на коммуникацию вообще» — а поступает конкретный заказ на то, чтобы научить менеджеров по продаже голубых сорочек общаться с покупателями. И никому не нужны тренинги «на раскрепощение», а надо научить официантов из ресторана «Скушай сам» без комплексов и зажимов излагать меню. А психологическое консультирование, даже если попасть в частную школу школьным психологом, — что тоже, в каком-то смысле, везение, — должно быть уложено в рамки перемены (10–15 минут). Соответственно, никакого «влезания в душу» за такой промежуток времени не предполагается.

Есть еще куча видов терапий, но они кажутся не совсем адекватными российской действительности. Ведь не будешь просить уважаемого человека вылепить из глины изменяющую ему жену и оторвать ей голову или построить из песка замок и нарисовать необычное животное с необычным именем, чтобы уладить отношения дома с тещей. (В аудитории повисает гробовое молчание.)

Абсолютно не радужная перспектива — учить кого-то, тебе не интересного, чему-то, тебе совсем не интересному, и применять для диагностики успевшие стать ненавистными громоздкие классические методики. А как красиво и общо звучит: «Тренинги, индивидуальное консультирование, клиент, психолог, наука психология…»

Но за три года обучения прирост профессионализма все-таки происходит: действительно становишься наглым и артистичным. С легкостью пускаешь в дело профессиональный словарный запас, с интересом разглядываешь книжки в магазинном разделе «Психология»…

Наступает переломный момент. Думаешь: уже пора чем-то занять себя в психологии. Возникает внутренняя потребность отождествиться с какой-нибудь сферой, заинтересоваться и заняться чем-то всерьез, с перспективой на не такое уж теперь далекое будущее. Хочется начать становиться тем самым ПСИХОЛОГОМ, о котором сложено столько анекдотов, который уверен в себе, про всех всё знает. Поработать со взрослыми людьми или с детьми…

Зависть вызывают молодые ершистые аспиранты: они-то определились и знают, чем теперь заниматься. От них веет снобизмом начинающих ученых, уверенностью в стабильности собственных интересов. Они не мучаются каждый раз перед выбором темы курсовой. Так и подмывает спросить: «А как, как вы набрели на то, что вас захватило? Ну как же вы нашли такую тему, которая для вас настолько интересна? В чем секрет?»

Странным образом практических предметов, которые должны расширить наше представление о будущей профессии, у нас почти не прибавилось, зато появились правоведение и логика. А этого уже не хочется! Хочется чего-то реально-психологического, ведь мы уже скоро все закончим и станем «кем-то». А у нас даже и практики-то не было настоящей. Фиктивная — была, где надо было возить туда-сюда какие-то бумажки. (То есть курьерская социально-психологическая служба.) А что, кстати, — курьеры нужны были во все времена!

Вот мы ходим и друг у друга спрашиваем: «Да что могут делать эти психологи?» Ответ: «Да что ни попадя. Хотя это могут делать не только психологи с дипломом!»

Хотя, насколько я понял, сфер приложения иной — не рыночной и не рекламной — психологии не так уж много. Естественно, что в денежные сферы (типа бизнес-тренингов, разработки рекламы и товаров для потребителя) пробиться почти нереально, а в школьные психологи идти не тянет.

Очень важным становится опыт появляющегося перед тобой преподавателя. Если человек, стоящий у доски, рассказывает ненароком о жизни психолога, о трудностях его работы, о вариантах, возможностях, о реальных случаях и клиентах, его напряженно слушают. Может, скоро сами ТАМ будем. Если же преподаватель излагает только теорию, это не вызывает доверия. Не хватает интриги. Какой смысл в теории, если она не подкреплена реальным жизненным опытом? Такое преподавание не имеет «вкуса», лишено романтики будущего. Потому что преподаватель не был в «бою».

Конечно, можно сказать, что всё в наших руках: захотим — научимся всему, чему нас недоучили или не научили. Но тогда непонятно, какими мы должны все-таки стать в итоге обучения?

А у «народа» вопросы к начинающему психологу неожиданно просты и наивны. Останавливают меня приятели во дворе, дивятся тому, что я учусь на психолога, и говорят: «Ну, скажи, ведь вы ж ключ к людям имеете! А как надо грамотно баб кадрить? Уж наверное, вас этому учат!»

Или так: «Слушай, ты — психолог, ты в этом разбираешься! Как мне его отшить раз и навсегда?»

А можно так: «А если я бухал, бухал… а потом вдруг взял и домой ушел. Это нормально, ты как думаешь? По-моему, тут что-то не то. Что это со мной?»

Читал я как-то раз «Психологию переживания» Ф. Василюка и даже выписал цитату: «Психолог вообще не специалист по житейским советам, полученное им образование отнюдь не совпадает с обретением мудрости, и, стало быть, факт наличия диплома не дает ему морального права делать конкретные рекомендации, как поступить в той или иной жизненной ситуации».

И просто отвечаешь друзьям, что это все миф о всезнайках-психологах, мы штудируем академическую науку: классификация эмоций, потребностей, стадий развития в онтогенезе, когнитивные механизмы, — а не изучаем, что делать человеку тогда-то или тогда-то. Вот, например, был Фрейд. Знаете, кто это? Он был сторонником пансексуализма, слушайте внимательно! Он выделял оральную и анальную стадию развития человека. (Публика замирает.) На любой из этих стадий каждый из здесь стоящих мог застрять. Да и я мог застрять. Нет, ничего страшного! Просто если вы скупы, слишком бережливы… Не надо хихикать и показывать на него. Разве ты сам вчера не говорил, что…

Через полчаса я ловлю себя на том, что читаю лекцию. Образы «анально-выталкивающего» и «орально-удерживающего» субъекта действуют безотказно. Все с трепетным ужасом мне внимают, а я размахиваю руками и тычу в слушателей пальцами. Потом говорю, что замерз, и ухожу. Меня вдогонку спрашивают: а дальше что? Я отвечаю, что дальше только неминуемый «эдипов комплекс». Без этого вообще никуда. Вот так: безжалостно и решительно. Может, вот он, пресловутый ключ к людям?

А потом, когда лежишь в кровати, думая перед сном о днях прошедших и днях предстоящих, обнаруживаешь внутри себя маленькие назойливые вопросы: «Что же со мной будет? Что я должен уметь делать. И кто теперь во всем виноват?»

Но потом решительно подавляешь в себе эту «антипсихологическую» минутную слабость.

Как легко и спокойно сдать ЕГЭ. Заметки психолога.

Многие знают, что психологические и душевные проблемы обостряются осенью и весной. В этом же году с приближением лета количество обращающихся за психологической помощью продолжает расти. И связано это со сдачей пресловутого ЕГЭ.

Когда вводили этот эксперимент, одним из плюсов подобной аттестации приводился аргумент, что дети, сдавая устные экзамены по билетам, сильно нервничают, а письменная сдача в виде тестов вызывает меньшую нагрузку на неокрепшую нервную систему молодого поколения.

Что получается в реальности? Экзамены все ближе, нервная система все чаще дает сбои. Но на практике за помощью к психологу обращаются тогда, когда проблема зашла слишком далеко: подросток перестает посещать школу, а то и вовсе выходить из дома, замыкается в себе; или производит массу ритуалов, прежде чем переступить порог дома; плачет от слабости и безнадежности; теряет аппетит и спокойный сон…

Вместе с детьми страдают и родители.

Встречаются и другие крайности. Обратилась женщина с жалобой на свою «непробиваемую» дочь:

[1]

Видео удалено.
Читайте так же:  Сепарация и ее последствия
Видео (кликните для воспроизведения).

— Представляете, скоро экзамены, а она совсем не волнуется!

— Для чего вам надо, чтоб она волновалась?

— Так положено волноваться! Все волнуются!

Кем положено? Для чего положено? И кто такие «все»? Как эта привычка волноваться поможет в сдаче экзаменов? Она дает расширение знаний в голове или от волнения доступ к этим знаниям оказывается затрудненным и человек делает больше ошибок, чем обычно? А, возможно, за этим волнением стоит родительская установка, что «все хорошее достигается через преодоление трудностей», и если «я волнуюсь, то я стараюсь» и этим доказываю в очередной раз, что я выполняю мамино предписание «Старайся!» и тогда я – «хорошая дочь». Но эти все старания и волнения никак не способствуют повышению вожделенных баллов.

В форме игры можно так перенастроить психику, что экзамен вместо страха будет внушать уверенность и уважение к себе. Предлагаю немножко поиграть с образом экзамена:

Это был пример некой игры, но очень действенной и эффективной. Есть много других приемов на программирование успеха, программирование получения высокого балла, на позитивный исход любого мероприятия. И все это можно сделать в кабинете психолога за 1-2 часа!

[3]

Родители, не доводите ситуацию ожидания ЕГЭ, ОГЭ и других экзаменов до страха, ужаса и нервного срыва, когда требуется уже медицинская поддержка. Помогите своим детям легко и уверенно пройти период экзаменов, чтобы в их памяти это время осталось одним из приятных воспоминаний юности, одной из побед на пути к благополучной жизни. Обратитесь к психологу!

Надежда Любимова, психотерапевт, гипнотерапевт, детский и подростковый психолог. +7-915-678-35-52, скайп: frauln27.

Заметки психотерапевта. Поговорим о депрессии?

Медицинский термин «депрессия» давно и устойчиво вошел в наш лексикон. Однако всякое ли сниженное настроение уместно называть этим словом? Печаль, уныние, огорчение, угнетенность, напряженность, мрачная раздражительность, безрадостность, хандра. разве эти понятия хуже передают то, что так знакомо каждому из нас?

Депрессия — это уже диагноз психического заболевания. Эта болезнь характеризуется специфическими биохимическими изменениями в организме, которые приводят к определенной клинической симптоматике. Традиционно описывается «депрессивная триада» — сниженное настроение, замедленный темп мышления и физическая заторможенность.

Далее, депрессии классифицируются по ведущему эмоциональному расстройству — преобладает либо чувство тоски, либо тревоги, либо апатии. В зависимости от степени тяжести депрессии подразделяются на невротические и эндогенные. В первом случае, депрессия возникает после психотравмирующего события — переживания конфликта, катастрофы или утраты, однако личностная реакция на тяжелые обстоятельства оказывается чрезмерно интенсивной и длительной.

[2]

В наиболее тяжелых случаях у человека возникает так называемое «витальное» чувство тоски, когда душевная подавленность сравнима с непереносимой физической болью, часто в области сердца. Развернутые депрессивные состояния достаточно редки. Однако все большее распространение получили «соматизированные» депрессии.

По некоторым данным, примерно четверть пациентов, обращающихся в поликлинику страдают именно от подобных состояний. «Депрессивными масками» в данном случае могут быть чувство общего недомогания, расстройства сна и аппетита, неопределенные неприятные ощущения в теле, сопровождающиеся чувством страха за свое здоровье.

При этом данные лабораторных исследований оказываются совершенно нормальны, но человек чувствует себя больным. Есть люди предрасположенные к реагированию на жизненные трудности депрессивными реакциями. Безусловно, напряженный стиль жизни в большом городе повышает риск возникновения депрессий. Политическая нестабильность, экономические трудности, агрессивно — драматический способ подачи информации, принятый многими СМИ также могут выступать «сверхсильными раздражителями» для высшей нервной деятельности.

Заполните эту таблицу, проставив «галочки» в соответствующих столбцах:

Если в столбце «часто» у вас более 5 утвердительных ответов, есть вероятность того, что вы испытываете депрессивное или тревожное состояние.

Но что же делать? Давайте рассмотрим подходы, которые предлагает современная психология и медицина. Эффективность гипноза для лечения депрессий сомнительна. Это и понятно, внушение счастья при очевидном неблагополучии будет неискренним, а потому либо недейственным, либо непродолжительным. Психоаналитическое лечение в классическом его варианте занимает достаточно долгое время, кроме того, в нашей стране нет традиции психоанализа.

Когнитивный подход, наиболее распространенный для психотерапии депрессий, предложен А.Беком, который полагал, что депрессивная симптоматика возникает вследствие нарушения в сфере рационального мышления. Иными словами, если изменить наше убеждение в том, что нам плохо, организм перестроится на функционирование в нормальном режиме. К этому близки известные методики «позитивного мышления» и разнообразные «целительные настрои». Экзистенциальный подход предусматривает нахождение смысла в переживаемом состоянии.

Возможно, предшествующий ритм жизни был попросту непосилен для нас, когда мы стремились к успеху и процветанию, буквально любой ценой. В данном случае, депрессия не просто болезнь, а приглашение заглянуть внутрь себя, понять, для чего мы живем и каковы наши истинные ценности. Не превратились ли мы в «загнанных лошадей» вместо того, чтобы быть настоящими гармоничными людьми? Есть ли в нашей жизни место не только подвигу, но и праздникам?

Согласно многим исследованиям, люди с нелицемерными религиозными убеждениями и альтруистическими устремлениями, реже подвержены депрессиям. Не зря прихожане православных храмов приветствуют друг друга не пожеланиями хорошего самочувствия — «Здравствуйте», а словами — «С праздником». Медицинский подход оправдан при подтвержденном диагнозе депрессии. В настоящее время существует множество эффективных антидепрессивных средств.

Среди антидепрессантов есть препараты с преобладанием успокоительного действия, назначаемы при тревожных депрессиях и активирующие, повышающие тонус лекарства, целесообразные при ощущении апатии или нехватке сил. Однако ни в коем случае не следует принимать психотропные средства самостоятельно или по рекомендации знакомых. Даже если вы не повредите себе сразу посредством побочных эффектов, возможен вариант, при котором острая форма депрессии перейдет в хроническую, с которой впоследствии будет труднее справиться.

Так как депрессивные состояния известны с древности, то и рекомендации преодоления их мы можем встретить в исторической литературе. В античной Греции для профилактики спадов настроения использовалась гимнастика. В Библии читаем как юный Давид предовращал возникновение припадков гнева у царя Саула игрой на арфе. Знаменитый Авиценна писал: «против слез и тоски, не имеющих причин в жизни, необходимо применить в качестве лекарств развлечения, работу и песни». Средневековый духовный мыслитель Фома Аквинский учил, что «печаль лечится беседой, прохладным душем и стаканом вина». К сожалению, слишком ревностное исполнение последнего совета достаточно часто встречается в ниши дни.

В прошлом веке врачи прописывали состоятельным пациентам, испытывающим общий упадок сил и потерю интереса к жизни «отправиться на воды» Ниццы или Мариенбада, в том числе и для освежающего переживания курортного романа. Думается, что ни одна из этих рекомендаций не утратила своей действенности. И, возвращаясь к вопросу «что делать», можно предложить следующую последовательность. Прежде всего, если человеку просто приходит в голову вероятность того, что он испытывает депрессивное состояние, следует задуматься о том, чем вызвана перегрузка его нервной системы. Возможно, простое изменение режима и рациона питания смогут нормализовать состояние. Далее будет оправданной «внутренняя ревизия» стремлений и ценностей.

Возможно, планки, которые мы ставим перед собой, слишком высоки и наши желания попросту невыполнимы. Но если невозможно быть вечно молодым и внешне привлекательным, то перспективы роста в мудрости и доброте безграничны. Субдепрессивное состояние может служить сигналом того, что наш круг общения узок и мы обделяем себя простыми радостями жизни. Если внутренние проблемы представляются неразрешимыми, овладевает чувство безвыходности или невезучести, помощь хорошего психолога поможет человеку разглядеть «свет в конце тоннеля».

И, наконец, обращение к психиатру, с отбрасыванием устаревших стереотипов относительно того, что «туда ходят одни сумасшедшие», открывает перспективу стойкой нормализации депрессивных и тревожных расстройств.

Заметки психолога.

Мы живем нашими потребностями. Но мир, к сожалению, не приспособлен к тому, чтобы быстренько их удовлетворять. Зачастую приходится ждать того, чего ты очень сильно желаешь. Вот когда уже знаешь, что хочешь, как хочешь и уже мелькает возможность это получить, но все никак это счастье встречи твоей потребности с ее предметом не наступает. А возбуждения так много! Ты как стреноженный конь роешь копытом землю, готовый кинуться к вожделенному объекту. Ан нет! Надо еще какое-то время подождать, потому что обстоятельства (бла-бла-бла и все такое)… Тут самое сложное справиться с возбуждением. Оно ведь есть, и его много, и с ним надо что-то делать. Можно, конечно, перенаправить на что-то другое. Но удовлетворения не будет, так как то, другое, не является объектом именно этого возбуждения. Можно себя отвлекать и развлекать, занимать какими-то еще важными и интересными вещами, на которые есть свои порции энергии. Помните, как с маленькими детьми: «Ой, посмотри, какая птичка полетела!» А эту энергию, доминантную, сильную, приходится на время ожидания приглушить, приостановить. И здесь самое главное, ее не «убить». Не заморозить это возбуждение, сделав его для себя несуществующим, отказавшись от потребности вообще. А то если таких очагов накапливается довольно много, то наступает Ледниковый Период.

Читайте так же:  Кризис 3 лет или что стало с моим ребенком!

Психотерапия помогает не избавляться от неприятных чувств. Она помогает научиться выдерживать эти чувства. А потом они и сами проходят!

Каждый человек одинок. Не в смысле, что не окружен людьми. Каждый человек одинок, потому что уникален. А значит, другого такого нет. У каждого свой «набор» событий, переживаний, воспоминаний, фантазий, повлиявших на него людей. А значит, никто никогда не сможет узнать и понять тебя в полном объеме. И ты никогда никого не сможешь узнать и понять в полном объеме. Вам, наверно, приходилось слышать, как описывают одну и ту же ситуацию люди, особенно находящиеся в конфликте. Как по-разному они интерпретируют одно то же событие. Создается впечатление, что они были в разных местах. И с возрастом наше сущностное одиночество становится все очевиднее и очевиднее для нас.

Чувствовать одиночество трудно. С непривычки страшно. И могут «накрыть» страх и отчаяние. Многое в себе становится не с кем разделить. Многое в тебе другим людям нет нужды замечать и отмечать. А тебе тоже далеко не все переживания и события других интересны. И никто не «кинет камень» в человека за то, что он бессознательно или сознательно изобретает способы избегания одиночества . И способов этих придумано много. Например, забить голову разными мыслями, время разными делами. Или так кого-то или что-то «любить», что всю свою жизнь заполнить им. Или начать мечтать о Большой и Светлой Любви. Может казаться, что просто не встретил такого человека, с которым вы подойдете друг другу так, что избавите друг друга от одиночества. И начинают люди в этом месте тратить время и силы на тоску и поиск того ЕДИНСТВЕННОГО. И разочаровываются не найдя. Или найдя, но потом снова поняв, что и он не в состоянии избавить вас от одиночества, опять же, разочаровываются. Или усиленно поддерживают свои иллюзии.

Сложно сжиться с фактом одиночества, но возможно. И тогда встреча с каждым человеком, в чем-то, пусть не очень значительном, совпадающим с тобой оборачивается настоящей радостью. Может свою вторую половину нам и не найти, но зато можно разными боками греться о разных людей. Как пингвины!

Глубинное представление о том, что каждый из нас за человек формируется с раннего детства. Формируется под влиянием взглядов на нас близких взрослых. И не повезло тому, на кого легла негативная проекция со стороны родителя. Это когда твое поведение хронически истолковывают неверно в худшую сторону. Ты какой-то дурной получаешься, хотя хотел вовсе не того. Ты пытаешься как-то противится такому истолкованию, протестуешь. Но засада в том, что это твое протестное поведение только играет в подтверждение тому, что о тебе думают. И ты попадаешь в замкнутый круг. О тебе думают хуже, чем ты есть, ну или ощущаешься себя, но открыто противится этому нельзя, так как о тебе будут думать еще хуже. Ты чувствуешь, что это приведет к еще большему закручиванию спирали. И тогда ты миришься с ситуацией. Ты постепенно привыкаешь к тому, что ты «горе луковое», «несчастье ты мое», «дурная девчонка (мальчишка)», «неблагодарная тварь» и тому подобное от более или менее мягких и до самых жестких вариантов. И к обращению такому привыкаешь. Хотя может уже и взрослый давно. Может и не обращается уже никто с тобой так. Да только ты сам продолжаешь эту историю, оставаясь тем, кем тебя назначили.

Записки начинающего психолога

Продолжение. См. № 12, 15/2007

Глава четвертая. СОВЕТ И СТИМУЛ

Вечер. Я и Вера играем в мяч — бросаем его друг другу и ловим. Вера — это моя младшая сестра, ей девять лет. У нас не было никакой цели, все вышло спонтанно.

Наш диалог во время этой незамысловатой игры:

— Я вижу Деву Марию, она сейчас здесь.

— Да? А где именно?

— Вон там, — показывает вправо от себя.

— А что она делает?

— Стоит и смотрит на меня. И на тебя. Она спрашивает, как у тебя дела.

— Не очень хорошо.

— Она это услышала.

— Как она выглядит?

— Как человек, у нее очень красивое платье.

— Ее можно потрогать?

— Да. И она может потрогать меня.

Мячик совершает свой путь из рук в руки: вопрос — ответ.

— А какие волосы, глаза?

— Волосы бежевые, глаза карие.

— Похож на твой, только еще звонче.

Вера иногда поворачивается вправо, «посмотреть на Деву Марию».

— Вера, а сколько тебе было лет, когда ты ее первый раз увидела?

— А где она живет?

— На седьмом небе, это рай такой.

— А у нее есть дети?

— Да, доченька, ангелочек, ей три годика.

— Три годика? И как ее зовут?

— Вера. В честь меня.

— Она умеет говорить?

— Нет, Дева Мария ее только учит.

Незамысловатая игра, а столько в ней смысла! Какое воображение у ребенка! Сколько информации о себе и том, что его беспокоит, он выдает!

Заметки в блокнот

В субботу состоялся тренинг. Первое впечатление тяжелое. Никогда не было так плохо после работы. Не осознаю до конца, в чем причина. В глазах детей не видела заинтересованности, она лишь проскальзывала изредка и едва заметно. Задания воспринимались без энтузиазма, соответственно этому и выполнялись. Надо обязательно получить обратную связь.

Вот он, еще один опыт, и это уже хорошо. Надеюсь, что сегодня Т.Д. заметит и укажет мне мои ошибки, промахи, слабые стороны.

Тренинг, упомянутый выше, уже прошел. Получила обратную связь. Очень удивилась: ребята в восторге и просили провести еще.

С нетерпение ждала оценки от Т.Д. Думала, что она отметит в качестве недостатков излишнюю эмоциональность, иногда сбивчивую речь, лирические отступления и перескакивание на отвлеченные темы. Однако когда я высказала эти свои предположения, она сказала: «Мне, наоборот, все это понравилось, так, наверно, и надо работать с подростками, чтобы постоянно удерживать их внимание и интерес». В качестве же моей ошибки Т.Д. отметила то, о чем я и не догадывалась: частое «хихиканье» без надобности. Она сказала, что я частенько посмеиваюсь невпопад. По поводу моих смешков у нас получилась полноценная супервизорская работа, по времени занявшая больше двух часов. Мы искали причины.

Прежде чем выступать в роли психолога, ведущего групповую работу, конечно, было пройдено несколько групп в качестве участника и ученика. Меня, как и большинство студентов-психологов, не миновало хождение по тренингам. Жажда новых знаний, особенно практических, заставляла отыскивать способы заработать денег на посещение учебных групп. Довелось работать сторожем-дворником в детском саду, учителем рисования там же, художником-оформителем, «контрольные и курсовые выполнителем» (для ленивых студентов). Расскажу немного о тех группах, которые оставили больший след.

Читайте так же:  Секреты здоровых отношений

Телесная терапия. Первый значительный опыт участия в групповой психологической работе. Все ново и необычно. Метод сразу заинтересовал. На группе присутствовало много психологов, переученных из педагогов и социальных работников. Поэтому, кроме знакомства с методом, получилось познакомиться с названными особами. Не хочу прослыть грубиянкой, поэтому только скажу, что не хотела бы получить помощь от таких психологов.

РВД. До того, как попала на тренинг, прочитала «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». Занимательные книги, только слишком американские. Групповая работа проходила хоть и весело, но довольно тяжело. Никак не могла нормально принять растроение личности.

Группа семейной терапии. Много новой информации, как от теоретический составляющей, так и от практической. Так получилось, что я была самой младшей участницей. Остальные — опытные, взрослые женщины, две из которых являлись даже моими преподавательницами. Было интересно все — и метод, и люди, и атмосфера.

Психодрама. Волшебный метод. Он доказывает то, что все проблемы — в нас, все решения — в нас, все барьеры на пути к решениям — в нас. Плюс ко всему ведущим был сам К. Шесть пар выходных с 10 утра до 8–9 вечера, и ни капли занудства, ненужной информации, усталости. Последнее появлялось потом. Но это уже не важно.

Заметки в блокнот

Первый день тренинга для детей младшего школьного возраста. Группа 10 человек. Мне кажется, очень много. Из них всего две девочки. Устала. Только что полтора часа рассматривала рисунки «волшебной карты чувств» — интригующе. Во время групповой работы Т.Д. наблюдает и делает записи. Еще предстоит проанализировать записи, рисунки, результаты, подготовить информацию для родителей о каждом ребенке — с ума сойти.

Думаю, потратить сто рублей на полтора часа занятий в группе под руководством психолога иногда бывает полезнее, чем, например, покататься в парке на нескольких аттракционах.

Второй день тренинга выдался невероятно тяжелым. Время тянулось и тянулось, будто резина. Занятия с шестью подростками длились по два часа, но время субъективно воспринималось быстрее, чем в теперешней ситуации — занятия по полтора часа (10 человек). Сейчас я столкнулась с проблемными детьми и стала наконец немного понимать учителей, которые не могут утихомирить класс, привлечь внимание учеников. Думаю, что такой ребенок, как, например, М., — это просто катастрофа для обычного огромного (около 30 детей) класса. А если таких детей несколько?

Третий день мне понравился больше всего. Многое получилось даже лучше, чем я думала. Дети называют иногда учительницей, что одновременно и смешно, и приятно. Замечаю, что начинаю испытывать нежные чувства к этим детям. Особенно зацепило сегодня то, что нарисовал В. (11 лет), когда я предложила задание «Нарисовать королевство для своего насекомого». Лучшую метафору для отображения перипетий в его семейной истории придумать едва ли возможно. Два столба, которые могут символизировать родительские фигуры, и паутина между ними, количество паутинок соответствует количеству членов семьи (две большие паутины и две маленькие, соединенные между собой). Да, ну и наплели родители паутин! Стало грустно оттого, что не пришел М. Столько для него придумали, а он взял и не пришел. Причина пока неизвестна. Решили установить более жесткие рамки, но они не особенно понадобились, так как главного «нарушителя спокойствия» не было.

Вчера было семь детей. Думаю, что семь человек — прекрасная группа. Было легче проводить занятие, да и дети хорошо открывались. Некоторые высказывания — просто супер. Мне было легче говорить. П. пришел без пятнадцати три (занятия начинаются в три часа), побежал к маме (она у нас регистратор) и давай реветь. Неожиданно. Жалко не видел Ж., ему ведь плакать запрещено отцом, интересно, как бы он реагировал.

Сегодня — девять человек. Работа была динамичной и интересной. Полностью выполнили запланированное. Видны изменения. Осталось два занятия. Предстоят разговоры с каждым родителем, опять напряг.

После проведения нескольких групп с детьми и подростками я сделала определенные выводы, которые здесь облекаю в форму рекомендаций:

1. Думать, думать, думать! Прежде всего подумать над вопросами: «Зачем это?» и «Кому это нужно?». Уже на этапе такого думания появится множество решений.

2. Как это ни трудно (а это самое трудное!), составить подробный план занятий, развернуто описать все методики. Кстати, часто не удается придерживаться плана, но его наличие делает работу значительно более эффективной.

3. Творить. Творческий подход к каждому шагу позволяет нивелировать нехватку, а подчас и отсутствие опыта.

4. Не бояться быть собой, что означает дать себе возможность спонтанно реагировать на неоднозначные ситуации, а не лихорадочно искать «правильный» способ.

5. Не становиться в позицию учителя, диктуя «правила игры», но внимательно прислушиваться к участникам.

6. Отпустить тело. Это особенно важно для работы с детьми, так как разрешение себе поползать и поваляться по полу, например, весьма сближает и помогает установить доверительные отношения. Так же свобода тела позволяет отзеркалить движения детей и, соответственно, подстроиться к ним.

7. Нужна удобная одежда. Брюки, а если юбка, то свободная и длинная. Желательно побольше карманов в удобных местах, чтобы из них ничего не вываливалось и легко было доставать. Такие карманы можно расположить на специально сшитой жилетке. Вот что находится у меня в карманах: спички, рулетка, ручка, блокнот, мелок, маленькие листочки бумаги, свисток и иногда что-нибудь еще.

8. Регулярно обновлять познания в детском и подростковом сленге. Следить за новинками детского кино, новыми книгами, мультфильмами (самыми громкими, так как за всеми нереально).

9. Делать записи после каждой встречи, где особое внимание уделить успехам/неуспехам, трудным местам и ярким событиям (иногда, открытиям).

Заметки в блокнот

Мое ли это дело – копаться в хитросплетениях человеческих проблем?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вот получила я диплом психолога, еще и с отличием, но вовсе не чувствую себя готовой к деятельности в качестве консультанта. Однако суюсь. Конечно, амбиции, куда от них деться. Хочется попробовать все, да побыстрей.

Передо мной два, рвущих мою душу на части, стремления: 1) заработать денег, дабы удовлетворить свои основные потребности (хорошо одеваться, содержать себя); 2) заниматься психологической наукой и практикой. Второе предполагает траты, которые не будут покрываться заработком. Известно, что строить планы на жизнь — неблагодарное дело: чем больше планов, тем больше разочарования. Хотя, если хорошо разобраться, девяносто процентов ответственности за это лежит на том, кто планирует. Мне повезло, что я попала в Центр, здесь мне дают возможность получить ценный и незаменимый опыт. Прекрасные люди там работают. Несмотря на то что С.В. общалась со мной совсем недолго, она уже успела дать один хороший совет и стимулировать мою дальнейшую деятельность. Совет: изменить имидж, стать серьезнее. Стимуляция: в ответ на мои сетования по поводу отсутствия опыта работы С.В. сказала: «А его ни у кого нет после института, выкручивайся как можешь, главное — держись достойно».

Источники


  1. Стил, Лилия Я — женщина. Современная энциклопедия женщины / Лилия Стил. — М.: Рипол Классик, 2017. — 512 c.

  2. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.

  3. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.
Заметки психолога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here