Замкнутый ребенок

Сегодня обсуждаем тему: замкнутый ребенок с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Все о детской замкнутости

Каждый ребенок адаптируется в социуме по-своему, самостоятельно определяя границы собственной открытости. Одни дети легко общаются с людьми, которых видят впервые, другие нелегко находят общий язык даже со своими близкими. Однако каждый из малышей нуждается в общении. О том, откуда берется детская замкнутость, что отличает ее от природной скромности и как родителям помочь малышу преодолеть внутренние барьеры, расскажет «Я — Родитель».

Замкнутость или скромность?

Для того чтобы понять, что ваш ребенок действительно замкнутый, а не интроверт, скромный и тихий по характеру, нужно внимательно наблюдать за его поведением. О замкнутости говорят следующие признаки:

Ребенок неразговорчив, редко с интересом поддерживает беседу, общается вполголоса и ограничивается дежурным набором фраз (например, ответом «не знаю»);

Малыш тяжело переживает смену коллектива, напряжен в присутствии незнакомых детей и взрослых;

Ребенок никогда не отстаивает свое мнение (даже если у него отобрали любимую игрушку);

Малыш боится всего нового;

Он практически не жестикулирует, часто держит руки за спиной или прячет их в карманах;

Ребенок увлекается необычным хобби (замкнутые дети нередко компенсируют этим недостаток общения).

Как уже было сказано, детскую замкнутость легко можно перепутать со скромностью и интровертностью.

Скромность

Скромные дети вполне нормально общаются с хорошо знакомыми людьми, охотно поддерживают беседу с близкими и выглядят «буками» только в незнакомой компании или при неожиданных обстоятельствах.

Интровертность

Интровертность — это особенность характера, которая выражается в том, что ребенок умеет и любит общаться, но все свои эмоции и мысли предпочитает держать при себе.

Замкнутый же малыш одновременно и не любит общаться, и страдает от одиночества. Ему хочется рассказать что-нибудь о себе, но он боится поделиться этим с кем-либо. Замкнутость — это не врожденное качество, оно приобретается детьми из-за определенно сложившихся обстоятельств. Отмечено, что чаще всего замкнутыми становятся дети с высоким уровнем интеллекта.

Причины детской замкнутости

Неправильное поведение родителей:

постоянно недовольны поступками ребенка (не так ходит, не так ест, и др.);

предъявляют к ребенку повышенные требования (такие дети близко к сердцу принимают даже мелкие неудачи, а это сильно бьет по их самооценке, заставляет погружаться в раздумья и запирать на замок собственные эмоции);

ссорятся между собой (из-за родительских ссор ребенок ищет уединения);

проявляют равнодушие к переживаниям ребенка (они кажутся им незначительными).

Психологическая травма, вызванная насмешками близких или приятелей.

Тяжелое заболевание, причиняющее ребенку неудобства или заставляющее его думать о том, что он не такой, как другие дети.

Как победить детскую замкнутость?

Никогда не называйте своего ребенка «замкнутым» вслух, поскольку он и так это чувствует и переживает из-за своего душевного состояния.

Не вынуждайте ребенка отказываться от его увлечений, какими бы странными или бесполезными они вам не казались. Попытайтесь взглянуть на них детскими глазами.

Помогайте малышу реализовывать себя в хобби. А еще лучше — будьте на шаг впереди. Например, ребенок заинтересовался географией — а вы тут же преподносите ему большой глобус.

Если у ребенка что-то не получается, не критикуйте и не обвиняйте его, называя «неумехой» или «растяпой». Замкнутый ребенок и так слишком критично относится к самому себе. Лучше пробуйте приободрить его.

Внимательно слушайте истории своего малыша и никогда не говорите, что вам некогда, задавайте вопросы, интересуйтесь его делами. Если мама с папой отказываются выслушать его, он воспринимает это на свой счет и в следующий раз уже не сделает попытки пообщаться.

Доверяйте своему ребенку, всегда советуйтесь с ним, учитывайте его мнение. Замкнутым детям не хватает доверия со стороны окружающих, поэтому предложение обсудить что-то вместе даст ему веру, что с его мнением считаются и его уважают.

Объясните малышу, что страхи есть у всех. Приведите в пример собственную историю или историю из жизни кого-то из знакомых. Когда ребенок поймет, что он не один такой на всем белом свете, ему будет легче бороться со своим страхом быть открытым.

Почаще говорите со своим ребенком о его страхах и вместе ищите пути их преодоления. Если малышу не удается подружиться с ровесниками, помогите ему — объясните, как это лучше сделать, с чего начать разговор, почему важно интересоваться другим человеком.

Хвалите и наказывайте ребенка всегда вовремя и только по заслугам. Замкнутый ребенок заслуживает точно такое же отношение, как и самый общительный малыш: не стоит его расхваливать без повода или отменять наказание, когда он совершил серьезный проступок.

Если вы хотите проникнуть в мир замкнутого ребенка и помочь ему наладить контакт с окружающими — в первую очередь распахните двери собственного сердца. Будьте открытыми со своим ребенком, и он обязательно откликнется!

Замкнутые дети

Замкнутость

– особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Характеристика замкнутых детей

. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.

Замкнутость ребёнка, конечно, имеет свои истоки.

Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:

  • беспокойство
  • эмоциональная неустойчивость
  • плаксивость
  • общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.)
  • страх перед чужими людьми
  • долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию
  • соперничество между детьми.

Причины замкнутости ребёнка.

Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами:

1. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребёнка, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. Как правило, замкнутость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики.

Читайте так же:  Здоровая привязанность или любовная зависимость

Рекомендации:

В данном случае взрослые должны быть крайне осторожны и чутки к ребёнку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него “что-то не так”, совершенно напрасно. Стремление “перевоспитать” такого ребёнка, “пока не поздно”, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда он действительно спрячется “в свою скорлупку”, “уйдет в себя”.

2. Когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе.

Рекомендации:

В таких ситуациях необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения и, если это в силах взрослого, помочь ребенку более безболезненно пережить данный период.

3. Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Если в семье практикуется тревожно-мнительный тип воспитания, а в семьях, где растёт единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

Рекомендации:

расширять круг общения, правильно развивать коммуникативные способности.

4. Недостаток общения и внимания в семье

Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает её и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.

Однако, в данной ситуации важно и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если подобные ситуации происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет.

Рекомендации:

Слушать и слышать ребёнка, интересоваться его проблемами.

5. Сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Ему просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями. Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: “Папа, смотри, какой я танк нарисовал!” Папа, не отрываясь от чтения, говорит: “Ты у меня молодец!” Малыш не унимается: “Папа, ты даже не посмотрел!” Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: “Красиво”. Мальчонка просит: “Папа, а давай немного вместе порисуем”. А в ответ слышит: “Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай”, – и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.

Если взрослые не желают слышать своего ребенка, то в результате он подавляет свои желания и естественные эмоции. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию ребёнка, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.

Рекомендации:

Ребёнку крайне необходимо давать выход своим впечатлениям, эмоциям и чувствам.

6. Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а его душой родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого, обидчивого и замкнутого.

Рекомендации:

безусловное принятие ребёнка таким каков он есть.

7. Ребёнок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищённости

Ему важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

Рекомендации:

Вселять в ребёнка уверенность в поддержке и понимании, чувстве душевного покоя.

8. Недостаточное проявление родительской ласки и любви

Сталкиваясь с подобными ситуациями, ребенок старается приспособиться, как получается, к своему положению ребенка любимого, но в то же самое время отталкиваемого, желанного, но как бы и лишнего, всем и всегда мешающего, которому родители дают так много – вкусную еду, красивую одежду, чудесные игрушки, занимательные, порой дорогостоящие игры, но лишают самого необходимого – элементарного общения, душевного тепла и сердечности.

Таким образом, недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают ребёнка в замкнутого “буку”

Рекомендации:

[2]

Проявлять любовь к ребёнку, почаще говорить ему об этом.

Пути коррекции замкнутости

Основная задача в работе с замкнутыми детьми

– формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребёнка.

Правила общения с замкнутыми детьми

Чтобы преодолеть замкнутость у ребёнка, чаще разговаривайте с ним, говорите ему, как вы его любите, как он вам нужен.

Если в вашей семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии ребёнка с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени.

Читайте так же:  Бегство от тишины или гигиена мышления

В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.

Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Игры для преодоления замкнутости у детей

Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребёнка не пройдёт за один день по взмаху “волшебной палочки”. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

Понимание проблемы – уже наполовину ее решение!

Замкнутый ребенок: причины и способы решения

17 августа 2015 . Раздел Психология

Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок гиперактивный. Однако это не означает, что он не нуждается во внимании и помощи. Если у малыша проблемы с общением, то это может серьезно сказаться на его будущем, не дав ему возможности правильно развиваться. К тому же такие детишки зачастую остро реагируют на изменения в обстановке, привычном жизненном укладе. Иногда о таких малышах говорят, что они застенчивые, но правильно ли это?

Замкнутый ребенок редко рождается таковым. Хотя эта черта характера может передаться и по наследству. Но чаще всего она приобретается под влиянием воспитательных воздействий и окружающей обстановки.

Причины замкнутости ребенка:

  • врожденные (флегматический темперамент, наследственность);
  • проблемы со здоровьем (некоторые болезни могут отражаться на психическом состоянии ребенка)
  • один ребенок в семье, из-за чего наблюдается недостаток коммуникаций;
  • чрезмерная строгость родителей;
  • нехватка родительского внимания, совместных игр и занятий;
  • кроха считает себя ненужным и нежеланным;
  • психологическая травма (смерть близкого, болезнь, тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш, развод родителей, затяжной стресс);
  • постоянное недовольство родных словами или действиями карапуза.

Прежде, чем пытаться устранить эту проблему, надо попытаться понять, почему ребенок замкнутый. Конечно, тому, кто находится постоянно рядом с таким малышом, не всегда легко найти причину. В таком случае можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет диагностику для выявления причин, мешающих крохе благополучно взаимодействовать с окружающим миром и наслаждаться процессом общения.

Застенчивость и замкнутость

Эти два проявления характера часто путают друг с другом. И, действительно, они имеют достаточно сходные внешние проявления. И застенчивые, и замкнутые дети болезненно реагируют даже на малейшие изменения в их жизни и с опасением или страхом относятся к незнакомым или малознакомым людям. Такие детишки являются беспокойными и эмоционально неустойчивыми.

Однако застенчивый ребенок отличается тем, что все-таки он желает контактировать с окружающими и даже знает, как это делают, однако не может применить эти знания на практике. А замкнутый ребенок обычно, не знает, как общаться, и делать этого не хочет, потому что не имеет такой потребности. Это основная проблема, почему ребенок замкнутый.

[1]

Получается, что стеснительного кроху надо обучать практическим коммуникативным навыкам. А замкнутого ребенка — надо побуждать, в первую очередь, к разговорам и контактам, формировать желание общаться, и параллельно учить контактировать с окружающими людьми.

Рекомендации родителям замкнутого ребенка:

1. Замкнутость крохи нуждается в исправлении, нельзя закрывать глаза на это и считать проблему безвыходной.

2. Работайте над расширением круга общения карапуза. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.

3. Будьте для замкнутого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться — это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т.д.

4. Старайтесь посещать с крохой новые места, где вы сможете вместе с ним повзаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте кроху, пусть все продвигается постепенно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.

6. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.

7. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.

8. Будьте доброжелательны к другим людям.

9. Создавайте ситуации, в которых малышу потребуется общение с окружающими.

10. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.

11. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.

12. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.

Такая работа потребует времени и вашего внимания. Замкнутый ребенок постепенно будет привыкать к обществу. Если он почувствует безопасность и доброжелательность, то процесс коррекции пройдет быстрее. Если же в ходе вашей работы кто-то поселит в нем чувство страха своим неосторожным отношением, нетактичностью и злостью, то это может надолго остановить благополучное продвижение вперед. Иногда приходится параллельно разбираться с вопросом, как бороться с детскими страхами.

Однако, если ваши старания никак ни к чему не приводят, то замкнутый ребенок нуждается в серьезной помощи специалиста. Детский психолог может помочь правильно выявить проблему и подобрать коррекционные упражнения.

Замкнутый ребёнок | Что делать?

Замкнутость – это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего. Об этом говорит Елена Лисова в своей статье «Что делать, если ваш ребенок замкнутый, слишком стеснительный или необщительный?» (ссылка на статью в конце).

  • методы воспитания,
  • обстановка в семье,
  • конфликты в садике / в школе.

Сюда же я бы добавила ещё и испуг.

И замкнутые, и застенчивые:

  • с опасением относятся к незнакомым и малознакомым людям;
  • болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни;
  • тревожны, поддаются частой смене настроений.

  • Ребёнок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и изволит к кому-то обратиться словесно, то делает это тихим голосом или вообще шёпотом.
  • Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.
  • Ребёнок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.
  • У ребёнка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
  • У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котёнка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо, например, змею, хамелеона, игуану, насекомых.
  • У ребёнка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки и т.п.
  • Ребёнок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.
Читайте так же:  Важность выбора психолога

  • Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребёнка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент. Иногда замкнутость может быть связана с психологическими особенностями ребёнка. Ваш малыш – флегматик, и тогда определенная доля замкнутости – его врождённая черта. В таком случае малышу более комфортно находиться в одиночестве. Ему интереснее занятия, которые требуют уединения: например, он любит лепить, рисовать, конструировать, делать поделки и т.п. Тут коррекцией ничего не добьёшься. В этом случае родителям стоит быть более осторожными и чуткими к своему ребёнку. И опасения, что что-то не так, ложны. Главное: не стремиться перевоспитать такого малыша. Ведь грубое вторжение во внутренний мир ребёнка может только навредить – и тогда ребёнок уйдёт глубоко в себя.
  • Нехватка общения и внимания. Возможно, вы очень заняты на работе и у вас не хватает времени на общение с малышом. В этом случае ребёнок, оставаясь наедине с собой, всё чаще будет замыкаться.
  • Без коммуникаций. Так сложилось, что в 21 веке люди чаще стали пользоваться гаджетами. Видя, что родители, старшие братики и сестрички больше времени «сидят» на телефоне, в компьютере и т.п., ребёнок неосознанно делает вывод, что общение – не такая уж и важная штука для жизни. Выделите больше времени вечером для общения с семьёй, а не с виртуальным миром.
  • Отношения в семье. Возможно причина заключается в проблемах внутри семьи. Если родители постоянно ругаются между собой, это сразу отражается на малыше. Он начинает отдаляться от мамы и папы и всех окружающих. Малыш просто прячется в своем мирке, где «родители любят друг друга». В таком случае ребёнок остро чувствует одиночество, ищет причину в себе, и в конце закрывается. Попытайтесь найти немного времени, чтобы показать крохе, что он вам небезразличен.
  • Строгость родителей.Завышенные требования подавляют инициативу малыша, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате ребёнок замыкается.
  • Тяжёлая психологическая травма.Ребёнок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребёнке. Так же малыш мог чего-то сильно испугаться (например, большого пса, машины и т.п.).
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами ребёнка.Очень часто причиной замкнутости малыша является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного из членов семьи. Ребёнку постоянно внушают, что он всё делает не так: то он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит, то очень тороплив (или медлителен), то слишком громко (или тихо) разговаривает, не так ходит, не так сидит… Постоянное одёргивание делает ребёнка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.

Действовать. Причем незамедлительно.

[3]

Замкнутый ребенок
консультация

Вложение Размер
zamknutyy_rebenok.docx 534.77 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать, если ваш ребенок замкнутый, слишком стеснительный или необщительный?

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером. Какой вывод делать ребенку? Верно, подсознательно малыш убеждается, что общение – не такая уж нужная для жизни штука.

Неумение и боязнь налаживать контакты может потом плохо сказаться на его взрослой жизни, а человечку нужно будет получать профессию, влюбляться, создавать семью, дружить в конце концов…

Кроме того, замкнутый, стеснительный ребенок очень болезненно реагирует на нестандартные жизненные ситуации. А их, как мы с вами знаем, будет еще много. Непобежденная в детстве замкнутость часто становится причиной возникновения серьезного комплекса неполноценности.

Задача родителей – помочь замкнутому малышу полюбить окружающий мир. Но что именно нужно делать?

Замкнутость — это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего.

Замкнутость очень редко передается по наследству, обычно это приобретенная черта характера. Малыш становится закрытым под воздействием внешних факторов – методов воспитания, обстановки в семье, конфликтов в школе или в садике.

Некоторые врачи – неонатологи склонны полагать, что причина замкнутости — следствие недоношенной беременности. Родившихся раньше срока малышей, как известно, изолируют в отдельные реанимационные боксы, и первые дни своей жизни крохи проводят без мамы. Они лишены общения.

Психологи чаще утверждают, что замкнутость формируется в возрасте от 1 года.

Как бы то ни было, рекомендации специалистов едины — закрытые от мира дети нуждаются в нашей с вами помощи.

В первую очередь, родителям нужно научиться отличать замкнутость от застенчивости. Их часто путают. И чрезмерно стеснительные ребята, и замкнутые почти одинаково реагируют на многие факторы:

Они с опаской относятся к незнакомым и малознакомым людям.

Болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни.

Они беспокойны, подвержены частой смене настроений.

Так в чем же между ними разница? Застенчивый ребенок, несмотря ни на что, стремится к общению, и очень переживает, когда оно не складывается. Замкнутый малыш не общается, потому что не знает, как это, зачем и для чего. Он вообще практически не испытывает потребности в общении. Стеснительного ребенка нужно обучать организации общения, а замкнутого — мотивировать к общению. Пока он сам не захочет вступить в контакт с окружающим миром, сделать это за него не сможет даже армия психологов.

Cтеснительный ребенок, в отличии от замкнутого, хочет общения и стремится к нему, но переживает, когда что-то складывается не так, как хотелось бы

Так как распознать замкнутого ребенка?

Ребенок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и изволит к кому-то обратиться словесно, то делает это тихим голосом или вообще шепотом.

Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.

Ребенок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.

У ребенка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.

Читайте так же:  В адском треугольнике мать-отчим-дочь

У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котенка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо — змею, хамелеона, игуану, насекомых.

У ребенка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки.

Ребенок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.

Замкнутые дети тяжелее адаптируются к новому коллективу

У замкнутых детей могут наблюдаться проблемы с обучением, так как они не умеют работать в коллективе

У замкнутости есть и проявления на физическом уровне. Такие дети отличаются неглубоким и частым дыханием, мало жестикулируют. Закрытые ребята часто держат руки за спиной или в карманах. Нередко у замкнутых детей болит живот, причем каких-либо серьезных причин медицинского характера для боли нет. И вызванный врач обычно разводит руками: «На нервной почве!».

Так почему же дети становятся замкнутыми?

Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребенка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.

Темперамент. Если ваш ребенок – флегматик, определенная доля замкнутости – его врожденная черта. Тут коррекцией ничего не добьешься.

Нехватка общения и внимания. Если ребенок – единственный в семье или родители уделяют малышу слишком мало времени.

Строгость родителей. Завышенные требования подавляют инициативу крохи, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате малыш замыкается.

Тяжелая психологическая травма. Ребенок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребенке.

Постоянное недовольство родителей поступками и словами крохи. То он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит. Постоянно одергивание делает ребенка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.

Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.

Дети, которые часто болеют и оказываются без общения со сверстниками также могут замкнутыми

Определить истинную причину замкнутости ребенка всегда сложнее тому, кто часто бывает рядом с малышом. Большое, как известно, видится на расстоянии, поэтому родителям имеет смысл обратиться за помощью к психологу. Специалист даст характеристику степени замкнутости карапуза и поможет наладить контакт ребенка с окружающими, подскажет способы коррекции поведения.

Что делать родителям?

Расширяйте круг общения малыша. Водите его в детский сад, на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если все происходит без давления, он начнет принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями.

Обеспечивайте ребенку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребенку местах, всегда держите его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать легкий расслабляющий массаж, и делайте его ребенку перед сном.

Учите ребенка выражать чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребенку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.

[3]

Создавайте ситуации, когда общение необходимо. К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира ее стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Уверена, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребенок еще не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.

Читайте ребенку сказки, в которых много диалогов между героями.

В корректирующих играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций.

Чаще спрашивайте мнение ребенка по тем или иным семейным вопросам: Что приготовить на ужин? Куда пойти в выходные?

Приглашайте в дом гостей. Лучше, если это будут ваши знакомые с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей, который столкнулись с такой особенностью развития ребенка как замкнутость, необщительность. в материале представлены некоторые рекомендации по взаимодействию с таким ребенком. да.

Замкнутые дети -дети,которые хранят внутри себя свои чувства и переживания .Такие дети большую часть времени проводят в одиночестве .Чрезмерный шум и суета их может пугать .Замкнутость -своеобразная з.

рекомендации для родителей.

Материалы для родителей.

Данную информацию можно использовать для работы с замкнутыми детьми как родителям, так и педагогам.

Формирование общения у замкнутых детей.

Представлена характеристика замкнутости, этапы коррекционной работы.

Замкнутые дети

Наталья Кузярина
Замкнутые дети

Замкнутость трактуется как обособленность, отчужденность, сдержанность, скрытность, отдаленность.

Замкнутый ребенок часто испытывает потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира. Взрослые, как правило, довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства.

В чем проявляется замкнутость? Такие дети часто молчат, храня внутри себя свои чувства и переживания. Они хорошо ведут себя в детском саду, успешно занимаются, выполняют свои домашние обязанности, соблюдают правила, ни на что не жалуются, не плачут, не дерутся, не ссорятся со сверстниками. Они разговаривают только тогда, когда это необходимо. Замкнутый ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом.

Такие дети проводят очень много времени в одиночестве. Большое скопление детей и взрослых, чрезмерный шум и суета могут даже пугать их.

Замкнутость может проявляться как своеобразная защита от чрезмерно опекающего взрослого. Например, не разговаривать – единственное оружие, которое ребенок может использовать против требований взрослого (родителей, педагогов). Однако, даже если ребенок и не разговаривает, это не значит, что ребенок не слышит, что ему говорят.

Как помочь замкнутым детям?

1. К очень замкнутым детям подход должен быть постепенным. Родителям и педагогам надо быть очень терпеливыми и готовыми затратить много времени, пока у ребенка не появится ответная реакция.

2. Если у ребенка отсутствует игровой опыт, то необходимо регулярно играть с ним: каждый день показывать, как пользоваться игрушкой, постепенно подключая его к играм других детей.

3. Дружественные отношения (на равных, интересные занятия, приятельские болтовня и беседы без требования ответов могут постепенно создать чувство доверия и помочь замкнутому ребенку открыться.

4. Очень важна для замкнутых детей физическая ласка и эмоциональная поддержка взрослых: чаще говорите одобрительные слова, подчеркивайте способности и возможности ребенка, обнимайте его, проявляйте уважение к его личности.

Взрослые, помните: от вас зависит очень многое!

Читайте так же:  Депрессия из-за переезда

Анкета для родителей по выявлению представления родителей об особенностях эмоционального развития старших дошкольников Цель: выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития детей старшего дошкольного развития. 1. Как часто в процессе.

Консультация для родителей «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали» Обещание больше не любить: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше тебя любить не буду» 2. Безразличие: «Делай, что хочешь, мне все.

Контактный и замкнутый ребенок

Не у всех детей «выход в свет» протекает успешно. Бывает, что ребенок долго и мучительно ищет свой путь к другим детям и не всегда его находит. Чем это чревато? Не преувеличиваем ли мы роль сверстников? Быть может, наш малыш просто самодостаточная личность, он намного опережает ровесников в развитии, с детьми ему скучно, вот он и играет в одиночку?

В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.

Но есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и «агрессоры». Нередко это малыши, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от сверстников поведением, внешним видом, интеллектом, порой, существенно опережающим средний уровень. Причины, по которым одни дети всегда оказываются заводилами и без труда осваиваются в любой компании, а другие либо не хотят, либо не могут завоевать расположения сверстников, все еще не до конца ясны.

Одни психологи полагают, что общительность – наследственная черта характера. Другие объясняют ее ранним жизненным опытом малыша: если в первые недели жизни он в достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство «доверия к миру», которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников, выросших в строгих рамках кормления по часам и т.д.

Последнее время наметилась довольно тревожная тенденция – младшие школьники как будто разучились играть вместе. Их контакты кратковременны, малосодержательны и непродуктивны, словно у них начисто пропал дар общения с себе подобными. В ряду главных причин психологи в первую очередь выделяют демографический кризис: многие дети растут без братьев и сестер. Отсутствие таких близкородственных детских контактов обедняет социальный опыт ребенка, его мышление не ориентируется на коллективные формы игры.

Если отсутствие общения с братьями или сестрами в семье у ребенка не компенсировалось разновозрастной дворовой компанией и он не посещал детский сад, то, по имеющимся данным, и в его учебе неизбежны осложнения. Более того, неконтактным детям грозит не только академическая неуспеваемость – они, как правило, хуже адаптируются к новым условиям, часто растут излишне мнительными и тревожными или слишком самолюбивыми. В подростковом возрасте у них возникают сложности в общении с противоположным полом, они хуже делают карьеру в зрелом возрасте и, как правило, не очень счастливы в семейной жизни. Эти данные опровергают некоторые сложившиеся у нас стереотипы.

Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательства взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей нужно специально учить играть вместе. Сегодня это делать необходимо. То, что отношения детей, сталкивающихся на игровых площадках, в детском саду или школе, когда-то складывались легче и быстрее, объясняется тем, что первый опыт общения с другими детьми ребенок получал в семье (своей, соседской, близкородственной). Этот опыт общения под присмотром взрослого создавал впечатление стихийно складывающегося, хотя таковым не был.

Стоило измениться жизненному укладу нового поколения – и ребенок оказался в вынужденной изоляции от сверстников. Он, конечно, не разучился играть, но коллективные игры все чаще заменяет игра в одиночку, иногда даже и не с игрушками, а с компьютером. Результат – формализация детских отношений, агрессивность, эмоциональная глухота к другому ребенку. И это далеко не так безобидно, как может показаться на первый взгляд.

Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию. Круг замыкается.

Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики. Почему все так сложно со сверстником? Наверное, потому, что в поисках друзей за пределами семьи ребенок ищет «доброе зеркало», в котором его отражение было бы максимально приближено к тому, что он привык видеть дома. Вынужденный проводить много времени среди «беспощадных» зеркал, он не выдерживает и ломается, а расположить к себе других он просто не умеет. Найти друга, в конечном счете, означает самому создать такое зеркало в руках другого человека, в которое хотелось бы смотреться, не испытывая отвращения к себе.

Как помочь ребенку в общении со сверстниками

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность наших детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна. См. →

Источники


  1. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.

  2. Чернобров, Вадим Формула любви / Вадим Чернобров , Екатерина Головина. — М.: Поколение, 2017. — 416 c.

  3. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — М.: Питер, 2016. — 784 c.
Замкнутый ребенок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here