Занятия с детьми-аутистами

Сегодня обсуждаем тему: занятия с детьми-аутистами с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Вопрос-ответ. Какие занятия смогут улучшить социальные навыки ребенка аутизмом?

Рекомендации психолога, специализирующегося на синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме у подростков и взрослых, по выбору целей и методов для развития социальных навыков

Доктор Логесон — клинический психолог, автор многочисленных исследований Национального института здоровья и Центра по контролю заболеваемости и профилактики США. Ее работы посвящены тому, какие именно социальные навыки наиболее актуальны для подростков и молодых людей с различными особенностями развития, и какие подходы наиболее эффективны для их развития. Она одна из авторов PEERS — метода обучения подростков и взрослых с нарушениями развития социальным навыкам, который доказал свою высокую эффективность. Лауреат нескольких наград за свою научную деятельность.

Дети с аутизмом и дружба

Один из самых распространенных мифов о людях с аутизмом — это то, что они, якобы, асоциальны, не нуждаются в друзьях и не хотят общаться. Но это не более чем миф. И если вы поговорите с человеком с аутизмом, скорее всего, он скажет вам, что хотел бы иметь друзей, но не совсем понимает, как этого добиться. Конечно, это огромная проблема для детей, с которыми мы работаем, потому что в результате многие дети с РАС страдают от очень сильной социальной изоляции.

Они могут проводить день за днем в своей комнате, ни с кем не общаться, и даже когда они пользуются Интернетом, чаще всего они играют в сетевые видеоигры, а не пользуются социальными сетями для общения.

Однако это совсем не значит, что они не нуждаются в общении. Им просто сложно понять, как общаться и как найти друзей, и подобная социальная изоляция может привести к развитию депрессии, тревожных расстройств и очень сильного чувства одиночества. Кроме того, многие страдают от травли и издевательств со стороны сверстников, у многих уже сложилась негативная репутация среди их ровесников.

Естественно, это значит, что одна из главнейших задач педагогов, специалистов и родителей — это предоставление поддержки и обучения, которые помогли бы детям с РАС общаться с ровесниками и найти друзей.

Как можно улучить социальные навыки при аутизме?

Родители часто задаются вопросом, какая именно профессиональная помощь может улучшить социальные навыки ребенка. Мы все прекрасно знаем, что дефицит социальных навыков, к сожалению, является одной из основных характеристик аутизма. И мы знаем самый популярный метод решения этой проблемы — социальные группы для детей с аутизмом под руководством специалиста.

Однако исследования показывают, что большинство таких программ, к сожалению, совершенно неэффективны для заявленных целей. Так что если родители ищут подобную помощь, им нужно быть информированными потребителями и очень внимательно проанализировать, насколько качественной является предлагаемая услуга. Как это понять? В первую очередь, нужно определить, основана ли данная программа на научных доказательствах.

Другими словами, если вам предлагают группу для социализации или развития социальных навыков, нужно спросить себя, основана ли работа этой группы на каких-либо доказательствах, которые подтверждают ее эффективность. Возможно, группа основана на методе, который проходил испытания эффективности, и существует какое-то опубликованное исследование на эту тему. Или, возможно, в самой программе действует формальная система отслеживания прогресса и оценки эффективности, с помощью которой специалисты смогут продемонстрировать результаты своей работы.

Во-вторых, такая программа обязательно должна предусматривать активное участие и вовлеченность родителей. Как правило, речь идет о группе, которая встречается один, максимум, два раза в неделю. Для компенсации дефицита социальных навыков это ничтожно мало. В таких условиях обеспечить эффективность программы можно только в том случае, если родители научатся быть «социальными тренерами» для своих детей все остальное время, и это очень важно при оказании помощи.

Наконец, по мере улучшения социальных навыков ребенка, важно понять, где и как он сможет общаться со сверстниками и найти друзей. Как правило, наилучший способ — это различные внешкольные занятия, такие как кружки, клубы и секции, где ребенок может общаться с другими детьми со схожими интересами. А когда у него появятся новые знакомые, нужно будет помочь ему, организуя встречи для игр или совместные вылазки, чтобы эти дети смогли стать друзьями.

Как работает программа по развитию социальных навыков?

Программа в формате небольшой группы должна быть посвящена какой-то одной теме или уроку каждую неделю. То есть, каждое занятие должно быть посвящено отработке какого-то одного навыка или конкретного правила социального этикета. Это связано с особенностями мышления детей с РАС. Они мыслят очень конкретно и буквально. Так что обучение социальным навыкам должно проходить точно так же — это должны быть конкретные правила и советы, которые объясняются или демонстрируются ребенку.

Обязательно нужно демонстрировать детям, как именно выглядит данный навык или правило на практике. Для этого в программе проводятся «упражнения с игрой по ролям», когда детям показывают, как нужно поступать, а в некоторых случаях, как поступать не нужно.

После того как ребенку показали, что нужно делать, у него обязательно должна быть возможность потренироваться самому. Это называется «поведенческой репетицией», когда ребенок практикуется в новом навыке в безопасной атмосфере и получает обратную связь от группы.

[1]

Наконец, в конце такого занятия необходимо какое-то домашнее задание. В течение недели, до следующей встречи группы, ребенок должен отрабатывать новый навык в реальных ситуациях. В идеале, в таких тренировках ему должны помогать родители, именно поэтому их участие в программе так важно.

Внешкольные занятия для детей с РАС

Многие дети с аутизмом социально изолированы, и родителям сложно понять, как найти для них подходящее место для общения со сверстниками. В реальности, здесь нет простого решения. В идеальной ситуации ребенку нужно найти какой-то вид внешкольных занятий, который связан с его собственными интересами.

Многие родители детей с синдромом Аспергера находят для них секцию восточных единоборств, например, карате, потому что им хочется, чтобы ребенок научился защищать себя. Часто родители ищут для детей занятия плаванием, потому что это не только полезно для здоровья, но и важно для безопасности ребенка. Многие ищут занятия музыкой, так как у ребенка есть музыкальные способности. Однако если ребенка не интересуют единоборства, плавание или музыка, то эти занятия не облегчат для него поиск друзей. А мы говорим о внешкольных занятиях именно с целью общения со сверстниками.

Так что важно подумать, что именно интересует ребенка. Если его интересуют технологии и компьютеры, то он может посещать компьютерные курсы для школьников или компьютерный клуб. Если он обожает мультфильмы, то, возможно, ему подойдет кружок анимации или рисования. Существуют и клубы для любителей видеоигр. Так что нужно подходить к поиску внешкольных занятий как можно более творчески, искать нестандартные пути. Главное, найти то, что будет интересно самому ребенку, а не то, что должно быть ему интересно по вашему мнению.

Читайте так же:  Злой психолог эффективнее доброго

Как реагировать, если тебя дразнят

Исследования показывают, что подростки постоянно дразнят друг друга и мишенью могут стать даже самые популярные дети. Это обычная часть жизни школьников. При этом частота и тяжесть словесных подначиваний во многом зависят от реакции ребенка. Проблема в том, что дети с аутизмом не знают, как вести себя в таких ситуациях, а советы взрослых очень часто оказываются бесполезны.

Я всегда спрашиваю подростков, с которыми работаю: что нужно делать, если тебя дразнят? И они всегда предлагают одни и те же три варианта: уйти, игнорировать или пожаловаться взрослому. Потом я спрашиваю их, помогают ли эти советы, и они всегда отвечают: «Нет». Причина в том, что взрослые не думают о том, как именно ведут себя дети этого возраста. В реальности, дети с высоким уровнем социальных навыков так не поступают. Обычно они отвечают на подначивания, стараясь продемонстрировать, что сказанное их никак не беспокоит, да и вообще это «тупо».

Обычно дети говорят что-то вроде: «Да плевать», «Ну да, и что?», «И каким боком меня это волнует?», «Это ты типа так шутить пытаешься?». Они закатывают глаза и пожимают плечами. Они стараются создать впечатление, что их это совершенно не волнует.

Когда нас кто-то дразнит, он пытается добиться от нас определенной реакции. Если он получит совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал, он прекратит эти попытки. Ему нужно, чтобы мы расстроились в ответ на обидные слова и как-то это показали. Или ему нужно, чтобы мы разозлились. Именно поэтому отсутствие эмоциональной реакции и насмешка над их словами делает это поведение неэффективным.

Что делать при физической травле

К сожалению, такое явление как травля с помощью физической агрессии довольно часто встречается в средних и старших классах школы, особенно среди мальчиков. Она принимает самые разные формы. Это могут быть пинки, удары или попытки толкнуть, подставить подножку в коридоре и бросить каким-то предметом в классе. Важно заранее научить ребенка тому, что делать в таком случае, но выбрать правильную стратегию для действий может быть очень сложно.

С одной стороны, важно объяснить ребенку, что в случае физической агрессии необходимо рассказать об этом взрослым. С другой стороны, детям нужны другие стратегии до того, как поговорить со взрослым. Важно, чтобы ребенок понимал, что если рядом находится хулиган, важно его избегать и не привлекать его внимания. Например, не подходить к тому месту в столовой, где он обычно ест. Также важно не пытаться поговорить с физически агрессивными хулиганами или подружиться с ними — это распространенная ошибка. Также детям часто надо объяснять, как не спровоцировать хулиганов, например, что не надо рассказывать взрослым про незначительные нарушения, например, жевание жвачки в классе или передачу записок во время урока.

Другая стратегия — держаться рядом со взрослыми, если неподалеку есть агрессивные дети, так как вероятность травли в присутствии взрослых крайне мала. Наконец, если речь идет об опасной агрессии, либо если это хроническая травля, а не изолированный случай, то, без исключений, нужно рассказать об этом взрослым. Это очень серьезная проблема и важно научить ребенка, как действовать в подобных ситуациях.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Класс:

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы

психологической коррекции:

Первый этап

– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап

– усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

Конспект занятия с безречевым аутичным ребенком

Наталья Савчук
Конспект занятия с безречевым аутичным ребенком

Конспект индивидуального занятия с безречевым аутичным ребенком

педагога – психолога коррекционных групп

для детей с РАС Савчук Н. В

Цель: становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.

Читайте так же:  Как привязать к себе мужчину

1. Формирование психологического контакта с ребенком, переживание им положительных эмоций в ходе совместной деятельности.

2. Побуждение к визуальному контакту с педагогом – психологом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».

3. Формирование умения слышать педагога-психолога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».

4. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику, жесты, интонацию взрослого.

5. Вызывание у ребенка совместного эмоционального переживания (радости, восхищения, восторга) при выполнении пальчиковых, речедвигательных игр.

6. Формирование навыков конструктивного мышления, и зрительно-пространственной ориентировки, зрительного слежения.

7. Активизация звукокомплексов.

8. Формирование элементарных математических представлений, в области порядкового счета и знания цифр.

5. Дидактические упражнения.

Оборудование: массажный шарик (Су-джок, картинки и карточки для соотнесения цвета и формы, набор цветных геометрических фигур, набор карточек для развития речи, цифры от 1 до 12, сенсорная пузырьковая колонна.

Ход занятия:

1) Организационный момент.

Педагог-психолог (я) беру девочку за руки, приветствую её. Спрашиваю, как её зовут (беру руку ребенка, прикладываю к её груди, и говорю: «Я-Ульяна», а затем, используя прием «рука в руке»— называю свое имя: «Наташа»).

2) Массаж пальцев, рук, предплечья.

Массажным шариком Су-джок произвожу вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь Ульяны, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия провожу с правой рукой). Свои действия сопровождаю словами: «Покатился колобок». В процессе массажа я слежу за состоянием и мимикой ребенка. Добиваюсь проявления положительных эмоций.

3) Речедвигательное упражнение «Пароход».

Педагог-психолог (я) читаю стихотворение:

Пароход плывет по речке.

И пыхтит он, словно печка.

ребенка ладошки сложены вместе, выполняем волнообразные движения).

4)Упражнение на установление глазного контакта «Очки»

Педагог-психолог (я) читаю стихотворение, (с помощью больших и указательных пальцев изображаем очки). Добиваюсь, чтобы ребенок смотрел мне в глаза через воображаемые очки.

Бабушка очки надела,

И внучонка разглядела!

5)Пальчиковая гимнастика «Замок».

Педагог-психолог (я) читаю стихотворение и выполняю упражнение в соответствии с текстом:

На двери весит замок (Руки скреплены «замком»)

Кто его открыть бы смог?

Постучали, (Стучим «замочком» по столу)

Покрутили, (Делаем круговые движения «замком»)

Потянули (Вытягиваем вперед рук, пальцы сплетены)

И открыли! (Разводим ладони в разные стороны)

6) Игра «Цветные окошечки».

Педагог-психолог (я) раскладываю перед ребенком разноцветные карточки с изображением котенка, в центре каждой карточки квадрат. Ребенку предлагаю закрыть «окошечко» в соответствии с цветом карточки с помощью цветных квадратов. Затем даю инструкцию по дальнейшему действию. Например: «Дай, пожалуйста, красный квадрат».

(Добиваюсь от ребенка правильного выполнения задания).

7) Упражнение «Геометрические фигуры».

Педагогом-психологом (мною) используются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник) четырех цветов для выполнения задания, связанного с формированием навыков конструктивного мышления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(Педагог-психолог (я) раскладываю на столе перед ребенком ряд одинаковых фигур, но разных по цвету. Затем предлагаю ребенку фигуры разные по цвету и форме и спрашиваю: «Куда мы положим эту фигуру?». Задача ребенка – соотнести цвет и форму. Если ребенок не справляется, предлагаю помощь).

8) Дидактическое упражнение на развитие речевых навыков.

Педагог-психолог (я) предлагаю Ульяне картинки с изображением животного или транспорта. Под картинкой надпись, передающая звуковой сигнал (Цыпленок – «Пи-пи-пи» и т. д.) Задаю вопрос: «Кто так кричит?» и побуждаю ребенка повторить за мной.

9) Дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку».

Педагог-психолог (я) предлагаю ребенку разложить цифры от 1 до 12 по порядку. Если ребенок допускает ошибки, предлагаю свою помощь. (При необходимости провожу упражнение повторно).

10) Релаксация «Пузырьковая колонна».

Педагог-психолог (я) предлагаю в конце занятия Ульяне подойти к сенсорному уголку, присесть на мягкий пуфик и посмотреть на разноцветные пузырьки в колонне. Я и девочка прикасаемся к ним руками, гладим колонны. (Важным моментом в итоге занятия является — релаксация и эмоциональное заражение ребенка положительными эмоциями).

11) Итог. Педагог-психолог (я) хвалю ребенка, за то, что он хорошо работал на занятии. (Хлопаем ладонь о ладонь и говорю «Ты – молодец, ты – умница». Предлагаю Ульяне встретиться в следующий раз).

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком 5–6 лет «Ориентировка в трехмерном пространстве» Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие педагога – психолога с ребенком 5 – 6 лет (парциальная несформированность психических.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с Даун Синдромом Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком с Даун синдромом на тему: «Овощи» Цель: развитие познавательной и.

Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком 7 лет «Здоровый говорун в поисках звука [Р]» Целевые ориентиры: Через использование инновационных и здоровьесберегающих технологий помочь ребенку достичь максимально возможных успехов.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с тяжелыми нарушениями речи «Логосказка» Задачи: Коррекционно-образовательные: учить эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; закреплять правильное.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком со стертой дизартрией по теме «Автоматизация звука [С] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком со стертой дизартрией Шакирова Анна Александровна — учитель-логопед МБДОУ.

Конспект занятия по рисованию «Мама гуляет со своим ребенком» Конспект занятия художественно-эстетическое развитие. Рисование » Мама гуляет со своим ребенком». Цель: Закреплять умение рисовать фигуру.

Конспект индивидуального занятия по сенсорному развитию «Миша в гостях у Маши» с ребенком с синдромом Даун Цель: формировать сенсорно — моторную активность,учить сжимать и разжимать игрушки,учить отталкивать мяч. Вызывать положительные эмоции.

Как общаться с ребенком, у которого аутизм: 8 простых правил

Знакомьтесь, это Наталья Никулина и Дарья Березина из Петрозаводска. Обе женщины – мамы со стажем. Вместе они организовали в своем родном городе проект по подготовке обучающих пособий для детей с особенностями развития. Карточки, визуальные расписания и другие пособия по альтернативной коммуникации делают своими руками подростки из детско-юношеского центра Петрозаводска. Ребята выполняют свою ответственную работу под чутким руководством взрослых наставников и не только получают за это деньги, но и помогают социально значимому проекту.

С чего началась затея с производством обучающих пособий и что важно знать человеку, который никогда не общался с детьми с аутизмом, «Летидор» узнал, лично встретившись с активными мамами.

В 2008 году у Натальи Никулиной родился третий ребенок – Степа. И почти сразу материнское сердце подсказало: что-то не так. Степа развивался по-другому, отличался реакциями и поведением от своих старших брата и сестры в том же возрасте. В три года мальчику диагностировали аутизм, что побудило маму больше узнать об этой особенности, в том числе углубиться в нее профессионально.

До рождения Степы Наталья работала педагогом дополнительного образования. После появления особенного сына Наталья продолжила педагогическую деятельность, но несколько изменила ее ракурс – занялась развитием программ, направленных на социализацию детей с аутизмом.

Как общаться с ребенком – аутистом?

Как общаться с ребенком – аутистом?

Уже написано и проговорено много разных советов, приемов по развитию детей с аутизмом. Однако, из своего собственного опыта взаимодействия с такими детьми, из многолетней практики, предлагаю конкретные действующие приемы, которые помогут не только в развитии таких детей, но и позволят взрослым людям глубже понимать ситуации. Всего 19 приемов, но они работают и дают результат.

Читайте так же:  О чем мне шепчет лишний вес

Приемы по общению и развитию детей с аутизмом:

Любите вашего малыша, верьте в него. Вы – семья. Помогайте друг другу преодолевать трудности. И у вас все получится.

Аутизм. Часть 1. Причины возникновения. Воспитание ребенка с аутизмом

Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям

Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции

Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом

Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции

Часть 6. Роль семьи и окружения в воспитании аутичных детей

Когда ребенку ставят диагноз «аутизм», родители порой не в силах вместить всю эту боль, растерянность, чувство вины и беспомощность, которые обрушиваются на них в одночасье. Словно через глухую вату в ушах звучат вопросы психиатров «вы будете оформлять инвалидность?». Какую инвалидность, кому? Кто инвалид, мой ребенок? Разум отказывается верить в происходящее.

В памяти еще свежи воспоминания о его появлении на свет. Родился в срок, с нормальным ростом и весом, из роддома встречали с цветами. Родился обычный, здоровый малыш, радость для всей семьи. Как все дети, начал держать головку, сидеть, вставать и ходить. Когда и что пошло не так?

Конечно, он немного отличался от других детей – предпочитал уединение, мало контактировал даже с близкими, но ведь люди бывают разные! Неужели это повод констатировать, что мой ребенок никогда не сможет жить полноценной жизнью, быть нормальным членом общества?

[3]

И начинаются лихорадочные поиски специалистов, методик, лекарств, молитв, просвещенных старцев и знахарок с хорошей репутацией. Где-то же должен быть выход? Существует же какое-то объяснение тому, что происходит с моим ребенком? Где искать этот ключ?

Особенности ребенка с аутизмом. О чем нужно знать

Объяснение происходящему действительно есть, и родители интуитивно правильно чувствуют: ответ в том, что «все люди разные». Системно-векторная психология Юрия Бурлана различает людей по психологическим особенностям и объясняет, что дети с диагнозом аутизма, обладают особым типом психики, т.н. звуковым вектором. Их особенность в том, что у таких детей сверхчувствительный слух. Они не просто слышат лучше других, но и крайне болезненно реагируют на громкие звуки.

[3]

Защитная реакция психики

Так, если будучи беременной, мать танцует на дискотеках, посещает концерты или включает очень громко музыку перед ребенком, если родители скандалят в присутствии малыша, то это наносит тяжелую травму психике ребенка со звуковым вектором.

Получая такие травмы, он закрывается от внешнего мира, уходит в себя и теряет способность контактировать. Такова защитная реакция незрелой психики ребенка на болевое воздействие. Уходя в себя, он уже не воспринимает обращенную к нему речь и не может нормально развиваться.

При этом страдает не только звуковой, но и другие вектора ребенка. Ведь каждый человек является обладателем как минимум двух, а чаще 3-4 векторов. У каждого вектора – свой набор врожденных желаний и свойств, нуждающихся в развитии. Посмотрим с точки зрения системно-векторной психологии, как это отражается на поведении ребенка.

Особенности развития. Если ребенок не может усидеть на месте

Так, кожный вектор сообщает ребенку большую двигательную активность, интерес к пользе и выгоде, что при правильном развитии позволяет ему рождать инженерную мысль, с увлечением что-то конструировать. Но звуковая травма и аутизм как ее последствие вносят искажения и в развитие кожного вектора ребенка: вместо творческого созидания мы наблюдаем двигательную расторможенность, невозможность сосредоточиться. В тяжелой форме аутизма такой ребенок просто беспорядочно двигается по комнате, берет и тут же бросает предметы. Специалисты называют это «полевым поведением». СВП помогает понять его причины.

Понимая сущность вектора, мы добираемся до причины отклонений поведения. Это дает возможность направить природные свойства вектора в нужном ключе, помочь развитию ребенка. Так, вместо успокоительных гиперактивному ребенку с кожным вектором можно предложить конструктор, задачи на счет и частую смену заданий. (Подробнее в следующих статьях, а также уже на вводных лекциях по СВП).

Упрямство и заторможенность

Ребенок с анальным вектором, при правильном развитии, обладает невероятной усидчивостью и способностью к сосредоточению, он делает все медленно, но тщательно и аккуратно. Аутизм вносит разрушительный вклад и в развитие анального вектора: перед нами предстает ребенок, который часами совершает одни и те же действия, малоподвижен, крайне упрям и воспринимает в штыки даже попытку предложить ему новый вид пищи.

Есть ли выход из этой ситуации? Как помочь ребенку выбраться из состояния такой глубокой интроверсии, которая становится несовместима с нормальной жизнью в обществе?

Воспитание ребенка с аутизмом. Учитываем потребности

Обладая знаниями системно-векторной психологии, мы можем очень точно понимать потенциал и психические особенности ребенка и знать, какое воздействие будет для него благоприятным, а какое лишь усугубит ситуацию.

С обладателем звукового вектора разговаривать нужно тихим, спокойным, доброжелательным голосом. Он лучше других способен определять интонации и гораздо охотнее обратит внимание на тихие звуки, а вот шум и повышение тона — это для него болевые воздействия.

Для гармоничного развития звуковика необходимо обеспечить такую среду, в которой отсутствуют громкие звуки. А вот тихая классическая музыка – наоборот, помогают ему сосредоточиться.

Обращаясь к ребенку, имейте в виду, что ему необходимо гораздо больше времени, чтобы отреагировать, как бы выйти наружу из состояния погруженности в себя. Поэтому не стоит его торопить или повышать голос, чтобы «докричаться». Ему важен полный психологический комфорт и безболезненное окружение, чтобы этот «выход наружу» вообще состоялся.

Если помимо звукового, у ребенка присутствует кожный вектор – ему нужно предоставить возможность работы с сенсорным материалом (форма, фактура, размер) и постепенно через подражание взрослому обучать конструированию. Также для кожных детей важна физическая активность, одно лишь сидение на диване с пособиями не позволит ему развиваться адекватно.

Звуковика с анальным вектором ни в коем случае нельзя торопить. Иначе упрямство и протестные реакции будут только усиливаться. Такой ребенок с трудом воспринимает смену привычного распорядка, любая смена заданий или активности должны происходить постепенно.

Именно с детьми этого векторального набора связаны многочисленные истории родителей о том, что диагноз ребенка заподозрили в результате попытки вывезти дитя на отдых или в условиях, когда семья сменила место жительства. Анально-звуковой ребенок с аутизмом в этой ситуации реагирует крайней формой протеста, отказывается есть и спать на новом месте. Такие дети весьма консервативны, приучать к посещению новых мест или употреблению новой пищи их нужно постепенно.

Как максимально развить потенциал вашего ребенка

На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, вы сможете досконально разобраться в особенностях психики своего ребенка. Почему он так себя ведет, в каком подходе нуждается. Это позволит минимизировать негативные реакции ребенка и даст возможность обрести ключик от его внутреннего мира, выработать единственно правильный подход к обучению и воспитанию именно вашего малыша с учетом всех его природных особенностей.

Опыт применения системно-векторной психологии доказывает, детям с аутизмом можно помочь! Смотрите видео-отзывы, о снятии диагноза аутизма у детей рассказывают родители, прошедшие тренинг Юрия Бурлана:

Читайте так же:  Немного о формировании детской привязанности

О том, как помочь своему ребенку достичь максимального раскрытия своих способностей, вы сможете узнать на лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатный цикл вводных лекций по этой ссылке.

Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям

Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции

Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом

Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции

Чем занять ребенка аутиста?

Все мамы желают только здоровья деткам. Но в некоторых семьях рождаются «особенные» ребятишки. Таким малышам нужен отдельный подход и дополнительное внимание. У мам и пап, бабушек и дедушек этих крох возникает вопрос: чем занять ребенка аутиста? Многие упражнения и тренировки зависят от возраста.

Занятия для ребенка в возрасте до трех лет

Диагноз аутизм ставится ребенку в возрасте до трех лет. Примерно после 12 месяцев, а в некоторых случаях и раньше, родители замечают, что малыш не такой, как другие ребятишки. Такие детки редко идут на контакт, они стараются не смотреть в глаза. Ребятишки спокойны и погружены в себя, их мало что радует или веселит. Чтобы не допускать дальнейшего торможения в развитии, необходимо заниматься с детками. Начинают упражнения уже в возрасте до трех лет. Вот несколько вариантов развивающих игр.

  • Сенсорные навыки. Возьмите одну коробку и наполните предметами разных размеров. Положите мелкие и крупные детали. Предлагайте ребенку поочередно доставать их и изучать.

  • Покрасьте фасолины в яркие цвета. Замените при желании их орехами в скорлупе, цветными пуговицами или крышечками. Сложите предметы в одну емкость и предложите малышу отобрать одинаковые кучки. Или наоборот из общей кучки пусть дети разложат предметы по цвету.

  • Приобретите или сделайте самостоятельно мыльные пузыри. Научите ребенка их надувать. Такая гимнастика способствует тренировке дыхания и улучшает речевые навыки.

  • Займитесь рисованием. Для этого вам понадобятся пальчиковые краски. Малышу будет интересно обмакивать палец в краску, после чего наносить изображение на лист бумаги. Такие занятия будут способствовать развитию сенсорики, зрительному восприятию и развитию мелкой моторики.

Занятия для аутичных детей дошкольного возраста

Если до трех лет некоторые родители еще не подозревают о диагнозе ребенка, то ближе к школе уже выявляются наглядные проблемы. И в этом возрасте нужно проводить занятия с малышом. Упражнения будут помогать крохе вступать в контакты, отличать цвета, учиться выражать свои мысли и строить речь.

  • Займитесь лепкой. Пластилин нравится детишкам не только с проблемами в развитии. Этот материал помогает успокоиться. Из пластилина ребенок может вылепить свои эмоции, рассказать, что его беспокоит. Лепка способствует тренировке мелкой моторики, что очень благоприятно сказывается на развитии речи.
  • Посетите с ребенком-аутистом зоопарк. Таким деткам необходимо наглядно показывать окружающий мир. Недопустимо запирать малыша дома. Это лишь усугубит ситуацию и затормозит развитие. Ребятишкам нужно общаться и познавать мир таким, какой он есть.

В период дошкольного возраста детвора устанавливает контакты со сверстниками. У ребятишек появляются новые друзья. Однако ребенок с аутизмом в этот период приобретает новые проблемы: насмешки и издевательства. Именно поэтому нужно стараться развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Это поможет ребенку не стать изгоем в обществе.

Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы

Проблемы насмешек и социальной изоляции возникают в период начальной школы. В этом возрасте высказывания одноклассников и знакомых ребятишек могут оказаться очень жесткими. Если вы отдаете ребенка в обычную школу – это хорошо. Такая техника обучения будет способствовать развитию малыша. Но необходимо, чтобы учителя с пониманием относились к особенным деткам. Другим же ребятишкам необходимо разъяснить тактику поведения. Все насмешки и буллинг должны пресекаться.

  • Развивайте большую моторику и зрительную память. Опишите ребенку предмет, находящийся в комнате. Подробно расскажите о его деталях и форме. После этого предложите школьнику найти этот предмет. Если развитие ребенка сильно заторможено, то предложите выбрать верный вариант из двух.
  • Учите аутенка угадывать эмоции. Для этого дайте ребенку чистый лист и ручку. Показывайте свое настроение мимикой. Пусть кроха научится узнавать эмоции и изображать их на бумаге.
  • Устройте танцы. Такое занятие помогает крохе чувствовать ритм. Понимать свою физическую ориентацию. Дети-аутисты в большей своей части любят движения. Начните танцевать первым. Скорее всего, малыш не заставит вас ждать, а сразу составит компанию.

Занятия для аутичных детей подросткового возраста

В этом периоде большинство ребятишек направляется в специализированные школы. Там особенные дети учатся познавать мир и принимать его, составлять план своих действий и контролировать эмоции. Приветствуется парное занятие. Специализированные учреждения дают такую возможность. В этих местах ребенок-аутист может найти единомышленников, друзей или просто пообщаться с приветливыми людьми. Этот факт является важным для социального развития отстающих детей.

  • Организуйте парную тренировку. Одному члену команды нужно завязать глаза. Напарник должен руководить действиями. На пути «слепого» установите преграды. Второй член команды говорит о способах преодоления. Упражнение развивает ориентацию в пространстве, логическое мышление и речевые способности.
  • Чтобы помочь детям развивать чувства, проведите следующее занятие. Покажите ребятам сцену из простого фильма. После этого предложите каждому аутенку рассказать об увиденном. Пусть ребенок попытается высказать эмоции, которые были у исполнителей.

Развитие детей с аутизмом требует от родителей и педагогов больших сил. Наберитесь терпения. С детишками иногда сложно работать. Но наградой за ваши труды станет положительный результат. В некоторых областях дети-аутисты бывают достаточно сообразительными.

Вопрос-ответ. Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия?

Поведенческий аналитик о том, как мотивировать ребенка на начало занятия

Как АВА-терапевт я знаю, что иногда бывает трудно настроить ребенка, с которым вы работаете, на занятие. Возможно, вы пришли в дом родителей, а ребенок заплакал и убежал от вас. Или вы работаете с ребенком в школе или центре, ребенок приходит к вам в кабинет, начинает кричать и разбрасывать вещи. Иногда ребенок вроде бы спокоен, но как только вы пытаетесь начать занятие, появляется нежелательное поведение.

У ребенка всегда будут хорошие и плохие дни, и это нормально, если он не проявляет бурной радости при каждом вашем появлении. Однако если ребенок дает деру от вас каждый раз, когда вы собираетесь заниматься с ним, проявляет нежелательное поведение, или вам приходится физически усаживать его за работу, то что-то определенно пошло не так, и вам пора действовать. Вы не хотите начинать занятия с разозленным, перевозбужденным и плачущим ребенком, который только и думает о том, как бы сбежать.

Это важно по нескольким причинам. Во-первых, АВА-терапевты всегда должны полагаться на хорошие, близкие отношения с ребенком, в которых вы «объединяетесь с приятными стимулами». Если ребенок постоянно пытается сбежать из-за стола или от вас, то ни о каком объединении не может быть и речи, вы становитесь нежелательным стимулом для ребенка. Кроме того, трудно себе представить, что после того как вы несколько минут тащили, а то и просто несли ребенка за рабочий стол, вы сможете провести продуктивное занятие. Представьте, что ваш начальник разбудит вас посреди ночи и потребует, чтобы вы отправлялись немедленно в офис и работали. Вряд ли вы будете в наилучшем состоянии для работы. А мы хотим работать с ребенком, когда он в своем наилучшем состоянии, или хотя бы близок к нему.

Читайте так же:  Вымирание мужчин

Наконец, успешная подготовка ребенка к занятию учит его навыкам перехода. Переход от состояния до работы к работе — это очень серьезная перемена, и если вы научите ребенка правильно переходить к занятиям, то ему будет проще делать небольшие переходы во время терапии.

Как правило, если у терапевта есть регулярные трудности с тем, чтобы усадить клиента за стол, это объясняется одной из следующих причин: терапевт не провел правильного объединения с приятного для ребенка стимулами, родители не подготовили ребенка к занятию должным образом, или терапевт недостаточно или неправильно поощряет ребенка во время занятия.

Объединение с приятными стимулами

Построение раппорта с ребенком также известное как «объединение с приятными стимулами» — это первый и ключевой шаг в начале обучения любого ребенка с аутизмом. Объединение — это прикладная стратегия, основанная на подкреплении, во время которой терапевт развивает дружеские отношения с ребенком, используя его интересы. Такие интересы могут включать конфеты, мультфильмы, музыку, видеоигры, игрушки, физическую активность и так далее. Цель объединения в создании отношений, основанных на доверии, мотивации и взаимных интересах терапевта и ребенка.

Родители, обратите внимание — любой терапевт, который начинает работать с вашим ребенком, должен начать с объединения с приятными стимулами. Терапевт никогда не должен просто приходить и тут же предъявлять ребенку какие-то требования. Лучше потратить больше времени на объединение, чтобы потом, когда начнется работа за столом, ребенок был успешен и доверял терапевту.

Я всегда могу сходу сказать, когда объединение с приятными стимулами прошло успешно. Это значит, что перед занятием ребенок встречает меня с радостью и интересом. Это значит, что ребенок хватает меня за руку и пытается усадить меня за рабочий стол, или сам идет и садится за стол, или тут же бежит к двери, чтобы поприветствовать меня, когда я прихожу к нему домой. Это признаки успешного объединения, над которым надо работать не один раз, а постоянно. Если я давно не видела ребенка из-за болезни, отпуска и так далее, то мне нужно снова познакомиться с ним и вернуться к объединению с приятными стимулами.

[2]

Подготовка ребенка к занятию

Терапевты, вам нужна помощь родителей, чтобы ребенок был готов к занятию. Вы можете быть самым веселым и удивительным терапевтом в мире, но если вы пришли домой к ребенку, который прыгает на диване, смотрит мультик и ест шоколадку одновременно, он, вероятно, весьма огорчится вашему приходу. Как правило, хотя бы за 30-45 минут до занятия родители должны начать напоминать ребенку о занятии. Например: «Скоро надо будет выключить телевизор, потому что придет Джейн». Родители также очень вам помогут, если будут использовать визуальное расписание на день, и если ребенок будет видеть, когда именно у него будет занятие с Джейн.

Родители, позаботьтесь, чтобы ребенок был сытым, чистым и сходит в туалет перед занятием. Терапевт не должен усаживать за стол ребенка, который хочет есть, пить или промок.

Подкрепление во время занятия

О подкреплении нужно говорить отдельно, но я хочу подчеркнуть несколько важных пунктов. Очень важно сохранять баланс между поощрениями и требованиями. Слишком много требований, и у ребенка начнется нежелательное поведение, или он попытается сбежать из-за стола. Слишком мало требований, и ребенок будет отключаться, отвлекаться, дурачиться или иначе развлекать себя. Постарайтесь менять поощрения, чтобы посмотреть, ради какой награды ребенок будет охотно садиться за стол. Приходите к ребенку с сумкой поощрений и игрушек, и пусть ребенок сам отнесет «веселую сумку» в комнату для занятий. В комнате разрешите ребенку выбрать в сумке одну игрушку и отнести ее за стол. Это безболезненный и простой способ добиться сразу нескольких целей: отвести ребенка в комнату для занятий, поднять ему настроение, успокоить и обеспечить переход ребенка от перерыва к работе.

Ниже приводится кое-какая информация об объединении, которую я обычно объясняю терапевтам-новичкам:

Как терапевт вы должны в первую очередь определять, что может быть поощрением для ребенка, и ребенок должен ассоциировать вас с этими поощрениями. Это может произойти, когда вы просто будете давать ребенку желанные предметы, будете сидеть рядом, когда у него есть к ним доступ, или начнете играть с этим предметом вместе с ребенком.

Переходите к требованиям и устной речи очень постепенно, по мере того, как ребенок начнет все больше доверять вам и принимать ваше присутствие рядом. Когда даете ребенку печенье, скажите «печенье». Через какое-то время попросите ребенка повторить слово за вами. Другой способ перейти к требованиям — размещать поощрение все дальше и дальше от ребенка или требовать от ребенка речь для получения поощрения. Положите печенье в коробку, которую ребенок не может открыть самостоятельно, а когда он придет к вам за помощью, подскажите ему слово или жест «открыть», прежде чем откроете коробку. Таким образом, ребенок поймет, что у терапевта есть доступ к тому, что он любит, и терапевт начнет ассоциироваться с весельем и поощрением. Применение поощрений и объединение с ними — это необходимый первый шаг перед тем, как работать по любой программе.

Объединение — это важный навык, к которому нужно возвращаться с течением времени. Если ребенок болел, пропустил несколько недель терапии из-за отпуска, или у него появился новый терапевт, то необходимо вернуться к объединению, прежде чем начать работу. Перед началом занятия ребенок должен с готовностью подходить к терапевту, и объединение — это инструмент, который позволяет этого добиться. Когда ребенок регулярно подходит к вам, пытается контактировать с вами, хочет, чтобы вы присоединялись к его играм (особенно во время перемены), или с радостью приветствует вас, то это значит, что объединение прошло успешно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источники


  1. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.

  2. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2016. — 320 c.

  3. Пэйдж, Сьюзен Супружеская жизнь: путь к гармонии / Сьюзен Пэйдж. — М.: Мирт, 2015. — 416 c.
Занятия с детьми-аутистами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here