Жуть как страшно! как помочь ребенку преодолеть страх

Сегодня обсуждаем тему: жуть как страшно! как помочь ребенку преодолеть страх с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Жуть как страшно! Как помочь ребёнку преодолеть страх.

Детские страхи…
Как много в этом словосочетании слилось.

Каждый из нас, взрослых, до сих пор помнит то, чего он боялся в детстве.

[1]

Кто-то вспоминает свои страхи легко и ярко, кто-то — сквозь туман и пелену, но все мы помним.

Почему? Потому что страх является одним из сильнейших переживаний и оставляет глубокий след.

Страхи бывают рациональные (страх выступления перед публикой, страх высоты, собак и т. д.) и иррациональные (страх чудовищ, темноты).

Дети могут начать испытывать систематический страх с трехлетнего возраста (когда появляются зачатки самосознания), реже с двух лет (при условии неблагоприятной среды или трагичного происшествия: испугала собака, другие дети, попадание в аварию и т. п.).

Если ребенок постоянно подвержен страхам, то это может сказаться на его психическом и физическом здоровье: снижение концентрации внимания, плаксивость, потеря контроля над поведением, нарушения сна, отсутствие аппетита, проблемы с поведением и адаптацией в школе или детском саду, вплоть до развития энуреза, сердечной и почечной недостаточности.

Но если бы у страха был адвокат, то он легко бы нашел слова в защиту обвиняемой эмоции. Страх нужен нам для выживания, он помогает мобилизовать внутренние резервы психики, поэтому «совсем терять страх» совсем даже не желательно. Все, что требуется от ребенка, да и от взрослого человека, это избавить себя от полного подчинения страху. Разбитая коленка заживет, но непобежденный страх может остаться на всю жизнь.

Можно ли научить ребенка управлять собственным страхом?

Часто страх ребенка получает развитие, потому что мы вовремя не помогли с ним справиться и не объяснили причину этого страха. Поэтому:

Как помочь ребенку освободиться от страхов?

«Не там мне страшно, где опасно.
Мне страшно жизнь
прожить напрасно.»

Протоиерей Александр Захаров.

Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте разберемся что такое страх, определим причины его возникновения и способы избавления от страхов.

Итак, страх — это следствие какой-либо угрозы, его фундамент — инстинкт самосохранения. Нет таких людей, которые не боятся абсолютно ничего, так как инстинкт самосохранения присутствует в каждом человеке. Учеными доказано, что девочки больше подвержены страхам, чем мальчики.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Какие различают страхи ?

Классификация страхов. Различают 3 вида страха.

  1. Навязчивые страхи– эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
  2. Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.
  3. Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

Основные направления в психокоррекционной работе с детьми:

1. Работа на повышение самооценки ребенка (можно использовать различные упражнения, например: «Похвалилки», «За что меня любит мама» и др.).

2. Арттерапия. Попросите ребенка нарисовать то, что его беспокоит. Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно.

Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование:

  • ребенок рисует свой страх;
  • ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха;
  • ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок (можно просто порвать рисунок на мелкие кусочки).

3. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж, телесно-ориентированная терапия).

4. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры: страх и тревога должны доводится до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

5. Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.

Цели: отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы.

Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе и повысеть самооценку.

И в заключении хотелось бы привести в пример притчу.

Притча: «Как побороть страх?»

— Учитель, я всего боюсь, — обратился один человек к мудрецу. – Я выхожу из дома и боюсь, захожу домой и боюсь, сижу дома и боюсь.

С сочувствием посмотрел на него учитель: — Я могу помочь твоему горю.

Мудрец пригласил гостя в свой дом. Он отвел его в самую дальнюю комнату, усадил за стол, налил ароматного чаю, поставил лучшие сласти.

[2]

— Угощайся, ешь и пей, — сказал он бедняге. – Когда же закончишь пить чай, выходи во двор – там я дам тебе лекарство от страха.

Довольный гость неспешно попивал горячий чай и заедал его медовой пахлавой, сладким рахат-лукумом, вкуснейшими лепешками с медом. Когда же он, успокоенный, закончил чаепитие, то быстро направился к выходу из комнаты.

Но, лишь приоткрыв дверь, он снова ее захлопнул – в соседней комнате находился огромный свирепый тигр. Он метался по комнате и громко рычал. Сердце у бедняги ушло в пятки. Он то и дело прислушивался к звукам, доносившимся из соседней комнаты. Он был обижен на учителя: как тот мог оставить его наедине с таким страшным зверем! Нет, наверное никогда не получить ему лекарства от страха!

Но вскоре шум в соседней комнате затих. Осторожно заглянул трусишка в соседнюю комнату и увидел, что тигр заснул. Времени на размышления не было: на цыпочках, чтобы не разбудить спящего тигра, проскочил он в следующую комнату. Но споткнулся о порожек и хлопнул дверью. И хотя тигр проснулся, человек был уже в безопасности.

Читайте так же:  Стадии внутреннего роста человека как личности

Однако беды его не кончились. Во второй комнате находился дикий волк. Шерсть на его загривке стала дыбом, он рычал, скалил зубы и медленно приближался к человеку. Тот же, парализованный, не знал, что делать. В поисках какого-нибудь оружия он стал шарить по карманам и нащупал кусок пахлавы, который он прихватил, закончив чаепитие. Тогда он зацокал языком и зачмокал губами, как обычно делают, подзывая собаку. Волк перестал рычать и внимательно посмотрел на человека. Тогда посетитель бросил волку кусок пахлавы, и пока тот поедал угощение, он бросился к выходу.

Но и в третьей комнате его ждала опасность: огромная кобра, расправив капюшон, страшно шипела и пыталась укусить его. Отпрянув назад, он увидел прислоненный к стене меч. Схватив его, он разрубил кобру пополам и наконец выбрался из дома.

На пороге его уже ждал мудрец:

— Страхи подстерегают тебя повсюду. Избежав одного, ты столкнешься с новым. Но теперь ты знаешь, что нужно делать: какие-то страхи можно игнорировать, и жить, несмотря на их присутствие. Другие страхи можно приручить. А какие-то страхи можно победить.

И благодарный человек отправился домой.

Если у Вас самостоятельно не получается справиться с подобной проблемой, обратитесь за помощью к психологу, который обязательно поможет решить проблему и найти выход.

Как помочь ребенку справиться со страхом

На протяжении долгих лет психологический комфорт детей оставался без внимания взрослых. Психологи пришли к мнению, что многие соматические заболевания у взрослых связаны с неправильным психологическим воспитанием. Невнимание родителей, издевательства сверстников, неумение общаться – все это делает малыша неуверенным в себе, порождает множество страхов и фобий, вызывает отвращение к людям, снижение внимания, ухудшение работы мозговых центров, разрушение неустановившейся психики.

Коррекция детских страхов – это целый комплекс мероприятий по воспитанию счастливой, развитой личности.

Как же провести лечение страхов у дошкольников, и возможно ли полностью побороть страх?

Страхи у детей дошкольного возраста возникают вследствие негативного психологического воздействия взрослых (родителей, воспитателей в детсаду, бабушек, дедушек, няни) или же самовнушения. Не стоит оставлять без внимания невротические расстройства, иначе в сознательном возрасте могут возникнуть более серьезные последствия. Вне зависимости от причины возникновения страха или фобии родители должны серьезно относиться к психологическому здоровью детей и активно помогать преодолеть страх. Следует понимать, что их видение мира и мышление значительно отличается от взрослого мировоззрения. Очень часто детская фантазия оживляет невоодушевленные предметы.

Главные причины страхов у детей дошкольного и школьного возраста:

  • перенесенные травмирующие психику ситуации (укус собаки, пчелы, падение и т. д);
  • психологическое давление со стороны взрослых относительно падений, убийств, несчастных случаев;
  • увиденный в детстве несчастный случай или участие в нем;
  • семейные конфликты;
  • неумение общаться и постоять за себя, издевки со стороны сверстников.

Чтобы помочь детям побороть свой страх, нужно найти причину беспокойного поведения.

Очень часто такой причиной становится досрочный выход мамы на работу. Длительное кормление грудью (3-5 лет) также приводит к психологическим расстройствам, нарушает речь. На психологическое состояние влияют все стрессы или конфликты, перенесенные мамой во время беременности.

Работа с проблемой

Лечение страхов у детей представляет собой работу по исследованию и устранению фобических расстройств. Детские страхи – это иерархическая система разных по происхождению, интенсивности переживаний, определяющихся личными особенностями восприятия, приобретенным опытом, установками, принятыми в социальной группе, и обобщенными закономерностями полового и психомоторного развития. Работа с детскими страхами предполагает четкое определение переживаний, которые считаются нормой и патологическими отклонениями. Невозможно найти детей, которые ничего не боится, но для некоторых боязнь может превратиться в навязчивую идею, которая значительно снижает качество жизни и вызывает такие негативные проявления:

  • тахикардия;
  • одышка;
  • головные боли;
  • нарушения работы ЖКТ;
  • панические атаки;
  • истеричность;
  • снижение концентрации, ухудшение восприятия;
  • эпилептические припадки и др.

Отечественные и зарубежные психологи выделяют 29 разновидностей детских страхов, испытываемых детьми с младенческого возраста до 16-18 лет. Кризисный период 7 лет. Характерными страхами для этой возрастной группы является страх смерти собственной или близких людей, одиночества, нападения, опоздания в учебное заведение.

В связи с особенностями формирования детской психики остро стоит проблема решения неприятности диагностики неврозов у детей младшего дошкольного и школьного возраста.

Опыты показали, что большая часть детей страдает от тревожности. Все это происходит вследствие неадаптированности детей к сравнительно взрослой жизни.

Нежелание идти школу

Проще всего бороться с детским страхом у дошкольников 3-5 лет. Ночные страхи у детей этого возраста чаще всего спровоцированы развитой фантазией, которая оживляет в темноте различные предметы, делая из них монстров. Преодоление фобий начинается с разъяснения ситуации и работы по адаптации к стрессору. Если это боязнь собак, можно попробовать завести щенка.

[3]

В комнате повесьте ночник. Перед сном давайте малышу теплое молоко, купайте в расслабляющей ванне с морской солью и аромамаслами. Лучше всего на нервную систему действуют такие аромамасла:

Посоветовавшись с врачом, можно пропить курс витаминов Неуробекс или Мультитабс. Они способствуют укреплению нервных клеток, улучшают мозговую деятельность.

Еще одним распространенным страхом является страх детского сада. По возможности лучше дождаться 3 лет, когда малыш будет более сознательным и сможет рассказывать о происходящих событиях. Не настраивайте заранее на негатив. Расскажите ему о том, как интересно знакомиться и общаться со сверстниками, помогите ему преодолеть страхи общения. В любом детсаду есть психолог, не стесняйтесь просить помощи в работе по адаптации.

Методы коррекционной работы

Чтобы помочь победить страх и научить ребенка преодолевать трудности, следует разобраться в концепции модели психологически здорового человека.

  • Полное принятие собственного «Я» и окружающих.
  • Полное владение рефлексией для познания себя.
  • Стремление к саморазвитию, улучшению, росту над собой.

На сегодняшний день остро стоит проблема зависимости между нарушениями со стороны неврологии и восприятием учебного материала, психомоторным развитием. К нарушениям психологического состояния у детей относят повышенную двигательную активность, нарушение внимания, агрессивность, утомляемость. Психологическое здоровье необходимо и в настоящем, и в будущем.

  • Детские страхи и их коррекция у детей дошкольного и школьного возраста рассмотрим ниже.
  • Повышение самооценки – адаптация к социуму, преодоление страха общения, принятие себя.
  • Избавление от страха – стимуляция стрессоустойчивости, обучение релаксации, формирование мировоззрения, обучение реальному восприятию окружающей среды и людей.
  • Работа с коммуникативными страхами у детей –методики по снижению суетливости, скованности, развитие навыков сотрудничества с окружающими, развитие слуховой и зрительной памяти, обучение без стеснения задавать вопросы и самовыражаться.
Читайте так же:  Учимся рисовать или предотвращаем нежелание учиться

Структура работы

Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится по 3 направлениям.

Чтобы победить детские страхи, необходимо структурировать работу. Для их преодоления используется релаксационная методика, позволяющая научить детей контролировать свой организм, дыхание. Для этого используется упражнение «драка»: быстрые ритмичные вдохи и выдохи. Улучшить контроль позволяет надувание воздушных шаров.

Следующим этапом являются игры, способствующие снятию стресса, желательна работа в парах.

С педагогами и воспитателями

Побороть детские страхи можно только при обобщенной работе педагогов и опекунов. Педагоги должны понимать, как сильно влияет развитие страхов и тревожности на дальнейшую жизнь. Важно, чтобы педагоги учитывали особенности и патологии в развитии детей в обучаемой группе. У многих детей во время процесса обучения потеют руки. Такая патология далеко не всегда связана с нервным расстройством, может быть спровоцирована заболеванием внутренних органов или вегето-сосудистой системы. Еще не установившаяся психика может сыграть злую шутку и спровоцировать замкнутость, нежелание посещать учебное заведение, боязнь сделать ошибку и быть высмеянным на глазах у коллектива.

С родителями

Побороть неуверенность в себе могут помочь родители. Важно помнить об уважительном отношении к детям. Если ему хочется вам помочь помыть посуду, поставьте для него миску с водой или наладьте конвейер взаимодействия: мама моет, а ребенок вытирает и складывает. Научите дисциплине, постарайтесь разработать режим дня и распределить важные дела и этапы отдыха равномерно.

Чтобы избавить детей от страхов, важно понимать тип восприятия окружающего мира. Есть дети, которые самостоятельно обучаются, есть те, кому все нужно рассказывать в игровой форме, существует также группа детей, на которых нужно оказывать мягкое давление, чтобы они занимались обучением.

Важно показать, что его любят и ценят таким, какой он есть. Поощряйте достижения, но не акцентируйте слишком много внимания на них.

Важно сохранять самообладание в любой ситуации.

Медикаментозное и психологическое лечение

Таблетки от страха прописывают довольно редко. Это поддерживающие препараты и витамины. Они способствуют укреплению нервной системы. Медикаментозное лечение носит второстепенное значение. Чаще транквилизаторы используются для успокоения гиперактивных детей, но они всего лишь снимают симптоматику и не помогут преодолеть страхи в общении или устранить боязнь темноты. Целесообразно назначить прием лекарственных настоев на ночь. С седативными препаратами в детском лечении следует обращаться очень осторожно и принимать в крайних случаях, они влияют на психомоторное развитие.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Методы коррекции страхов предполагают различные комплексные меры, в том числе и работу с психологом. Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу, стал раздражительным, замкнулся в себе, стоит задуматься над посещением специалиста. Индивидуальная работа психолога с детьми 7-8 лет включает также общение с людьми, проживающими вместе с ним. Увидев целостную картину, врач сможет предложить адекватное решение проблемы.

Заключение

Коррекция страхов у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста – это комплексная работа педагогов, родителей и психологов. Профилактика и коррекция детской тревожности и страхов предполагает обучение малышей релаксационным техникам, правильному восприятию себя в обществе и самого общества, его правил и устоев. Убрать страхи поможет доверительная беседа с родителями, коррекция эмоциональной обстановки дома, формирование правильного мировоззрения, обесцвечивание или полное отрицание существующих страхов.

Как помочь ребёнку меньше бояться?

Страх — это реакция, присущая каждому здоровому человеку. Страх — обычное, нормальное явление. Он необходим человеку для самосохранения, ведь не боятся только психически и умственно больные люди, а также те, кто пребывает в плену наркотического или алкогольного опьянения. Недаром говорят: «Пьяному и море по колено!»

И если ребёнок чего-то боится — это нормально, даже хорошо. Например, если он боится попасть под машину, то будет более осторожно переходить дорогу, если его пугают темнота, большие собаки, он постарается обойти стороной «опасные места», хотя это не всегда возможно.

Совсем иное дело, если ребёнок страшится слишком многого и если страх мешает ему жить: спокойно спать, выходить на прогулки, общаться, обучаться

С множественными и слишком сильными страхами просто необходимо бороться. Какие же советы можно дать родителям, бабушкам, столкнувшимся с проблемой детских страхов?

1. Не следует называть ребёнка трусом (даже трусишкой), ибо он будет чувствовать себя слабым, трусливым, считать себя хуже сверстников.

2. Обязательно нужно докопаться до причины страхов. Ни один страх не возникает без причины. Нам, взрослым, такие причины могут показаться просто смешными и глупыми. Например, мамочка часто говорит ребёнку: «Ах ты мой сладенький, вкусненький, да я тебя съем!» Потом оказывается, что её ребёнок больше всего боится быть съеденным, людоедов.

3. Не следует преуменьшать страх ребёнка, не придавая ему значения. Например, малыш просит: «Мама, не выключай на ночь свет, я боюсь, что из шкафа поползёт чёрная рука и меня задушит!» А мама отвечает: «Да ладно тебе, сынок, ты что как маленький! Загляни в шкаф, нет там никого и хватит капризничать!»

4. Обязательно нужно много говорить с ребёнком о его страхах. Если он ещё совсем маленький (3, 4 годика), пусть нарисует то, чего он боится, а потом порвёт свои рисунки. Такой метод подходит и для детишек шести, семи лет.

5. Нужно попытаться найти слова, объяснения, которые помогут уменьшить конкретный страх ребёнка. То есть надо объяснять ребёнку, почему не стоит сильно бояться чего-либо. Например, пятилетний малыш очень боится умереть, каждый день спрашивает о смерти. Подобные вопросы пугают и беспокоят заботливых родителей; они утешают ребёнка: «Да ты что! Ты не умрёшь, будешь долго-долго жить, мы не дадим тебе умереть!» Это иллюзии, и не стоит развивать их. Можно сказать, например так: «Да, ты тоже когда-то умрёшь, но если будешь аккуратно переходить дорогу, не уйдёшь с незнакомыми людьми, будешь мыть руки перед едой, то проживёшь долго-долго!»

6. Если ребёнок боится чего-то предметного, того, что можно увидеть, потрогать, можно попробовать либо поиграть с ним в игрушки, символизирующие объект страха, либо создать ситуацию, в которой объект страха окажется совсем не страшным. Например, ребёнок боится больших кошек. Поиграйте с ним с игрушечными кошками, посмотрите, как он будет реагировать на плюшевую большую кошку, потом пусть он подойдёт к маленькому настоящему котёнку. Если не побоится играть с котёнком, предоставьте возможность брать на руки всё более взрослых (больших) котов.

Читайте так же:  Контролируй эмоции

7. От некоторых страхов избавлять ребёнка не стоит. Они или сами пройдут со временем, или станут менее острыми. Допустим, ребёнок боится воды, глубины. Сводите его в неглубокий бассейн, но обязательно будьте рядом. Постепенно отходите чуть дальше, но в первые дни лучше держать ребёнка за руки, пока он ножками бултыхает по воде. Этот ребёнок может не любить купаться в большой реке, в море, и не надо из этого делать проблему.

8. Аксиома — если дома всё спокойно, то и ребёнок не будет бояться почти ничего. В семье должна быть атмосфера спокойствия, дружелюбия, истинной благожелательности, искренности чувств, тогда и дитё ощутит уверенность, заботу и комфорт.

9. Не давайте ребёнку окунаться с головой в свой страх, не давайте ему на это сил и времени. Если день был насыщен интересными, яркими впечатлениями, полезными делами и игрой, ночью чадо скорее всего заснёт моментально. Но не нужно перегружать, утомлять ребёнка, иначе он не сможет уснуть и страхи вернутся. Если чадо боится темноты, перед сном следует сказать: «Смотри, мы всегда рядом, если станет страшно, зови, придём, погладим, приласкаем!» В случае боязни темноты, не надо закрывать дверь в комнату, где спит ребёнок. Очень хорошо заменять свет на звук. То есть, выключая свет, включать радио, магнитофон, телевизор, чтобы звуки были не громкие: спокойная музыка, монотонный голос диктора).

10. Хорошо помогают сказки и стихи про объект страха. Ну это уже фантазию надо проявить и творчество. Я даже не могу привести пример.

11. Разумеется, не следует высмеивать страх ребёнка, ругать, укорять малыша за трусость, дразнить, подшучивать и указывать на страх при посторонних. Особенно опасно сравнивать ребёнка с другими детьми. «Ваня, смотри, Оля вот плавает, не боится, а ты. »

Интуиция, знание детской психологии, житейский опыт — всё это — надёжное подспорье для вас в помощи любимым чадам избавится от сильных страхов.

Жуть как страшно! Как помочь ребенку преодолеть страх

Детские страхи — явление обычное. Умение испытывать страх является залогом успешного выживания. И это неудивительно, ведь когда ты ещё слишком мал, трудно понять, что опасно, а что нет. Лучше уж убегать ото всего, что тебе таковым хотя бы покажется. Но у этой монеты есть и другая сторона. Вовремя неразрешённые, детские страхи могут перерасти в патологию, и оказать плачевное влияние на всю дальнейшую судьбу человека.

Не говоря уже о том, что ещё в детском возрасте страхи, на которые родители не отреагировали или отреагировали неадекватно, могут привести к повышенной негативистической активности у ребёнка, тревожности и даже ухода от реальности. В первом случае ребёнок начнёт вести себя демонстративно, намеренно привлекая внимание окружающих, при этом за отсутствием положительной реакции он переключится на вызов отрицательной, лишь бы была какая-нибудь. Во втором у ребёнка может резко понизиться самооценка, он начнёт бояться неудачи, перестанет проявлять инициативу. В случае ухода от реальности, ребёнок одновременно будет и тревожен, и демонстративен. Всё больше он будет стараться пребывать в мире собственных фантазий, чувствуя себя защищённым только там.

Конечно, любящие родители не допустят подобного. Но как определить, что ребёнку действительно нужна помощь, а он не просто в очередной раз испугался какого-нибудь сущего пустяка? Для этого нужно, для начала, узнать больше о детских страхах, как таковых.

Какими бывают детские страхи? В возрасте 2-3 лет малыш может бояться резких звуков. Это один из самых распространённых животных страхов, поскольку в природе всякий резкий звук почти всегда означает опасность. Живя в городах, мы привыкли к постоянным гудкам автомобилей, заводов и прочих пароходов, но малыш боится их инстинктивно, он ещё не понимает, что звуки сами по себе не несут никакой опасности. Второй распространённый страх, проявляющийся уже в этом возрасте — страх темноты. Ещё дети боятся домашних животных, опять-таки, потому что ещё к ним не привыкли, а всякое незнакомое животное на инстинктивном уровне для ребёнка означает опасность.

В 3-4 годика у ребёнка начинает развиваться воображение и это выливается в страх перед собственными фантазиями. Это один из самых сложных периодов, поскольку такой страх уже не убрать физически, как кошку из комнаты, например, или включив ночник, но и устранить его при помощи рационализации трудно, ввиду того, что малыш ещё всё познаёт мир в основном через эмоции. Чаще всего ребёнка пугают игра теней, персонажи мультфильмов, собственные сны.
Начиная с пяти лет, у ребёнка появляются взрослые страхи, вроде страха перед потерей любимого человека, страха смерти, страха перед тяжёлой болезнью.

Как нельзя вести себя родителям? Ругать малыша. «Такой большой, а боишься такой глупости! Как не стыдно?». Ни в коем случае, так вы только добавите к чувству страха чувство вины и ребёнок, возможно, замкнётся в себе, вынужденный переживать свои страхи в одиночестве.

Ставить себя в пример. «Посмотри на меня — я же не боюсь!». Какой вы молодец! Вам-то хорошо, вы большой и сильный, а каково ребёнку? Он ищет в вас поддержки, в том, что вы всесильны и можете справиться с чем угодно, у него пока нет никаких сомнений.

Избегать того, чего ребёнок боится. «Тебе не нравится игрушка — мы её спрячем!». Можно спрятать игрушку, но нельзя спрятать страх. Он ещё долго будет преследовать ребёнка, если его не победить.

Как нужно себя вести, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх? Показать, что вы рядом. Не разубеждать ребёнка, что бояться ему нечего, а показать, что вы защитите его от чего угодно. Это древний механизм, малыш ждёт и желает именно этого — убеждённости в том, что его мама и папа рядом.

Показать, что вы понимаете его. Нужно дать понять, что вы понимаете, чего именно боится ребёнок, но обязательно защитите его от этого.

Пообещать ему, что всё будет хорошо. Просто возьмите ребёнка на руки, покачайте его и говорите, что всё будет хорошо, тогда он быстро успокоится. Очень хорошо в этом случае справляются именно папы — их низкие голоса успокаивают ребёнка даже лучше, чем мамины, вселяя в него чувство защищённости и безопасности.

Читайте так же:  Замороженная жизнь

Поощряйте ребёнка быть смелым. Но делать это нужно деликатно. Не воспитывать в нём какое-нибудь очередное глупое «Ты будущий мужчина! Ты должен…», а вместо этого просто радоваться вместе с ним, когда ребёнку удалось победить очередной страх и выражать уверенность, что и с будущими страхами он тоже расправиться так же легко. Напоминайте ему о его победах, а не зацикливайтесь на неудачах.

Как преодолеть страх? Это только «первая помощь», для полноценного преодоления страха, нужно будет дать ему настоящий бой. Существует несколько методик, позволяющих преодолеть страх. Главное, помните, что нужно воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка в большей степени, нежели на рациональную. Почти не возымеют эффекта многочисленные убеждения ребёнка в том, что комната остаётся точно такой же, когда она тёмная, как и когда в ней светло. Лучше оставить её в темноте, а остальные комнаты осветить. Затем заходить с ребёнком в тёмную комнату, держа за руку. Выходите, как только ребёнку станет страшно. Со временем, он привыкнет, ваши совместные «походы» в страшную комнату будут продолжаться всё дольше, пока он не научится справляться и вовсе без вас.

Также очень полезным бывает обыгрывание ситуации. Пусть вымышленный герой попадает в ситуации, когда его атакуют страхи вашего ребёнка. Пусть он находит выход из этой сложной ситуации, выходит из неё победителем. Это и в ребёнке воспитает способность противостоять собственному страху. Существуют настоящие, так называемые, терапевтические сказки. Это психологическая практика, которая позволяет воздействовать на ребёнка через понятный ему мир сказок.

В случае если долгое время вам никак не удаётся победить детский страх, разумным решением, возможно, будет обратиться к специалисту за помощью. Но ни в коем случае нельзя махать рукой на детские страхи и думать, что он их просто перерастёт. Слишком велика опасность для него обзавестись малоприятной фобией на всю жизнь.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Детская психология»

Как помочь ребёнку преодолеть страх?

Каждый ребёнок испытывает страхи, особенно от двух до девяти лет. В этом возрасте они уже многое видят и знают, но ещё не всё понимают. Детские страхи – это естественная реакция инстинкта самосохранения. Страх помогает ребёнку мобилизовать силы для активной деятельности, способствует запоминанию опасных событий, чтобы в будущем их избежать, он обостряет все органы чувств и помогает видеть признаки опасности.

Однако при длительном действии страх может приобретать затяжной невротический характер, он сковывает активность, порождает у ребёнка постоянную напряжённость и неуверенность в себе.

Существует две категории детских страхов – возрастные и невротические. Возрастные страхи появляются, когда дети доходят до определённого уровня психического и умственного развития.

Ребёнок первых лет жизни боится всего неизвестного и нового, для него всё реально и страхи тоже реальны. Сказочные персонажи для него – это реальные живые существа, присутствующие где-то рядом.

До 7-8 месяцев можно говорить о реакции беспокойства, а в 8 месяцев уже появляется страх незнакомых или чужих людей. Ребёнок эмоционально реагирует на отличных от матери чужих взрослых, он их отторгает, чувствуя опасность извне.

В 1-2 года дети боятся одиночества, высоты, врачей, уколов, резких звуков и т.д. В 3-4 года – сказочных героев, темноты, замкнутого и открытого пространства, наказания, движущегося транспорта, крови.

Чем старше становится ребёнок, тем больше испытывает страхов – это связано с возросшим пониманием опасности. К 6-7 годам дети боятся смерти родителей, животных, огня, глубины, страшных снов, пожара, войны и т.д. В этом возрасте они понимают, что может нанести вред или что несет угрозу для здоровья и жизни.

Возрастные страхи естественны, они необходимы для тренировки природных инстинктов. А невротические страхи несут серьёзные проблемы, они деструктивны: разрушают убеждение малыша в миролюбии и безопасности окружающего его мира. Невротические страхи характеризуются повышенной эмоциональной напряжённостью, длительным течением или постоянством и отрицательно влияют на психику.

Как помочь ребёнку преодолеть страхи?

– Прежде всего родителям нужно исключить запугивание ребёнка Бабой Ягой, волком, Бармалеем и т.д., если он не хочет засыпать или выполнять требуемое. Сказочные герои, олицетворяющие зло, влияют на чувствительную психику малыша и вызывают беспокойство и ночные страхи.

– Самим родителям нужно меньше демонстрировать собственные страхи перед детьми – это самый простой путь передачи страхов от родителей к детям: чего боятся родители, того и боятся их дети. Они настраивают свою эмоциональную реакцию на реакцию родителей.

– Исключите семейные конфликты в присутствии детей. Иногда после ссоры недовольство выливается на детей, и ребёнок чувствует себя виновником или причиной конфликта – это формирует тревогу и страх.

– Существует много психологических техник, используемых в работе с детскими страхами, вот некоторые из них:

  • Игры с песком. Из песка можно построить любой предмет, вызывающий у ребёнка страх, а затем сломать, или закопать страшный предмет страха в песок и залить водой. Нужно повторять это несколько раз, пока не наступит успокоение.
  • Игры с куклами. Придумайте «страшную историю» с пугающим малыша объектом, разыграйте мини-спектакль, как смелая кукла справляется со «страшилкой». Это поможет естественно пережить проблему, снять напряжение и освободиться от страха.
  • Сочинение добрых сказок. Сказки очень эффективны в общении с детьми. Поэтому, придумывая сказочные истории, ориентированные именно на вашу конкретную проблему, помогут ребёнку преодолеть собственный страх. В мире сказки дети находят элементы реальной жизни и с помощью примера положительного персонажа сами стремятся победить страх.
  • Рисуночный игры. Рисование помогает снижать напряжение. Выливая на бумагу свои переживания и страхи, дети освобождаются от них. Предложите ребёнку нарисовать свой страх, а затем тщательно его зачеркнуть, затем порвать на мелкие кусочки и выбросить. Убедите малыша, что страх исчез навсегда вместе с бумагой.
  • Разучивайте с ребёнком песенки и стихи, утверждающие победу над страхом, (например, «Не стоит темноты бояться» В. Данько)

Не стоит темноты бояться,
Ведь очень добрая она,
Вам сны чудесные приснятся,
Когда в окно глядит луна.
Усни, малыш, усни,
Свои закрой ты глазки,
Тогда увидишь сны,
Как побывал ты в сказке.

Детские страхи порой возникают неожиданно, и родители не могут найти им объяснения. В каждом конкретном случае нужно разбираться, выяснять причину. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью очень ранимы и уязвимы. К ним нужен особый подход и внимание, они более подвержены страху. Если вы замечаете, что ваш малыш чрезмерно пуглив, тревожен, боязлив, поговорите с психологом в детском саду, он даст вам конкретные рекомендации и окажет помощь.

Читайте так же:  О том как похудеть - 2

Как помочь ребёнку преодолеть страхи: советы психолога

Не каждый взрослый может разобраться в своих эмоциях. Для маленького ребёнка эта задача ещё сложнее.

От осознания эмоций в раннем детстве зависит умение принимать их или справляться с ними в будущем. Как помочь детям осознать, принять или побороть эмоции, мы расскажем в серии статей об эмоциональном интеллекте.

Эмоция страха в психологии отнесена к базовым. Благодаря ей человек мобилизуется и убегает при надвигающейся опасности.

Но детские страхи порой иррациональны и мешают спокойно жить и детям и родителям. Поэтому мы предпочитаем, чтобы боязней не было, а если они есть, активно боремся с ними. Родители часто спрашивают, как помочь ребёнку побороть страх. Однако прежде чем сражаться с ним, его нужно принять и осознать.

Как родителям принять эмоцию страх

Работая психологом в школе, я занималась с маленькой девочкой, которая ужасно боялась вампиров. Когда мы разговаривали в первый раз, я спросила, как относится к ним мама. На что девочка ответила: «Ой, она тоже их сильно боится!»

Я обратилась к маме. Она ответила, что понятия не имеет, где дочка узнала о вампирах — дома взрослые запрещают ей страшные фильмы и сказки, всегда обходя эту тему стороной. Из-за запретов и «обхода темы стороной» девочка решила, что мама настолько боится этих существ, что даже не может поговорить о них.

Первое, что нужно сделать родителям в борьбе с детскими страхами — принять их существование. И разрешить сыну или дочери пугаться. Первые страхи обычно появляются в возрасте четырёх лет. Это совершенно нормальный этап детского развития. Скорее вас должно насторожить, если дети вообще не боятся.

Говорите малышу, что эта эмоция нормальна, расскажите о своих боязнях, даже нерациональных. Например, вы с детства опасаетесь незнакомых собак или неприятно чувствуете себя, летая на самолёте.

Соблюдая возрастные ограничения, не отказывайтесь от страшных мультфильмов или книг. Всё равно дети узнают нечто пугающее от друзей в саду, школе или дворе, в отрывке телевизионной передачи, от других взрослых. Домысливание сюжета всегда создаёт больше страхов, чем сам сюжет.

Осознание и проговаривание

Как только вы узнали и приняли, что ребёнок боится, поговорите об этом.

Будучи маленькой, в одном журнале по медицине я наткнулась на рисунок эмбриона. Красный цвет и человекоподобные формы произвели на меня неизгладимое впечатление. Много месяцев я видела во сне эмбрионы и просыпалась в слезах. Когда я рассказала маме, что именно меня пугает, она объяснила, что так выглядит малыш в животике и я сама была такой. Мы посмотрели много фотографий и рисунков, после чего боязнь исчезла.

[3]

Даже если дети не вызывают вас на беседу, постарайтесь завести разговор о страхах. Объясните всё как можно подробнее. Посмотрите вместе картинки и найдите информацию. Например, расскажите, откуда взялась легенда о вампирах или почему, с точки зрения науки, полезнее спать с выключенным светом (ни в коем случае не отрицая, что темнота действительно пугает). Чем более научными будут ваши рассказы, тем лучше.

Как помочь ребёнку преодолеть страх, который не уходит

Часто после проговаривания и просто со временем дети перестают бояться. Если страх недолгий и не мешает жизни, дайте малышу немного времени, чтобы боязнь прошла сама.

Если вы приняли детский страх и отказались от формулировки: «Ничего пугающего тут нет!», обговорили его, но он не проходит, перейдите к упражнениям. Одним из методов является вживание в страшный образ.

Маскарады — прекрасное терапевтическое упражнение. Можно устроить специальный костюмированный праздник с жуткими персонажами. Сделайте ситуацию немного комичной, используйте чувство юмора, предложите сыну или дочке перевоплотиться в вампира и пугать всех вокруг. Задача гостей — не засмеяться. Такая игра вызовет много смеха и положительных эмоций.

Если детей пугают абстрактные вещи — темнота, смерть, потеряться — проигрывайте их сценками. После обсудите, что было особенно жутким. Старайтесь слушать и не навязывать своё мнение.

Другой способ преодолеть детские страхи — рисунки.

Обычно дети с удовольствием изображают то, что их пугает. Сделайте выставку страшных рисунков, в создании которой поучаствует не только ребёнок, но и другие члены семьи и друзья. Таким образом, вы покажите, что каждый чего-то боится, а малыш вряд ли будет опасаться нарисованного собственноручно.

Если боится кто-то другой

После того как вы признали и поработали со страхами детей, обратите внимание, что другие тоже испытывают эту эмоцию. Вот маленький мальчик на площадке плачет, потому что не видит маму. Подойдите вместе со своим ребёнком к нему и спросите, что произошло. Проговорите и обозначьте эмоцию: «Ты не видишь маму и поэтому испугался». Предложите варианты, как решить проблему: побыть вместе, пока мама не придёт, или пойти поискать её в пределах площадки. После обговорите с вашим ребёнком, что мальчик испугался, а вы пытались помочь по мере возможностей. Скоро вы увидите, как ваш сын или дочь вместо «Не бойся, собаки нестрашные» скажет другу: «Я вижу, что тебе страшно быть рядом с этой собакой. Хочешь, мы пойдём в другое место или я спрошу хозяина, кусается ли она?»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Осознание этой эмоции помогает не только в избавлении от страхов, но и в развитии эмпатии, что поможет в жизни.

Источники


  1. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.

  2. Воронова, Мария Клиника измены. Семейная кухня эпохи кризиса / Мария Воронова. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Neoclassic, 2011. — 352 c.

  3. Морозова, Елена Как развестись за неделю / Елена Морозова. — М.: Невский проспект, 2017. — 128 c.
Жуть как страшно! как помочь ребенку преодолеть страх
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here